Деятельность государственных и благотворительных организаций в решении проблем и поддержке бездомных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность государственных и благотворительных организаций в решении проблем и поддержке бездомных



Деятельность государственных социальных учреждений по решению проблемы бездомности

 

Согласно международной Конвенции о правах человека, все без исключения категории бездомных имеют право на приют, особенно в ночное время. При этом должен соблюдаться дифференцированный, ориентирующийся на различные категории людей подход.

Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. Специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяет следующие разновидности трудных жизненных ситуаций:

•   инвалидность;

•   неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,

•   болезнь;

•   сиротство;

•   безнадзорность;

•   малообеспеченность;

•   безработица;

•   отсутствие определенного места жительства и т.д.

Социальные услуги в настоящее время оказывают более 27 тыс.

учреждений и служб. Их возможностями только в 2006 г., по экспертным оценкам, воспользовались более 25,5 млн. человек, которых можно отнести к группам социального риска. Это люди пожилого и старческого возраста, инвалиды, беспризорные несовершеннолетние дети, женщины и дети - жертвы семейного насилия, граждане без определенного места жительства и др.

Ежегодно количество учреждений социального обслуживания увеличивается на 7 - 15 %, что свидетельствует о возрастающей потребности населения в различных видах помощи. Число бездомных, которым были предоставлены услуги социального обслуживания, постоянно растет. Если в 2000 г. такие услуги получили 48,5 тыс. человек, то в 2005 г. - 128 тыс.

Количество учреждений социального обслуживания, работающих с лицами без определенного места жительства, за последние пять лет возросло с 89 до 140.

Оказание специализированной помощи бездомным и бродягам имеет в России многолетнюю историю. Например, в дореволюционной Москве на 1,5 млн. жителей приходилось 150 богаделен, 50 домов для престарелых, 26 многоквартирных дешевых (социальных) домов, несколько десятков ночлежек.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 5 ноября 1995 г. № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц БОМЖ, включающей в себя специализированные учреждения. Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц БОМЖ, отнесены на счет бюджетов субъектов РФ.

Правительство РФ приняло еще одно постановление от 8 июня 1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», касающееся бездомных и регулирующее деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

В ряде регионов России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Омской областях, Республике Дагестан и др.) администрациями и органами социальной защиты населения были сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

В настоящее время сложилось пять типов социальных учреждений, оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

) дома ночного пребывания;

) специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;

) центры социальной адаптации;

) социальные гостиницы и приюты;

) центры срочной социальной помощи.

Специальные исследования, проведенные в ряде городов России, выявили широкий спектр потребностей бездомных в различных видах помощи.

В июне 1992 г. в Москве в порядке эксперимента был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России - в Кемерове (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов.

Дома ночного пребывания оказывают услуги реабилитационной направленности лицам без определенного места жительства. Основной задачей дома ночного пребывания является предоставление ночлега лицам БОМЖ, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов, которые обращаются в эти учреждения сами или по направлению органов внутренних дел либо социальной защиты. В этих учреждениях предоставляются следующие услуги:

•   бесплатный ночлег в течение 12 часов (койко-место с постельными принадлежностями);

•   талон на одноразовое бесплатное питание;

•   консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания;

•   нуждающимся - первая медицинская помощь и санитарная обработка.

Для оказания первой доврачебной помощи в учреждении организуется медицинский пункт, возглавляемый фельдшером. Для проведения санитарной обработки поступающих лиц существуют душевая кабинка и дезинфекционная камера. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения. Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции.

Противопоказаниями приема в дом ночного пребывания является наличие:

•   туберкулеза в активной форме;

•   заразных заболеваний кожи и волос;

•   острых инфекционных и венерических заболеваний;

 


 

Таблица 3. Рейтинг нуждающихся в конкретных видах помощи.

 

•   психических заболеваний;

•   острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.

Койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти.

В настоящее время количество бездомных значительно превышает возможности домов ночного пребывания по их принятию. Кроме того, бездомные слабо информированы о существовании и месте нахождения данных учреждений.

Дома ночного пребывания в основном содержатся за счет регионального бюджета, и воспользоваться ими могут только бывшие жители региона, хотя в крупных городах большая часть бездомных - экономические мигранты (в Москве - 80 %, в Санкт-Петербурге - 40%).

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постоянном уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.

В 1998 г. было создано первое государственное учреждение - спец. интернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освободившихся из мест лишения свободы, в котором проживают также лица без определенного места жительства. Этот спец. интернат был предназначен для лиц мужского пола. В данном учреждении для проживающих организован производительный труд на основе заключения договоров с поставщиками. Проживающие занимаются изготовлением изделий из полуфабрикатов, резьбой по дереву, сборкой выключателей, искусственных цветов с подсветкой, люстр, электрических розеток разных видов.

Эта форма социальной работы с лицами БОМЖ из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социальные проблемы, но и восстановить утраченные связи с обществом. Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый освободившийся из мест лишения свободы - инвалид или престарелый (11 - 12 %).

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. В них проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, в которых бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период им оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Клиентам центра предоставляются талоны на бесплатное питание.

Социальные гостиницы и приюты относят к учреждениям реабилитационного типа для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Клиентами данных учреждений могут быть:

•   пенсионеры, попавшие в трудные жизненные ситуации (например, ожидание направления в дом престарелых, разногласия с родственниками, отсутствие жилья - переселенцы и т. д.);

•   инвалиды различных категорий (если, например, район сельскохозяйственный, то в связи с этим зачастую инвалиды не могут самостоятельно пережить зиму);

•   женщины - жертвы семейного насилия с несовершеннолетними детьми;

•   несовершеннолетние матери-одиночки;

•   бывшие заключенные, освободившиеся из мест заключения;

•   сироты, окончившие специализированные детские учреждения образования и вернувшиеся по месту рождения для дальнейшего жизнеустройства;

•   семьи переселенцев из других регионов края, России;

•   малообеспеченные семьи с детьми и без них, попавшие в трудные жизненные ситуации;

•   граждане различных возрастных категорий, не имеющие постоянного места жительства, регистрации (БОМЖ).

Социальные гостиницы дают бездомным возможность десятисуточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица БОМЖ получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Штаты данных учреждений комплектуются из специалистов имеющих опыт общения с трудными клиентами. Проживание в социальной гостинице предусмотрено сроком до шести месяцев. Иногда время решения проблемы затягивается, и клиент может остаться на более длительный срок. Для каждой группы клиентов разрабатываются и применяются индивидуальные программы социальной поддержки и реабилитации. Специфика трудной жизнен­ной ситуации требует строго индивидуального подхода к каждой социальной группе.

Программа деятельности социальной гостиницы включает следующие мероприятия:

) выявление граждан, нуждающихся во временном убежище, поселении;

) оказание клиентам первой необходимой помощи, гигиенической (санитарной) обработки, медицинской помощи;

) создание приемлемой жизненной среды, позволяющей клиентам социальной гостиницы на время пребывания в ней вести нормальный образ жизни, приближенный к приличному;

) определение видов помощи клиенту для дальнейшего его жизнеустройства;

) оказание клиентам социальной помощи по отдельному индивидуальному плану.

Клиентами социальной гостиницы могут стать любые граждане независимо от пола, национальности, возраста, профессии, образования, вероисповедания, не имеющие постоянного места жительства. Причинами бездомности могут стать и отношения в семье, и стихийные бедствия, и отсутствие жилья как такового (сироты, возвратившиеся в район из детских домов, бывшие заключенные исправительных учреждений, временные переселенцы).

В рамках предоставляемых социальной гостиницей услуг удовлетворяются самые разные потребности клиентов, включая решение вопросов повседневного быта, психосоциальных, семейных, жилищных, финансовых, юридических проблем. Например, решение вопросов жизнеустройства конкретного клиента включает:

•   восстановление паспорта, оформление временной регистрации, поиск возможностей для получения постоянного жилья;

•   содействие в трудоустройстве;

•   оформление одиноких престарелых и инвалидов в стационарные учреждения системы социального обслуживания;

•   оформление группы инвалидности и пенсии и многое другое.

При оказании специализированной помощи клиентам социальной гостиницы важна координация деятельности различных специалистов, включая служащих других учреждений и ведомств (междисциплинарный подход).

Условия приема в социальную гостиницу предусматривают:

•   экстремальность ситуации, в которой лица БОМЖ находятся в настоящее время;

•   острую потребность в хотя бы временном жилье и создании специальных условий для адаптации и интеграции в обществе;

•   отсутствие медицинских противопоказаний.

Противопоказаниями к приему в социальную гостиницу являются:

•   туберкулез в активной форме;

•   инфекционные заболевания кожи и волос;

•   венерические заболевания;

•   психические заболевания, имеющие выраженные симптомы, которые сопровождаются в момент приема расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;

•   алкогольное и наркотическое опьянение;

•   противоправное поведение;

•   полная утрата способности к самообслуживанию (необходимость постельного режима, постоянного ухода и, как следствие, определения в стационарные лечебные учреждения).

Потребность в социальных гостиницах постоянно возрастает в различных регионах России. Существует опыт увеличения количества социальных гостиниц на базе многофункциональных учреждений социальной защиты. Необходимы новые формы работы с клиентами гостиницы. Введение системы дифференцированной оплаты за проживание (полной, частичной, льготной) могло бы увеличить срок проживания в данных учреждениях лиц, которые прошли курсы реабилитации и трудоустроились, в качестве не клиентов, а постояльцев социальной гостиницы до решения жилищного вопроса.

Большую роль в оказании помощи бездомным из числа лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий, играют центры срочной социальной помощи. Основными причинами обращения в центры срочной социальной помощи являются:

•   отсутствие документов, удостоверяющих личность;

•   отсутствие жилья;

•   невозможность самостоятельно трудоустроиться и, как следствие - отсутствие средств существования;

•   необходимость прохождения медико-социальной экспертизы и оформления группы инвалидности;

•   необходимость получения медицинской помощи;

•   проблемы пожилых людей, брошенных детьми;

•   жизненная неустроенность бывших воспитанников детских домов;

•   вынужденная миграция граждан в поисках работы, жилья.

Центры срочной социальной помощи предоставляют клиентам следующие виды услуг:

•   восстановление документов;

•   установление группы инвалидности;

•   трудоустройство;

•   оформление в дома-интернаты;

•   натуральная помощь;

•   медицинская помощь;

•   бесплатные юридические консультации.

В структуру данных учреждений входят следующие подразделения:

) отделение первичного приема и социальной диагностики;

) отделение социально-медицинской помощи.

При принятии решения о предоставлении клиентам необходимых услуг учитываются:

•   интересы каждого клиента;

•   состояние его здоровья;

•   специфика трудной жизненной ситуации, в которой он находится;

•   содержание индивидуального плана реабилитации;

•   временной фактор потребности в услугах;

•   материальные возможности клиентов и др.

В своей работе сотрудники центра, как правило, используют комплексный подход, направленный на улучшение жизненной ситуации клиента и выведение его из кризиса.

Специалисты проводят реабилитационные мероприятия с клиентами, имеющими внутреннюю мотивацию к улучшению своей жизни - личный адаптационный потенциал. Методы сопровождения клиента до возвращения к нормальной жизни дают результаты, выражающиеся в уменьшении возвращения клиентов, находившихся на обслуживании. Немалый процент бездомных занимает иждивенческую позицию. Как правило, это люди, которые о занятия бродяжничеством не работали или находились в местах лишения свободы. Реабилитационная работа с клиентами, которые имеют длительный срок бродяжничества, затруднена. Длительная бездомность ведет к деградации личности, потере ею каких-либо интересов к изменению образа жизни.

Деятельность пунктов срочной социальной помощи позволяет оперативно оказывать помощь людям, не имеющим жилья и средств к существованию, в холодный период года, когда возрастает их смертность от переохлаждения, и в жаркий период года - от инфекционных заболеваний. Созданию пунктов срочной социальной помощи препятствует лишь отсутствие свободных зданий в коммунальной собственности города. Существует опыт создания модулей пунктов срочной социальной помощи из реконструированных 40-футовых железнодорожных контейнеров. В пунктах срочной социальной помощи осуществляются прием на ночлег, выдача питания и оказывается первая медицинская помощь бездомным людям.

Условием для приема бездомных в специализированные социальные учреждения являются:

•   в дом ночного пребывания-личное заявление обратившегося или направление органов социальной защиты либо внутренних дел;

•   в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией, паспорт (либо справка № 9, выданная органами внутренних дел) или справка об освобождении из мест лишения свободы;

•   для центра социальной адаптации необходима также медицинская карта.

В настоящее время для бездомных развернуто более пяти с половиной тысяч койко-мест для временного проживания в 117 домах ночного пребывания, социальных приютах, центрах социальной адаптации.

Исследование причин социального аутсайдерства, проведенное учеными Ярославского государственного университета на базе дома социальной адаптации (ДСА), выявило характерные особенности образа жизни людей, ставших клиентами данного типа учреждений. Контингент, постоянно проживающий в данных учреждениях, составляют люди в возрасте от 40 до 55 лет, около 20 % - лица пенсионного и предпенсионного возраста. В бомжи попадают люди, сложившиеся как личности, обладающие определенным жизненным опытом, но не имеющие достаточных шансов найти постоянную работу. Анализ распределения бомжей по специальностям показал, что большинство из них - достаточно образованные люди с преобладанием рабочих специальностей. Среди опрошенных 19% на момент опроса имели постоянную работу, которая, однако, не давала им возможности обеспечить себя хотя бы временным жильем. Большинство обитателей домов социальной адаптации имели работу преимущественно временного характера. Основной причиной отказа работодателей в предоставлении бомжам постоянной работы было отсутствие прописки, что является прямым нарушением законодательства.

Суммарные доходы клиента домов социальной адаптации, как правило, ниже среднего прожиточного минимума по региону. Основными источниками доходов являются:

•   случайные заработки;

•   заработная плата;

•   отоваренные талоны домов социальной адаптации;

•   сбор и продажа стеклотары, металлолома;

•   пенсия по инвалидности;

•   пенсия по возрасту;

•   личные сбережения;

•   деньги, взятые в долг у знакомых, родственников;

•   помощь родственников;

•   сбор и продажа грибов, ягод;

•   работа для знакомых с последующей оплатой ими услуг;

•   пособие по безработице;

•   торговля, перепродажа;

•   незаконные действия;

•   попрошайничество.

Контингент центров социальной адаптации постоянно меняется, так как ночлег предоставляется лишь тем, кто не находится в состоянии алкогольного опьянения.

Значительной проблемой для социальных работников, работающих в специализированных социальных службах, является ситуация, когда бездомность выступает как образ жизни клиента. Такие бездомные (профессиональные бомжи со стажем) воспринимают свою бездомность не как временную трудную ситуацию, а как постоянный способ существования. Они, как правило, избегают социальных учреждений и ведут асоциальный образ жизни вне общества и его социальных институтов.

Однако масштабы, виды и формы адаптационной помощи бездомным не отвечают их потребностям в ней. В большинстве российских регионов и территорий не только социальные гостиницы, но и самые элементарные убежища для бездомных попросту отсутствуют. Даже в Москве на 30 тыс. официально учтенных бездомных в этих учреждениях имеется лишь 1 600 мест. Этого катастрофически не хватает, особенно это заметно в неблагоприятную погоду. В холодную зиму 2003 г. только в Москве замерзло более 800 человек. Для сравнения: в 1913 г. в столице на 1,5 млн. жителей приходилось 150 богаделен, 50 домов для престарелых, 26 многоквартирных дешевых (социальных) домов, несколько десятков ночлежек.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.072 с.)