Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа социологического исследования↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Программа социологического исследования 1. Структура программы социологического исследования 2. Методологический раздел программы 3. Интерпретация и операционализация понятий 4. Программные требования к выборке 5. Методический раздел программы
Структура программы социологического исследования
Социологическая энциклопедия: социологическое исследование– один из основных способов развития социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах.
Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в большей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов. & Программа исследования. В.А.Ядов: это изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Г.В.Осипов: это научный документ, отвечающих ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое.
Содержание и структура программы социологического исследования определены типом социологического исследования, его направленностью и целью исследовательской деятельности.
Типы социологических исследований: · теоретико-прикладные социологические исследования (согласно структуре социологического знания призваны обеспечить данные для решения социальных проблем на уровне общесоциологических теорий и теории среднего уровня), · прикладные социологические исследования (согласно структуре социологического знания призваны обеспечить данные для решения социальных проблем на уровне эмпирических и прикладных исследований).
Функции программы социологического исследования: · методологическая · методическая · прогнозная · организационно-технологическая · контрольная · критическая
Программа исследования состоит из двух разделов: · методологического (методологическая функция программы исследования); · методико-процедурного (методическая и организационные функции). Этапы построения выборки: 1. Определение исследуемой совокупности 2. Выбор основы для построения выборки 3. Выбор способа построения выборки 4. Определение требуемого размера выборки 5. Реализация процесса построения выборки & Способы построения выборки (Е.Б. Галицкий)
241 |
131 | 110 |
|
¨
Быстрянцев С.Б. Методология и теория в социологическом исследовании. – СПб, 2010.
Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М., 2006.
Задорин И.В. Куда собираются «валить» наши граждане? Миграционные настроения в странах бывшего СССР (по материалам исследований «Евразийского монитора»)// Четвертая международная научно-практическая социологическая конференция "Продолжая Грушина". 27 — 28 февраля 2014 г. – Материалы конференции – М: ВЦИОМ, 2014.
Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии. СПб, 2014.
Немирова Н.В. Качественные методы и статистические данные в изучении социальной нагрузки беженцами (на примере комплексного социологического исследования в г.Москве)// V Международная социологическая Грушинская конфренция «Большая социология: расширение пространства данных». Материалы конференции. – М., ВЦИОМ, 2015.
Осипов В.Г. Рабочая книга социолога. – М., 2009.
Рахманова Ю.В. Социологические исследования: методология, методика, техника. – Спб., 2005
Российская социологическая энциклопедия. – М.,1998.
Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. – М., 2003
Виды и типы вопросов
Классификация вопросов | Пример вопроса Источник: Социологическое исследование «Санкт-Петербург: город и горожане». Май’ 2015. Руководитель проекта: проф. В.Г.Зарубин. | |||||||||||||||||||||||||
По содержанию: | ||||||||||||||||||||||||||
О события и фактах | Как долго Вы проживаете в Петербурге? 1.Я петербуржец в нескольких поколениях 2.Я петербуржец во втором поколении 3.Я петербуржец в первом поколении 4.Я проживаю здесь временно | |||||||||||||||||||||||||
О мнениях и оценках | Значима ли для Вас личная карьера? 1.Да, я прилагаю усилия, чтобы сделать карьеру 2. Да, моя карьера удалась 3.Да, но моя карьера в прошлом 4. Для меня важнее карьера близкого мне человека 5.Отношусь к карьере с безразличием 6.Отношусь к карьере с иронией 7.Отношусь к карьере отрицательно 8.Затрудняюсь ответить | |||||||||||||||||||||||||
По структуре: | ||||||||||||||||||||||||||
Открытые | Вопросы без вариантов ответов. Респонденту следует самостоятельно/ в свободной форме сформулировать ответ на вопрос. В каком административном районе города Вы живете? ____________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||
Закрытые | Вопросы, содержащие варианты ответов. Относите ли Вы себя к спортивным болельщикам? 1. да 2. скорее да, чем нет 3. скорее нет, чем да 4. нет | |||||||||||||||||||||||||
Полузакрытые или полуоткрыты | Вопросы, в которых присутствуют варианты ответов, но у респондента есть возможность предложить свой вариант. Если Вы занимаетесь спортом, физической культурой, фитнесом, то где? 1. В профессиональном клубе 2. В любительской секции 3. В фитнес-клубе 4. На открытых площадках, в парках 5. Другое_____________________________________ | |||||||||||||||||||||||||
По функциям: | ||||||||||||||||||||||||||
Основные вопросы | Основными являются вопросы, раскрывающие основную цель исследования, позволяющие взглянуть на суть проблемы.
Оцените состояние основных элементов спортивной инфраструктуры Санкт-Петербурга?
| |||||||||||||||||||||||||
Вспомогательные вопросы | Вопросы, которые позволяют респонденту вникнуть в суть основной проблемы исследования. Что Вами движет во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам 2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида 4. Интересный досуг | |||||||||||||||||||||||||
Контактные | Вопросы, которые позволяют установить контакт с респондентом, направить его в рамки, обсуждаемой в ходе опроса проблематики. Интересуетесь ли Вы событиями из жизни спорта? 1. Да, постоянно 2. Да, часто 3. От случая к случаю 4. Никогда | |||||||||||||||||||||||||
Контрольные («ловушки») |
Вопросы позволяющие понять насколько вдумчиво/осознанно отвечает респондент на вопросы. Вопросы «ловушки» являются проверочными только для основных вопросов исследования.
В каком состоянии находятся спортивные сооружения в том городе, в котором Вы проживаете?
| |||||||||||||||||||||||||
Вопросы- «фильтры» | Вопросы, позволяющие отсеивать часть респондентов, если они не обладают информацией по искомой тематике. 3. Занимаетесь ли Вы спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Да, постоянно 2. Да, часто 3. От случая к случаю (переход к вопросу №7) 4. Никогда (переход к вопросу №10) | |||||||||||||||||||||||||
По форме: | ||||||||||||||||||||||||||
Прямые (в «лоб») | Что Вами движет во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам 2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида 4. Интересный досуг | |||||||||||||||||||||||||
Косвенные | Как вам кажется, что движет современным человеком во время занятий спортом, физической культурой, фитнесом? 1. Стремление к спортивным результатам 2. Развитие физических данных (сила, ловкость, выносливость) 3. Поддержание формы, внешнего вида 4. Интересный досуг | |||||||||||||||||||||||||
«Эта проблема характерна не только для Вас» | Россия сегодня находится на четвертом месте среди стран, население которых страдает ожирением. Впереди США, Мексика и Новая Зеландия. Какие методы борьбы с данной проблемой, учитывая ваш опыт борьбы с ожирением, являются наиболее эффективными? 1. Пропаганда здорового образа жизни 2. Запрет на продажу фаст-фуда 3. Доступность спортивных учреждений 4. Формирование эталонов красоты 5. Доступность качественных продуктов питания 6. Другое________________________ |
Увеличить достоверность ответов респондентов при формализованных анкетах и интервью призваны:
- нетрадиционная формулировка вопроса, которая заставит респондента задуматься над ним;
- использование контрольных вопросов («ловушек») и вопросов-фильтров;
- использование открытых вопросов.
Недостатки открытых вопросов:
· придают большой вес мнениям тех респондентов, которые не умеют формулировать свою мысль;
· имеют большую погрешность (в случае проведения интервью) от навязанных респонденту взглядов исследователя или интервьюера;
· требуют гораздо большего времени при анкетировании и кодировании.
Структура опросного листа
Структура опросного листа:
· Введение
- обращение к респонденту;
- информация об организаторе исследования;
- цели исследования (применение результатов);
- инструкция по заполнению опросного листа.
Пример введения для исследования социологической лаборатории для футбольной Академии «Зенит».
Уважаемые коллеги! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном вопросам эффективности подготовки спортивного резерва футбольной Академии «Зенит». Опрос организован РГПУ им. А.И.Герцена. При работе с анкетой Вам необходимо выбрать тот вариант или варианты ответа, которые более всего соответствуют Вашему мнению, а где это необходимо, вписать свои варианты ответов. Следуйте подсказкам, выделенным курсивом. |
· Скринер (в зависимости от типа выборки) – отборочная анкета или серия вопросов-фильтров, которые помогают отобрать респондента согласно квотному заданию.
· Основная часть (состоящая из смысловых блоков).
В основной части вопросы располагаются в следующем порядке:
- От начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным.
- От середины к концу опросного листа: от сложных вопросов к простым.
· Паспортичка – данные о респонденте согласно свойствам выборочной совокупности.
Требования к анкете:
· Анкета должна содержать перевод исследовательских вопросов в вопросы для респондента, на которые тот сможет ответить.
· Анкета не должна вызывать у респондента чувства скуки и усталости.
· Анкета должна минимизировать количество ошибок при обработке данных.
Внешний вид анкеты влияет на результаты анкетирования!
Верстка анкеты:
· Все вопросы в анкете нумеруются насквозь (если Программой исследования не предусмотрено другое).
· Инструкции интервьюеру или респонденту должны находиться в непосредственной близости от вопроса («до» или «после» него), и форматироваться другим, отличающимся шрифтом.
· Анкета должна быть набрана читаемым шрифтом, комфортным для глаза кеглем. Не стоит экономить на удобстве респондента.
· Если анкета состоит из нескольких листов, то их удобнее сброшюровать между собой.
· Листы анкеты обязательно должны быть пронумерованы.
· В случае использования открытых вопросов, следует оставлять достаточно места для возможности ответа респондента.
Согласно выбранной вами тематике исследования, создайте макет опросного листа содержащий: введение, скринер, основная часть (разделенная на смысловые блоки), паспортичку.
3. «Сложные вопросы»
Виды сложных вопросов:
· Открытый вопрос (требующий раздумий респондента);
Что на Ваш взгляд означает понятие «хорошая школа»? (дайте определение) |
· Вопрос в форме таблицы;
Оцените качество обычно принимаемого в СДЮШОР контингента воспитанников. Ответьте по каждой строке, выбрав в ней только один ответ.
|
· Вопрос-«меню»;
По каким вопросам Вы чаще всего общаетесь с учителями? Выберите не более 4 вариантов ответа. 1) Успехи/неудачи учащихся в школе 2) Посещаемость занятий 3) Перевод учащихся в другую команду/ класс 4) Разрешение конфликта между ребенком и педагогом 5) Разрешение конфликта между ребенком и другими учащимися 6) Внесение изменений в образовательный процесс 7) Оказание помощи классу/школе 8) Организация досуга детей 9) Проблемы дисциплины 10) Режим тренировок 11) Режим питания/отдыха 12) Состояние здоровья учащихся 13) Другое. Что именно?_____________________________________ |
· Вопрос-ранжирование;
Какие из следующих мотиваций были для Вас как родителей первостепенными в выборе занятий футболом? (Проранжируйте варианты ответа от 1 до 7, где 1 – наиболее сильная мотивация, 7 – наиболее слабая мотивация) Большое желание ребенка заниматься футболом Необходимость укрепления здоровья Желание уберечь от влияния улицы, вредных привычек Стремление обеспечить безопасный, полезный досуг Воспитание характера, дисциплины, ответственности Физическое развитие ребенка Для него это шанс проявить себя, реализоваться |
· Вопрос, содержащий шкалу оценки по каждому варианту ответа;
Оцените уровень нагрузок, которые испытывают юные футболисты при занятиях в СДЮШОР. Дайте ответ по 7-балльной шкале, где 1 невысокие, вполне уместные, полностью приемлемые нагрузки, а 7 – слишком высокие, запредельные, неприемлемые нагрузки. Один ответ в каждой строке.
|
· Комбинация приведенных выше форм вопроса
Оцените по 7-балльной шкале (где 1 –низший балл, а 7 –высший) значимость следующих факторов успешности спортивных занятий юных футболистов. Ответьте по каждой строке.
|
Шкалирование. Виды шкал
Измерение это процесс приписывания числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями.
Виды шкал:
Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущих плюс свое свойство.
· Шкала наименований (номинальная шкала).
Шкала устанавливает отношение тождественности между объектами, а именно между конкретным признаком, появляющимся у реального объекта, и соответствующей позицией шкалы.
Почему Вы выбрали именно Городской Дворец творчества юных для занятий вашего ребенка? 1) Занимались члены семьи, друзья, знакомые. 2) Удобное месторасположение. 3) Дворец — это престижно. 4) Интересные занятия. 5) Хорошие педагоги. 6) Успехи выпускников Дворца. |
· Шкала порядка (ранговая шкала).
Данное шкала помимо действий номинальной шкалы устанавливает отношение порядка. Таким образом, каждая позиция шкалы упорядочена относительно других, следовательно, в порядковой шкале позиции нельзя менять местами.
Каков Ваш уровень образования? 1) начальное; 2) среднее; 3) средне-специальное; 4) высшее; 5) ученая степень. |
· Интервальная шкала.
Эта шкала обладает свойствами порядковой шкалы, а также содержит предположение о том, что имеется определенная числовая единица измерения и, следовательно, шкальные значения признаков могут складываться.
Оцените от 1 до 10 внешнюю политику В.В.Путина (где 1 – совсем не поддерживаю, 10 – полностью поддерживаю).
|
· Шкала отношений (пропорциональная шкала).
Эта шкала обладает свойствами интервальной шкалы, дополнительно к этому она содержит непроизвольную нулевую точку, другими словами имеет свою единицу измерения.
Сколько лет Вы проживаете на территории г.Санкт-Петербурга? 1. Год. 2. Два года. 3. Три года. 4. Четыре года. 5. Более 5 лет. |
s Определите, к каким видам шкал относятся следующие вопросы:
Вопросы взяты из исследования «Первокурсник’ 2016» (Социологическая лаборатория РГПУ им. А.И.Герцена, 2016)
1.Почему для поступления Вы выбрали РГПУ им. Герцена? (выбрать не более 3-х вариантов)
1)Потому что здесь обучались родители, родственники;
2)По совету взрослых;
3)По совету друзей;
4)Возможность получить хорошее образование;
5)Престижность диплома вуза;
6)Перспективы трудоустройства;
7)Мечтал(а) поступить именно в педагогический вуз;
8)Мне было все равно куда поступать
9) Удобное расположение.
2. В целом насколько легко походит процесс адаптации к студенческой жизни по шкале от 1 до 10 (где 1 - очень легко, 10 - очень сложно).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Довольны ли Вы поступлением в данный ВУЗ?
1) Да, доволен;
2) Скорее да, чем нет;
3) Скорее нет, чем да;
4) Нет, не доволен;
5) Затрудняюсь ответить.
4. Ваш возраст: ___________________________
1__________________2__________________3___________________4_________________
Критерии проверки шкалы:
· Валидность;
· Полнота шкалы;
· Чувствительность шкалы.
s Оцените согласно указанным критериям проверки шкалу, данную в задании.
Исследование «Условия жизни и благополучие российских семей» проводимое Российском обществом социологов в 2014 году.
Цели и задачи исследования: получение данных по двум взаимосвязанным темам: 1) представления российского населения о семейном неблагополучии, его причинах и возможных способах преодоления; 2) опыт обращения и получения социальных услуг.
Объект исследования: городское население г.Санкт-Петербург и г.Кировск Ленинградской области в возрасте от 20 до 50 лет.
Метод опроса: формализованное интервью по месту жительства.
Опрос проводится по квотно-маршрутной выборке.
Вопрос для анализа: С какими из следующих проблем вы или ваша семья сталкивались за последние 12 месяцев?
1. Серьезные болезни детей
2. Потеря работы одним из членов семьи
3. Безденежье, невозможность свести концы с концами
4. Серьезные заболевания взрослых членов семьи
5. Теснота жилищных условий
6. Злоупотребление спиртным одного из взрослых членов семьи
7. Плохая успеваемость детей в школе
8. ДТП, происшествие, которое потребовало больших расходов
9. Уголовное преследование, заключение одного из членов семьи
10. Проблемы с регистрацией, открытием собственного дела
11. Супружеские измены
12. Члены семьи поднимали руку друг на друга
13. Резкое подорожание коммунальных услуг
14. Трудности устройства ребенка в детский сад
15. Трудности с устройством ребенка в школу
16. Серьезный разлад между взрослыми членами семьи
17. Не с кем оставить ребенка в течение рабочего дня
18. Проблемы с наркотиками у одного из членов семьи
19. Ребенок попал в плохую компанию
20. Развод супругов, уход одного из супругов из семьи
21. Инвалидность одного из детей
22. Дети не могут получить квалифицированную медицинскую помощь
23. Отсутствие у детей возможностей для летнего отдыха
24. Притеснения по национальному признаку
25. У ребенка плохая школа, его плохо учат
Ошибки измерения
Ошибки измерения:
· систематические ошибки (возникают из-за многогранности значений переменных в реальном мире или из-за особенностей самого инструментария);
· случайные ошибки (появляются вследствие ситуационных различий в применении измерительного инструмента, изменчивости самого объекта исследования).
Основные источники ошибок измерения (Дж. Мангейм, указ. соч.):
· различия в распределении между объектами других относительно постоянных характеристик;
· различия в распределении между объектами временных характеристик;
· различия, появляющиеся при интерпретации измерительного инструмента разными людьми;
· различия в условиях проведения измерения;
· различия в процессе применения измерительных инструментов;
· различия в обработке и анализе данных;
· различия в характере реакции индивидов на форму измерительных инструментов.
Пилотажное исследование
Задача пилотажного исследования (тестового) – проверить все аспекты анкеты по:
· содержанию;
· формулировкам;
· последовательности вопросов;
· верстке анкеты;
· ясности инструкций интервьюерам или респонденту;
· степени легкости процесса анкетирования
¨
Malhotra N. Marketing research: an applied approach. – Pearson, 2012.
Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М., 2006.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М., 1997.
Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии. СПб, 2014.
Немирова Н.В., Смирнова И. Социологический опрос как технология менеджмента качества в консалтинге// Сб.ст. по материалам конференции «Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний». СПб.,2014. – С. 171-184
Рахманова Ю.В. Социологические исследования: методология, методика, техника. – Спб., 2005.
Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М., 2004.
Опрос
1. Виды опроса
2. Анкетирование
3. Интервью
4. Глубинное интервью.
5. Гайд интервью.
Виды опроса
Опрос – метод сбора информации от определенной группы индивидов посредством обращения к ним с вопросами.
Виды опроса:
Анкетирование | Интервью | |
Суть метода | Опрос респондента посредствам самостоятельного ответа на вопросы анкеты. Без посредников. | Опрос респондента посредствам задавания интервьюером вопросов анкеты |
Анкетирование
Виды анкетирования:
· Почтовый опрос:
- традиционный;
- электронный.
· Прессовый опрос;
- традиционный;
- электронный.
· Раздаточное анкетирование;
- бумажные технологии;
- безбумажные технологии.
Пример электронного почтового опроса социологической лаборатории РГПУ им. А.И.Герцена, используя систему Google.doc.
Пример электронного прессового опроса издания «Коммерсант.ru»
Интервью
Метод интервью предполагает наличие посредника между исследовательским инструментарием (анкетой) и респондентом.
Виды интервью:
· Телефонный опрос.
· Глубинное интервью.
· Экспертный опрос.
· Формализованное интервью.
s Приведите примеры трех исследовательских ситуаций, при которых правильно использовать метод интервью, а не метод анкетирования.
Этапы исследования:
1. Разработка программы исследования.
2. Инструктаж интервьюеров.
3. Пилотаж.
4. Внесение корректировок в исследовательский инструментарий.
5. Инструктаж интервьюеров и супервайзеров.
6. Полевой этап исследования.
7. Инструктаж кодировщиков.
8. Проверка данных/контроль работы интервьюеров.
9. Ввод данных.
10. Первичный анализ данных.
11. Интерпретация данных.
12. Отчет.
13. Презентация/ тиражирование результатов исследования.
Пример инструкции для интервьюера. Исследование «Условия жизни и благополучие российских семей», проводимое Российском обществом социологов в 2014 году.
Возможно, когда вы будете приглашать респондентов к участию в исследовании, вам будут заданы вопросы о том, кто проводит исследование, по чьему заказу, зачем оно нужно и т. д. Ниже приведен список возможных вопросов и ответы к ним: Кто проводит исследование? Исследование проводит Российское общество социологов (РОС). РОС было создано более 20 лет назад и объединяет социологов по всей России. РОС ведет активную научную работу, организует конференции, проводит исследования. Это исследование РОС проводит по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд был учрежден в 2008 г. в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина. Деятельность Фонда включает в себя разработку и реализацию программ, направленных на преодоление социального неблагополучия в семьях с детьми. В настоящее время Фонд финансирует более 160 программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия, во всех регионах России. «Почему вы обращаетесь именно ко мне?» По двум причинам. Во-первых, ваш адрес был выбран по специальной методике: сначала из всего списка улиц вашего населенного пункта случайным образом была выбрана улица, затем специальным образом были отсчитаны ваш дом и квартира. Во-вторых, нам важно знать именно ваше мнение по вопросам нашего исследования. «Я простой человек и ничего не знаю». В нашем исследовании принимают участие около 2000 человек по всей России, относящихся к разным возрастным группам, занимающих разное социальное положение и проживающих в разных областях и городах нашей страны. Для ответов на вопросы нашей анкеты не требуются какие-то специальные знания. Что получится в результате? Как это будет использовано? В результате мы получим комплексную информацию том, как российские граждане представляют проблему семейного неблагополучия, в чем усматривают его причины. Кроме того, будут получены данные о том, какие социальные услуги в наибольшей степени востребованы, как оценивается опыт их получения, что в работе учреждений социальной защиты затрудняет получение социальных услуг. |
Выбранные респондентом ответы обводятся кружком черной или синей шариковой ручкой. Убедительная просьба: не заполнять анкеты гелевыми чернилами, которые имеют обыкновение растекаться, пачкаться при попадании влаги. Также не допускаются «галочки», «крестики», подчеркивания ответов, – при вводе данных подобные способы фиксации ответов плохо различаются операторами, снижают скорость ввода данных, увеличивают число ошибок. Не допустимы пропуски вопросов. Исключения составляют случаи, обусловленные логикой анкеты (переходами). Возможна ситуация, при которой респондент может отказаться отвечать на тот или иной вопрос. В таком случае нужно оставить отметку, просто написать на полях анкеты – «отказ от ответа». Варианты ответов, НАПЕЧАТАННЫЕ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ С НАКЛОНОМ, респонденту не зачитываются. Такие варианты, например, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ, отмечаются только в том случае, если респондент сам, без подсказки, спонтанно, ответит на вопрос таким образом. |
Глубинное интервью.
Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.
Используемые техники:
· Сценарий жизни.
· Открытые вопросы.
· Свободная беседа.
· Ролевые вопросы.
· Метод Коломбо.
· История жизни.
s Какие из приведенных методик (сценарий жизни, открытые вопросы и др.) являются наиболее эффективными при изучении вынужденной миграции населения, в частности проблемы беженцев?
Метод интервью – это, прежде всего, беседа между респондентом и интервьюером. Интервьюер должен обладать техникой внимательного слушателя и соблюдать этические аспекты беседы и дальнейшего использования и тиражирования полученных результатов.
Техники проведения интервью (И.Штейнберг, Т.Шанин и др., указ.соч.)
· Неформальное интервью беседа
· «Мягкий опросник»
· Стандартизированное «открытое» интервью
Техника активного слушателя:
· Пауза.
· Уточнение.
· Пересказ.
· Развитие мысли.
· Сообщение о восприятии темы.
· Сообщение о восприятии себя.
Фокус-группа
1. Условия организации фокус-группы
2. Сценарий для фокус-группы
3. Рекрутмент
4. Модератор
5. Техники проведения фокус-группы
Функция любой фокус-группы – это моделирование социального действия (при этом не важно, говорим мы о голосовании за муниципального депутата, поддержке пенсионной реформы или покупке геля для душа). При этом всегда следует помнить, что фокус-группа – это результат групповой динамики, то есть мнение, возникшее у респондента под влиянием всех членов группы, а не индивидуальное мнение респондента, как например, в опросе.
В ходе фокус-группы может быть произведено:
1. Первичное знакомство группы (то есть респондентов как модели социума) с некоторой темой (процессом, объектом, событием и пр.).
2. Моделирование реакции группы на некоторое предложение (бренд, товар, услуга, реклама, лозунг, политическое событие, акт выбора и пр.).
Особой популярностью фокус-группы пользуются в маркетинговых исследованиях.
Таким образом, можно использовать метод фокус-группы в случае, если необходимо:
1. выяснить отношение потребителя к продукту или марке;
2. определить позицию товара или услуги;
3. изучить «разговорный словарь» потребителя;
4. проверить точность формулировки концепции предлагаемой целевой аудитории;
5. проверить формулировку гипотез перед проведением полномасштабного социологического исследования;
6. оценить эффективность рекламной или PR-кампании;
7. объяснить данные полученных количественных исследований;
8. представить новые идеи относительно существующих товаров;
9. разработать альтернативные варианты управленческих решений.
Сценарий фокус-группы
Сценарий фокус-группы – это основной инструмент проведения фокус-группы. Для фокус-группы сценарий, это как анкета для опроса или гайд для глубинного интервью. Как и в любом методе социологического исследования, сценарий создается согласно программе исследования.
Сценарий фокус-группы должен содержать:
1. Список открытых вопросов респондентам.
2. Содержание заданий для респондентов (сделать коллаж, придумать лозунг, нарисовать рисунок).
3. Порядок действий (знакомство, просмотр видеоролика, раздача брошюр).
4. Хронометраж действий.
Сценарий фокус-группы состоит из нескольких смысловых блоков:
Блок 1. Вступление.
Модератор объясняет респондентам тему обсуждения, правила поведен
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.019 с.)