Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор темы научного исследованияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выбор темы можно также представить в виде алгоритма (см. прил. 2) Этот алгоритм включает в себя, помимо непосредственных этапов разработки целей, задач, подбора методов, еще и предварительные этапы «вхождения» в тему, так как именно этот этап часто бывает камнем преткновения для студентов. В случае неточного «вхождения» перевернутым оказывается весь алгоритм научной работы. Наиболее характерная ошибка начинающего – слишком примерный выбор темы, – отсюда его затруднения в целеполагании, поэтому уточнение цели и задач студент пытается решить в обратном порядке, через эксперимент: он берет наиболее доступные и привлекательные методики для экспериментального исследования по данной теме (в самом широком аспекте), делает замеры, использует разнообразную статистическую обработку, и затем пытается по полученному результату сформулировать проблему. На самом деле именно с нахождения проблемы должно начаться научное исследование, и именно этот этап представляет собой наибольшую педагогическую трудность, так как он не столько информационный, сколько мотивационный. Поэтому нами предлагается алгоритм выделения проблемы и оформления ее в тему исследовательской работы в процессе взаимодействия студента с руководителем. Этот аспект особенно подчеркивается А.А. Барановым (СНОСКА: Белых С.Л., Баранов А.А. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. - Ижевск: Изд. «Удм. университет», 2000. – 57с). Обратите внимание, что на первых этапах можно пользоваться житейской семантикой, бытовым языком, и только в итоге все формулировки цели следует переводить на научный язык. Студентам предлагается также протоколировать свои предварительные рассуждения, записывать формулировки тем и идей, и делать это с отключенным «критиком» – то есть внутренний диалог «творца» и «критика» превратить в монолог «творца». «Критик» должен включаться лишь на этапе отбора решений. Нужно иметь ввиду, что в качестве искомой может выступать любая характеристика изучаемого явления, в зависимости от целей и задач исследования, особенно если эти цели и задачи имеют локальный характер. Иной позиции, по сравнению с большинством имеющихся точек зрения, мы придерживаемся относительно определения актуальности исследования. Если следовать описанной нами логике выбора цели, которая соответствует естественной логике познания (естественному алгоритму эвристической познавательной деятельности), то выбор цели одновременно и является признанием актуальности данного вопроса. Другое дело, что актуальность часто присутствует в сознании исследователя в «снятом» виде, имплицитно, на бессознательном уровне, и в этом случае нужно просто вывести ее на осознаваемый уровень, что весьма просто, если цели уже отдифференцированы. Говоря попросту, если исследователь взялся за тему, ему надо попытаться отрефлексировать и изложить на бумаге свои резоны – почему ему захотелось это сделать. Ну и, естественно, перевести это затем в научную терминологию, найдя отражение своих резонов в виде проблем в тех или иных научных концепциях. Исходя из нашего понимания естественной логики познания мы предлагаем алгоритм выделения научной проблемы как начало исследовательской работы (прил. 2). Цели и задачи Растерянность студентов перед каждым этапом выполнения дипломной работы зачастую обусловлена не реальными трудностями, а игнорированием цели, непониманием общей направленности и неспособностью постоянно удерживать во внутреннем плане основные задачи исследования. У студентов обычно возникает вопрос «что делать?», хотя если бы они постоянно имели ввиду цель (для чего все это делается), то им бы пришлось отвечать только на вопрос «как делать», а соотнесение текущей работы с целью помогает ответить и на этот вопрос. Необходимо помнить, что чаще всего в одном исследовании решается несколько частных задач, так как для достижения общей цели нужно использовать их определенную композицию. Задачи могут частично перекликаться, накладываться, но иногда требуется очень точно отделить одну задачу от другой, и поэтому в таблице (см. прил. 4) они отдифференцированы с максимально возможной подробностью, но это – рабочий вариант, что называется, для себя, для удобства работы, для понимания, и для формирования программы эксперимента. Для изложения в тексте дипломной или курсовой работы задачи формулируются более обобщенно, например: Цель: Выявить личностные особенности женщин-предпринимателей. Задачи: 1. Анализ проблемы профессиональной опосредованности личностных особенностей; 2. Анализ проблемы гендерных различий в профессиональной сфере. 3. Сравнение ценностных ориентаций женщин-предпринимателей, работающих женщин и женщин-домохозяек; 4. Сравнительная характеристика личностных черт женщин-предпринимателей, работающих женщин и женщин-домохозяек; 5. Выявление интеллектуальных возможностей женщин-предпринимателей, работающих женщин и женщин-домохозяек. Таким образом, кроме формулировки целей и задач исследования необходимо определиться с рабочими задачами – это средства и инструменты, а также этапы достижения основных целей. Пилотажное исследование — пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин "зондаж") применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин — "претест") служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и. — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин "поисковый эксперимент". Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) синоним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотажного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разновидности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследования. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное - два основных подвида пробного исследования. Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное исследование. Проведение его особенно желательно в том случае, если литература по интересующей исследователя тематике отсутствует или ее недостаточно. Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Ученый получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ориентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг - приблизительно, дешево и быстро. Поисковое исследование может проводиться следующими методами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экспертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам. Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы. (оперативные опросы). Ими пользуются многочисленные опросные фирмы - от ВЦИОМ до РОМИР. При проведении таких опросов глубокие научные задачи развития фундаментальной науки не ставятся. Решаются сиюминутные, но очень нужные обществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша, террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают свежую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реже месяцами), но очень нужную в данный момент информацию. Разведывательное исследование часто называют также пилотажным исследованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социологического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования похожи в двух аспектах: . Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям. . Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки. Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях. При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила: . Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования. · Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если малообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут отвечать на умные вопросы совсем не так, как ожидается. · В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.). В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; угочнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров). Итак, пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. Дополнительно Валидность и надежность Традиционно «валидность» является одной из ключевых категорий в анализе эмпирических данных как психологических, так и социологических исследований. В дальнейшем под валидностью будет пониматься степень соответствия результатов исследовательского процесса действительности [Johnston, 1980: р.190-191]. Анализ данных исследования - этап эмпирического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных. Виды анализа – это специфика применения анализа при изучении теоретического и эмпирического материала. Различают следующие виды анализа: системный, критический, функциональный, проблемный, структурный, аспектный, голографический, понятийный, герменевтический, контент-анализ и др. Кроме того, выделяют количественный (статистический) и качественный (содержательный) анализ. Голографический анализ – метод работы с теоретическим и эмпирическим материалом, заключающийся в воспроизведении естественной, "живой" целостности изучаемого явления. Это система научных приёмов и способов наиболее полного, всестороннего, всеобъемлющего и целостного описания явления в его динамическом, действующем в естественных условиях состоянии. С помощью этого метода можно объяснить единство противоречий и противоположностей в одном и том же явлении и объекте, определить уровни, степени и тенденции развития тех или иных составляющих таких явлений. Это самый сложный метод исследования, студентами применяется крайне редко. Динамический анализ – составная часть диалектического метода, состоящая в выявлении причин тех или иных явлений и предсказаний ближайшего будущего в их развитии. Это анализ целого с позиций составных частей и, наоборот, составных частей с позиций целого. Динамический анализ используется при определении тенденций развития явлений и при прогнозировании событий (например, при разработке концепций, перспективных планов и т. д.). Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, в том числе отдельных фактов, событий, статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего-либо, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков. Концептуальный анализ – вид анализа устного или письменного текста, состоящий в поиске и определении исходной концепции, на которую опирался автор текста, или в критическом оценивании изучаемого текста с позиций какой-либо концепции. Применение данного метода изучения научных текстов опирается на герменевтический анализ. Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечёт за собой изменение других. Критический анализ – это оценивание достоинств и недостатков авторских положений, идей, выводов на основе их соответствия взглядам исследователя или другим теориям и учениям по их практической значимости и результативности. Критический анализ требует от студента непредвзятого подхода к интерпретации анализируемого материала, его объективного и всестороннего оценивания. Он необходим при самооценке собственного исследования: с его помощью определяется качество решения поставленных задач и сила доказательств правильности гипотезы. Проблемный анализ – вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов. Системный анализ – метод обработки содержания изучаемого научного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей между ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых частей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого. Сравнительный анализ – метод сопоставления двух и более явлений, идей, положений, т. е. нахождение в них общего и различного. Структурный анализ – это выделение в предмете исследования отдельных групп явлений, сходных по каким-либо признакам, т. е. проводится структуризация предмета изучения. Факторный анализ – процедура выявления факторов, определяющих появление тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний предмета или объекта исследования. Феноменологический анализ – анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Включает в себя всесторонний и многоаспектный анализ явления и отражающих его понятий. Функциональный анализ – метод выявления функций определённого предмета исследования (этот вид анализа возможен в отношении явлений, способных выполнять какие-либо функции в системах, куда они входят).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.013 с.) |