Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статистические данные по использованию в 2019-2020 учебном году учителями учебников биологии, с целью освоения разделов «экология».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УМК Е.Т. Захаровой 11 класс, с учетом изучения целостного курса «Биология» в 10-11 классе, в большей степени представлен разделом «Экология» и полно, глубоко отражает основные разделы экологии. Способствует духовно-нравственному развитию, экологическому образованию и воспитанию личности гражданина России, Позволяет формированию и закреплению умений оценивать экологические риски взаимоотношений человека и природы, формированию экологического мышления т ответственного отношения к проблемам планеты Земля. Учебник в целом отвечает обязательному образовательному минимуму. Материал излагается детально и более подробно, например, некоторые вопросы раздела «Экология» посвящены работам типам симбиоза, хищничеству, паразитизму, конкуренции. В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, лимитирующем факторе, описание круговоротов серы и фосфора. Но, в учебнике отсутствует четко выделенное понятие об агроценозе. К недостаткам можно отнести черно-белые иллюстрации. В учебник авторов А.В. Теремова, Р.А. Петросовой включены сведения по основным надорганизменным биологическим системам: видам, сообществам организмов, экосистемам и биосфере. Рассматриваются механизмы и направления эволюционного процесса, основные этапы исторического развития растительного и животного мира на Земле и современное его биоразнообразие; закономерности сосуществования биосферы и человечества в современных условиях запредельного мира, а также вопросы необходимости устойчивого развития природы и общества. Проанализировав содержание учебников, можно сделать вывод, что УМК авторов А.В. Теремова, Р.А. Петросовой наиболее глубоко изучает раздел «Экология», охватывая все темы данного курса. Так, например, при изучении темы «Экологические факторы», а именно «Температура – как экологический фактор» автор не просто указывает на роль данного фактора и закономерности воздействия температуры, но и в блоке «Дополнительная информация» к § 46 обращает внимание на правила Аллена и Бергмана. А также в целях наглядного примера приспособленности организмов к разным температурам авторы предлагают рисунки и схемы, тогда как в УМК Е.Т. Захаровой § 6.3.2. данный процесс представлен в текстовом формате. Стоит отметить, что УМК А.В. Теремова, Р.А. Петросовой не только углубляются в изучаемый материал, но и повторяют ранее изученные понятия и закономерности, на которые необходимо опираться при изучении нового материала. Так, в том же § 46 дается определение терминов: «гомойотермные» и «пойкилотермные» организмы, тогда как в учебнике Захаровой Е.Т. предполагается, что обучающиеся должны помнить термин, либо самостоятельно найти и вспомнить определение. Немаловажно представление науки экологии с точки зрения изучения надорганизменных систем, что формирует целостное представление закономерности сосуществования биосферы и человечества. ВЫВОД по главе: оказавшись на пороге экологического кризиса, человечество вынуждено пересмотреть подходы взаимоотношения человека с природой. Основой для этого становится экологическое обучение и воспитание, успех которого зависит от использования разнообразных форм работы и их разумного сочетания. Мы считаем, что системное и комплексное использование проанализированных методов и технологий позволят не только повысить уровень экологической компетентности, но и будет способствовать формированию того «Портрета выпускника» [2], к которому стремятся Стандарты нового поколения. Сегодня школа помогает учащемуся творить себя, искать пути расширения его творческих возможностей, раскрытия потенциала, выработки самокритичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей деятельности. Важно отметить, что в ХХI веке – веке профессионалов, основным критерием которых служит компетентность. И компетентность при решении глобальных экологических проблем, а для этого необходимы полноценные фундаментальные знания в области «Экология». В связи с чем, важным инструментом являются используемые УМК. В ходе анализа мы выяснили, что при выборе учебников по экологии необходимо использовать те, которые допущены к использованию Министерством просвещения Российской Федерации, сопоставляя их содержание с требования к освоению обязательного минимума. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На уровне основного общего образования закладывается основной фундамент экологического образования, в таком возрасте учащиеся уже способны получать основы систематических знаний; осмысливать ценность научных взглядов ученых в области экологии; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если на этом уровне начинать полноценно реализовывать экологическое образование и воспитание, то на уровне среднего общего образования обучающиеся будут способны самостоятельно искать и принимать решения в области экологических проблем. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в осознанном выполнении и пропаганде правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого ученика и общества в целом. В начале нашей работы были поставлены задачи исследования. На основе решения данных задач были сделаны выводы: 1.Экологическое воспитание - процесс системно-деятельностного, комплексного, целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. 2. В качестве методологической основы экологического воспитания можно использовать системно-деятельностный и компетентностный подходы, с позиций которых основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и повышение уровня экологической компетентности и экологической культуры 3. Формирование экологического воспитания школьников в образовательном процессе будет качественным и эффективным при использовании компетентностного подхода педагогом к данной проблеме. В соответствии со структурой экологической компетенции выявлены следующие направления работы: - теоретическое исследование природы – для формирования теоретического компонента экологической компететности наиболее эффективно развитие познавательной деятельности, направленной на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.); - для формирования практического компонента экологической компететности преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.; · художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями); · занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода); - природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции). В итоге ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Таким образом, систематическая работа с использованием различных форм и методов работы значительно расширяет и углубляет их знания об «Экология» как науке, формирует эмоциональную восприимчивость. Внеурочная деятельность формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Использование технологий критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения позволяет сформировать мыслящую, активную, целеустремленную и ответственную личность. А задачей учителя остается поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию школьников на уроках и внеурочное время с учетом требований к освоению обязательного минимума.
Приложение План-конспект урока по теме «Экологические системы и их структура» Целевая группа: 9 класс Цели: познакомить учащихся с понятием «экосистема», показать особенности экосистемы и их разнообразие, закономерности функционирования. Предметные результаты: • формирование представления об экосистеме как целостной системе; • формирование у детей целостного представления о природе Чукотки; • знакомство с разнообразием экосистем края и их компонентами; • изучение на примерах различных экосистем взаимодействие компонентов природы. Метапредметные и личностные результаты: Коммуникативные УУД 1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД 1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 1. Выяснить особенности экосистемы – как целостной системы; 2. Установить связь между компонентами экосистемы; 3. Формировать умение вести научный диалог; 4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками. Оборудование: фотографии, слайды, технологическая карта урока. Используемый учебник: Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.]; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207с.: ил. – (Линия жизни), Термины и понятия урока: экосистема, продуценты, консументы, редуценты, биосфера. Тип урока: Изучение нового материала. Методы: иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельной работы в парах сменного состава. Использованные ресурсы: 1.Слайдовая презентация «Природные зоны» (Power Point). 2.Дидактический материал (раздаточный материал).
Ход урока: Организационный момент
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.165 (0.009 с.) |