ТОП 10:

Статистические данные по использованию в 2019-2020 учебном году учителями учебников биологии, с целью освоения разделов «Экология».



Критерии анализа

Ссылки на страницы учебника, примеры

1 2
5. Содержание раздела «Экология»   Раздел II. Глава 5. Биосфера, её структура и функции Стр.150-155 Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. Стр. 164-231 Глава 7. Биосфера и человек и ноосфера. Стр. 236-251   Глава 6. Экология – наука о надорганизменных системах. Стр. 221-225 Глава 7. Организмы и среда обитания. Стр. 232-279 Глава 8. Экологическая характеристика вида и популяции. Стр. 284-300 Глава 9. Сообщества и экологические системы. Стр. 305-337 Глава 10. Биосфера – глобальная экосистема стр. 434-353 Глава 11. Человек и окружающая среда. Стр. 360-392.
6. Объем материала в курсе «Биология» 41,66% 45,9%
3. Виды основного текста раздела: а) вводный б) информационный в) обобщающий г) заключительный + + + + + + + +
4. Соотношение видов основного текста Вводный текст дает представление о материале, который будет изучаться. В начале каждой из глав даются высказывания, цитаты ученых. Заключительный текст представлен в Обзоре материала главы. Обобщающий в конце каждого параграфа. Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов. Вводный текст отсутствует, Заключительный текст есть. Он расположен в конце каждой из глав, где изучается материал курса «Экология». Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов.
5. Приёмы изложения материала Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста. На основании, которого предлагаются вопросы для обсуждения (задания повышенного уровня сложности). Описание и объяснение используются в среднем количестве. Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста.
6. Виды дополнительного текста   Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате. Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате
7. Виды пояснительного текста Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов отсутствует, в конце каждого параграфа в блоке «Терминология» дается определение основных терминов, изученных в ходе урока. Но для закрепления материала необходимо сопоставить экологические термины и их определение. Определение дано в основном тексте учебника (не всегда жирным курсивом). Чаще всего используются подписи к иллюстрациям, реже – пояснение в скобках внутри текста. Ссылки отсутствуют. Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов отсутствует, в конце текста каждого параграфа голубым цветом акцентировано внимание на экологические термины. Определение дано в основном тексте параграфов, либо в конце каждой главы с пояснениями. Чаще всего используются подписи к иллюстрациям, реже – пояснение в скобках внутри текста. Ссылки отсутствуют.
8. Элементы методического аппарата Присутствуют: 1. схемы (для анализа и сравнения); 3. задания различного виде в основном в конце параграфа носят репродуктивный, творческий, проблемный и логический характер. В конце учебника представлены Основные вехи в развитии биологии, где представлен дополнительный материал по параграфам. А также «Лента времени» биологических открытий. Присутствуют: 1. таблицы (для оформления практических работ, анализа материала при выполнении самостоятельной работы в классе или домашней работы); 2. схемы (для анализа и сравнения); 3. задания различного вида: в начале текста каждого параграфа – для актуализации знаний. 4. задания в конце параграфов носят репродуктивный, творческий, проблемный и логический характер.  
9. Иллюстрации В малом количестве и в черно-белом формате: 1.Изображения процессов, явлений, живых организмов 2. Схемы 3. Графики 4. Портреты ученых   В большом количестве и в цветном формате: 1.Фотографии организмов 2. Изображения процессов, явлений, живых организмов 3. Диаграммы 4. Графики 5.Портреты ученых
10. Аппарат ориентировки 1. Оглавление в конце учебника 2. Вопросы и задания в конце параграфов и глав предполагают в большей степени репродуктивности, либо работы с дополнительной информацией. Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала, либо при выполнении домашнего задания  «Проблемные вопросы» эта рубрика предлагает поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д. 1. Оглавление в конце учебника Вопросы и задания в начале параграфов предполагают повторение ранее изученного материала. Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала. Вопросы и задания после параграфа предлагают поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме с использованием Интернет-ресурсов, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д.

 

УМК Е.Т. Захаровой 11 класс, с учетом изучения целостного курса «Биология» в 10-11 классе, в большей степени представлен разделом «Экология» и полно, глубоко отражает основные разделы экологии. Способствует духовно-нравственному развитию, экологическому образованию и воспитанию личности гражданина России, Позволяет формированию и закреплению умений оценивать экологические риски взаимоотношений человека и природы, формированию экологического мышления т ответственного отношения к проблемам планеты Земля.  

Учебник в целом отвечает обязательному образовательному минимуму. Материал излагается детально и более подробно, например, некоторые вопросы раздела «Экология» посвящены работам типам симбиоза, хищничеству, паразитизму, конкуренции.

В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, лимитирующем факторе, описание круговоротов серы и фосфора.

Но, в учебнике отсутствует четко выделенное понятие об агроценозе. 

К недостаткам можно отнести черно-белые иллюстрации.

В учебник авторов А.В. Теремова, Р.А. Петросовой включены сведения по основным надорганизменным биологическим системам: видам, сообществам организмов, экосистемам и биосфере. Рассматриваются механизмы и направления эволюционного процесса, основные этапы исторического развития растительного и животного мира на Земле и современное его биоразнообразие; закономерности сосуществования биосферы и человечества в современных условиях запредельного мира, а также вопросы необходимости устойчивого развития природы и общества.

Проанализировав содержание учебников, можно сделать вывод, что УМК авторов А.В. Теремова, Р.А. Петросовой наиболее глубоко изучает раздел «Экология», охватывая все темы данного курса. Так, например, при изучении темы «Экологические факторы», а именно «Температура – как экологический фактор» автор не просто указывает на роль данного фактора и закономерности воздействия температуры, но и в блоке «Дополнительная информация» к § 46 обращает внимание на правила Аллена и Бергмана. А также в целях наглядного примера приспособленности организмов к разным температурам авторы предлагают рисунки и схемы, тогда как в УМК Е.Т. Захаровой § 6.3.2. данный процесс представлен в текстовом формате. Стоит отметить, что УМК А.В. Теремова, Р.А. Петросовой не только углубляются в изучаемый материал, но и повторяют ранее изученные понятия и закономерности, на которые необходимо опираться при изучении нового материала. Так, в том же § 46 дается определение терминов: «гомойотермные» и «пойкилотермные» организмы, тогда как в учебнике Захаровой Е.Т. предполагается, что обучающиеся должны помнить термин, либо самостоятельно найти и вспомнить определение. Немаловажно представление науки экологии с точки зрения изучения надорганизменных систем, что формирует целостное представление закономерности сосуществования биосферы и человечества.

ВЫВОД по главе: оказавшись на пороге экологического кризиса, человечество вынуждено пересмотреть подходы взаимоотношения человека с природой. Основой для этого становится экологическое обучение и воспитание, успех которого зависит от использования разнообразных форм работы и их разумного сочетания. Мы считаем, что системное и комплексное использование проанализированных методов и технологий позволят не только повысить уровень экологической компетентности, но и будет способствовать формированию того «Портрета выпускника» [2], к которому стремятся Стандарты нового поколения.

Сегодня школа помогает учащемуся творить себя, искать пути расширения его творческих возможностей, раскрытия потенциала, выработки самокритичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей деятельности. Важно отметить, что в ХХI веке – веке профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.  И компетентность при решении глобальных экологических проблем, а для этого необходимы полноценные фундаментальные знания в области «Экология». В связи с чем, важным инструментом являются используемые УМК. В ходе анализа мы выяснили, что при выборе учебников по экологии необходимо использовать те, которые допущены к использованию Министерством просвещения Российской Федерации, сопоставляя их содержание с требования к освоению обязательного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На уровне основного общего образования закладывается основной фундамент экологического образования, в таком возрасте учащиеся уже способны получать основы систематических знаний; осмысливать ценность научных взглядов ученых в области экологии; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если на этом уровне начинать полноценно реализовывать экологическое образование и воспитание, то на уровне среднего общего образования обучающиеся будут способны самостоятельно искать и принимать решения в области экологических проблем. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в осознанном выполнении и пропаганде правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого ученика и общества в целом.

В начале нашей работы были поставлены задачи исследования.

На основе решения данных задач были сделаны выводы:

1.Экологическое воспитание - процесс системно-деятельностного, комплексного, целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления.

2. В качестве методологической основы экологического воспитания можно использовать системно-деятельностный и компетентностный подходы, с позиций которых основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и повышение уровня экологической компетентности и экологической культуры

3. Формирование экологического воспитания школьников в образовательном процессе будет качественным и эффективным при использовании компетентностного подхода педагогом к данной проблеме. В соответствии со структурой экологической компетенции выявлены следующие направления работы:

- теоретическое исследование природы – для формирования теоретического компонента экологической компететности наиболее эффективно развитие познавательной деятельности, направленной на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.);

- для формирования практического компонента экологической компететности преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.;

· художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);

· занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);

- природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции).

В итоге ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, систематическая работа с использованием различных форм и методов работы значительно расширяет и углубляет их знания об «Экология» как науке, формирует эмоциональную восприимчивость. Внеурочная деятельность формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Использование технологий критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения позволяет сформировать мыслящую, активную, целеустремленную и ответственную личность. А задачей учителя остается поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию школьников на уроках и внеурочное время с учетом требований к освоению обязательного минимума.

 

 

Приложение

План-конспект урока по теме               

«Экологические системы и их структура»

Целевая группа: 9 класс

Цели: познакомить учащихся с понятием «экосистема», показать особенности экосистемы и их разнообразие, закономерности функционирования.

Предметные результаты:

•   формирование представления об экосистеме как целостной системе;

•   формирование у детей целостного представления о природе Чукотки;

•   знакомство с разнообразием экосистем края и их компонентами;

•   изучение на примерах различных экосистем взаимодействие компонентов природы.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1. Выяснить особенности экосистемы – как целостной системы;

2. Установить связь между компонентами экосистемы;

3. Формировать умение вести научный диалог;

4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками.

Оборудование: фотографии, слайды, технологическая карта урока. Используемый учебник: Биология. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.] ; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 207с. : ил. – (Линия жизни),

Термины и понятия урока: экосистема, продуценты, консументы, редуценты, биосфера.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельной работы в парах сменного состава.

Использованные ресурсы:

1.Слайдовая презентация «Природные зоны» (Power Point ).

2.Дидактический материал (раздаточный материал).

 

Ход урока:

Организационный момент







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.009 с.)