ТОП 10:

Тема: «Методический подход к изучению некоторых вопросов «Экология» в курсе средней школы»



 

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа по теме: «Методический подход к изучению некоторых вопросов «Экология» в средней школе содержит 71 страниц текстового документа, 4 таблицы, 2 схемы, 2 приложения, 30 использованных источников.

Основные понятия: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Цель исследования: Формирование комплексного методического подхода в образовательном процессе при изучении курса «Экология» в предметах естественнонаучного цикла.

Объект исследования - процесс формирования экологической компетентности и экологической культуры школьников.

Предмет исследования - педагогические условия, составляющие методический подход, обеспечивающий формирование экологической компетентности и экологической культуры школьников в условиях современной образовательной организации.

Методы исследования

– выявление степени соответствия учебников «Биология» основным дидактическим требованиям организации процесса обучения в рамках освоения основных вопросов «Экология»;

– моделирование структуры содержания учебного материала.

Проведя анализ методов и принципов в педагогике, было определено, что для полной реализации некоторых вопросов «Экология» в курсе средней школы необходим комплексный методический подход. А анализ УМК по биологии в части соответствия разделов «Экология» позволил определить перечень учебников, создающих доступную, благоприятную, развивающую и комфортную среду для обучения, а также способствующих наиболее полному освоению вопросов «Экология» в средней школе.

Сопоставив результаты применения различных методов и приемов, мы пришли к выводу, что их системное и комплексное использование ведет к повышению уровня экологической компетентности и экологической культуры, что является результатом экологического воспитания в условиях реализации ФГОС нового поколения. Широкое применение различных средств, методов и положительный педагогический опыт подтверждает гипотезу нашего исследования.

Проведенный нами анализ позволит участникам образовательного процесса, в частности педагогическим работникам, выбрать наиболее эффективные приемы и методы, учебники, которые позволят качественно освоить учебный материал и сформировать экологическое мировоззрение у обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ С.8-10
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ  «ЭКОЛОГИЯ»        
1.1. Методический подход основа экологического воспитания С. 11-17
1.2. Экология как наука. Положение экологии в системе наук о природе С. 18-25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  
2.1. Формирование экологической компетенции как результат экологического воспитания С. 26-31
2.2. Средства и методы, способствующие повышению уровня экологической компетентности и экологической культуры. 2.3. Анализ учебников биологии в части содержания вопросов раздела «Экология» в средней школе С. 32-49   С. 50-72
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Приложение А. План-конспект  урока по теме                «Экологические системы и их структура».   Б. План –конспект внеурочного занятия на тему «15 ноября – Всемирный день вторичной переработки мусора»   С. 73-75   С. 76-81   С. 82-87
   
Список использованных источников С.88-91

 

Введение

Человек конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора,

а как понимающий и несущий нравственную ответственность за

сохранение и совершенствовании в ней (следовательно,

и в себе) всего живого и прекрасного.

 А.С. Арсеньев

       Экологическое состояние нашей планеты продолжает ухудшаться. Быстрыми темпами происходит истощение природных ресурсов, загрязняется окружающая среда. Экологическая нестабильность мирового сообщества все чаще проявляется в экономической, политической и других сферах.

        На фоне имеющихся экологических проблем, таких как сокращение видового разнообразия, опустынивание, глобальное потепление, разрушение озонового слоя, недостаток питьевой воды, истощение природных ресурсов, возникают новые. Так остро стали вопросы загрязнения не только Мирового океана и воздуха, но и проблема утилизации мусора. Не маловажной является проблема перенаселения. За последние 200 лет население Земли выросло с 1 до 7,5 миллиардов человек и ежегодно увеличивается на 80-90 миллионов. По прогнозам к 2100 году оно может составить более 10 млрд.

        Ряд экологических проблем характерны и для многих регионов Российской Федерации, где ситуация близка к критической.[1]Так, в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии находится большая часть территории России с населением, превышающем 50 млн. человек, а в неблагоприятных экологических условиях проживают не менее 109 млн. россиян из 1482. Смертность, вызываемая экологическими причинами, превышает 30-40%, а по некоторым оценкам — 50-60% .

Таким образом, социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания и обучения. А именно, изменение отношения в сознании личности и общества в целом к природе, осознание единства природы и общества, их целостности возможно через формирование экологической культуры.

В условиях реализации Концепции экологического образования и Программ экологического воспитания и экологической культуры [3;5],в школах России, ведется системная работа по повышению уровня экологического образования и культуры.

Экологическое образование призвано формировать не только адекватную позицию и мировосприятие современного человека, но и способствовать переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, участвовать в поиске решений в вопросах устойчивого экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. [2].

Но, несмотря на то, что порядка десяти лет как в полной мере реализуется экологическое образование, практика реализации экологического воспитания демонстрирует общее противоречие, которое состоит в том, что задача формирования экологической культуры и компетентности и фактически её реализация ограничивается теоретической подготовкой, оторванной от жизни, от конкретной деятельности школьников в природной среде.

В связи с этим выбор темы исследования «Методический подход к изучению некоторых вопросов «Экология» в средней школе»представляется нам актуальным, так как данная работа позволит повысить уровень экологической компетенции и экологической культуры выпускников школы.

Цель исследования:осуществить теоретическое, методологическое обоснование и обеспечениепроцесса формированияэкологической компетентности в образовательном процессе в ходе изучения некоторых вопросов «Экология» в предметах естественнонаучного цикла.

Объект исследования - процесс формирования экологической компетентности и экологической культуры в условиях ФГОС ООО.

Предмет исследования - педагогические условия, составляющие методический подход, обеспечивающий формирование экологической компетентности и экологической культуры в условиях современной образовательной организации.

Гипотеза исследования:повышение уровня экологическойкомпетентности экологической культуры напрямую связано с системностью и комплексностью педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности методического подходакформированию экологической культуры.

2. Раскрыть сущность экологической культуры.

3. Определить педагогические условия, составляющие комплексный методический подход к формированию экологической компетентности и экологической культуры у обучающихся в условиях современной образовательной организации.

4. Проанализировать учебники «Биология» в части соответствия содержания основных вопросов «Экология» обязательному минимуму.

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ "ЭКОЛОГИЯ"    







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.005 с.)