Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Этап – с глубокой древности до конца XVIII века.

Поиск

Накопления экологических сведений о взаимодействии растений и животных со средой в рамках ботаники и зоологии.

1. Античный период.

2. Период средневекового застоя.

3. Период эпохи Возрождения.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - до 1866 г. (определение "экологии" и обоснование
ее в качестве самостоятельной научной дисциплины). Это подготовительный
период, период "наивной экологии", когда ее элементы появляются в трудах
ботаников, зоологов и других естествоиспытателей. Характерная черта этого
периода - отсутствие собственного понятийного аппарата. Этот период завершается определением "экологии", которое дал в 1866 г. немецкий ученый Эрнст Геккель. Несколько позже Э.Геккель конкретизировал это понятие[6, 365]: “...Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, одомашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животныхкак к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование. Эта экология... до сих пор представляла главную составную часть так называемой естественной истории в обычном смысле слова”.
II. Этап – с конца XVIII века до середины XIX века.

Формирования экологических направлений в рамках ботанической и зоологической географии. (А.Гумбольдт в 1807 году опубликовал книгу «Идеи о географии растений», в которой высказал идею об изолиниях растений. Суть этой идеи заключается в том, что в сходных географических условиях у растений появляются сходные физиономические формы. Ж.Б.Ламарк считал, что влияние внешних условий - одна из главных причин эволюции растений и животных («Философия зоологии», 1809 г.). А.Декандоль в 1855 году в книге «Ботаническая география» описал влияние факторов природной среды на растения и отметил повышенную экологическую пластичность растений по сравнению с животными. Профессор Московского университета К.Ф.Рулье по праву считается одним из предшественников Ч.Дарвина и основателем экологии животных. Он написал более 160 работ по зообиологии. Через все эти труды проходит мысль, что развитие органического мира обусловлено влиянием изменяющейся внешней среды.)

ВТОРОЙ ПЕРИОД - с 1866 по 1935 г. (определение "экосистемы"). Это
период формирования факториальной экологии, вскрытие закономерностей
отношения животных или растений к разнообразным абиотическим факторам.А.М.Гиляров называет этот период "аутэкологическим редукционизмом".
III. Этап – с середины XIX века до 20-х годов XX века.

Формирования экологии растений и экологии животных как наук об адаптациях организмов к среде обитания. (Эволюционное учение Ч.Дарвина явилось мощным толчком для развития экологии на качественно новой основе. Додарвиновский период развития экологии считается ее предысторией. Вслед за выходом книги Ч.Дарвина Э.Геккель впервые употребил термин экология в своем труде «Всеобщая морфология организмов»). Длится в настоящее время.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - с 1936 г. до начала 70-х годов. Это период синэкологических исследований, когда на передний план вышло изучение взаимоотношений популяций в экосистемах. Основой методологии становится системный подход (правда, в своем детерминированном варианте - развитие математической экологии, разнообразие аналитических и имитационных моделей экосистем).

Основу этого периода составляли семь положений:

- оформление экологии как фундаментально-теоретической дисциплины,

- представление о преимущественном нахождении природы в равновесии,

- синэкологический подход,

- примат конкурентных отношений,

- малый "вес" эволюционных факторов в развитии экосистем,

- стремление к их классификации (т. е. представление о дискретности
экосистем),

- превалирование детерминированных (строго функциональных) представлений о взаимосвязях компонент в экосистемах.

IV. Этап – с 20-х по 60-е годы XX века.

Становления экологии как общебиологической науки, являющейся теоретической базой охраны природы. (Вернадский создал учение о биосфере. В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособилась экология популяций - демэкология. Основателем ее считается Ч.Элтон. В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособилась экология популяций - демэкология. Основателем ее считается Ч.Элтон). Длится в настоящее время.[9].

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД - с начала 70-х годов до середины 80-х. В это время семи "тезам" третьего периода были противопоставлены соответствующие антитезы":
- трудности в выявлении каких-то общих законов развития сообществ,
- постоянные нарушения равновесных состояний,
вновь возросший интерес к популяционным (демэкологическим) исследованиям,
- отказ от конкуренции как основного фактора формирования сообщества,
- изучение экосистем в их развитии (включая и эволюционные факторы),
- превалирование концепции континуума над концепцией дискретностиэкосистем,
- возросшая роль случайных факторов в объяснении структуры и динамики экосистем (Simberloff, 1980).
V. Этап – с 60-х годов XX века и продолжается в настоящее время.

Развитие глобальной экологии с выделением в ее рамках антропоэкологии (экологии человека). Сейчас более подробно рассмотрим основные моменты развития экологии на каждом этапе.
Наконец, ПЯТЫЙ ПЕРИОД - последние 10-15 лет, когда наметилась
тенденция объединения представлений детерминированно-популяционного
второго периода, детерминированно-синэкологического третьего и стохастическо-популяционного четвертого, что позволяет говорить о начале становленияистинно системного подхода к изучению экологических объектов. Наиболееудачным примером такого подхода может служить вышедшая в 1986 г. и переведенная у нас в 1989 г. книга М.Бигона с соавторами "Экология".
       Таким образом, изучение основных вопросов «Экология» невозможно без детального изучения исторического развития самой науки. Поскольку эти знания составляют фундамент экологического образования. В ходе формирования экологических представлений, развития направлений в данной области естествознания сформировались основные закономерности и понятия, без которых невозможно формирование экологической компетентности и экологической культуры. Это такие понятия, как: популяция, экосистема, биогеоценоз, биосфера. [10].
Популяция – это минимальная самовоспроизводящаяся группировка особей одного вида, населяющая определенный ареал в течение длительного ряда поколений, образующая собственную генетическую систему, формирующая собственную экологическую нишу и более или менее изолированная от других подобных группировок данного вида. Популяция есть форма существования вида и элементарная единица эволюции.
Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистемы – это основные природные единицы на поверхности Земли.
Биогеоценоз - это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы, горной породы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействий слагающих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии.
Биогеценоз - система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
Биогеоценозы характеризуются следующими чертами:
– биогеоценоз связан с определенным участком земной поверхности; в отличие от экосистемы пространственные границы биогеоценозов не могут быть проведены произвольно;
– биогеоценозы существуют длительное время;
– биогеоценоз – это биокосная система, представляющая собой единство живой и неживой природы;
– биогеоценоз – это элементарная биохорологическая ячейка биосферы (то есть биолого-пространственная единица биосферы);
– биогеоценоз – это арена первичных эволюционных преобразований (то есть эволюция популяций протекает в конкретных естественноисторических условиях, в конкретных биогеоценозах).
Таким образом, как и экосистема, биогеоценоз представляет собой единство биоценоза и его неживой среды обитания; при этом основой биогеоценоза является биоценоз. Понятия экосистемы и биогеоценоза внешне сходны, но, в действительности, они различны. Иначе говоря, любой биогеоценоз – это экосистема, но не любая экосистема – биогеоценоз. Эти различия подробнее рассмотрены в Учении Сукачева о биогеоценозе, как составляющей биосферы.
Биосфера – это геологическая оболочка Земли, сложившаяся в ходе исторического развития органического мира.Биосфера – это активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.
Биосфера – это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной жизнедеятельностью живых организмов; это самая большая из известных экосистем. Знания о биосфере были сформулированы в Учении Вернадского о биосфере.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.008 с.)