Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистические данные по использованию в 2019-2020 учебном году учителями учебников биологии, с целью освоения разделов «экология».

Поиск

Критерии анализа

Ссылки на страницы учебника, примеры

1 2
3. Содержание раздела «Экология»   Глава 8. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.стр.145-180 Глава 1. Земля- планета жизни. Стр. 4-28 Глава 2. Единство живой и неживой природы Земли. Стр. 53-72 Глава 3. Системная организация живого. Стр. 107-117
4. Объем материала в курсе «Биология» 24% 25%
3. Виды основного текста раздела: а) вводный б) информационный в) обобщающий г) заключительный + + (например, стр. 149) + (стр. 148) + (стр. 182) + + + +
4. Соотношение видов основного текста Вводный и заключительный тексты есть. Обобщающий тоже. Он расположен в конце главы, так как данный раздел является последним при изучении курса «Биология» 9 класс. Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов. Вводный и заключительный тексты есть. Обобщающий тоже. Он расположен в конце каждой из трех глав, где изучается материал курса «Экология». Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов.
5. Приёмы изложения материала Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста. На основании, которого предлагаются данные для рассуждения – блок «Подумайте!» (задания повышенного уровня сложности). Описание и объяснение используются в среднем количестве. Блок «Моя лаборатория» направлен на анализ изученного материала и применение полученных знаний. Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста. Параллельно предлагается выполнить задания на основе данных или ранее полученных знаний - блок «З» - выполните задания (задания повышенного уровня сложности). Описание и объяснение используются в среднем количестве. Блок «Проведите исследование» направлен на анализ изученного материала и применение полученных знаний.
6. Виды дополнительного текста   Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате. Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате
7. Виды пояснительного текста Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов отсутствует, в конце каждого параграфа значком «!» акцентировано внимание на экологические термины. Определение дано в основном тексте учебника (не всегда жирным курсивом). Чаще всего используются подписи к иллюстрациям, реже – пояснение в скобках внутри текста. Ссылки отсутствуют. Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов расположен в конце учебника, в тексте каждого параграфа значком «А-Я» акцентировано внимание на экологические термины. Определение дано в основном тексте учебника жирным курсивом с пояснениями. Чаще всего используются подписи к иллюстрациям, реже – пояснение в скобках внутри текста. Ссылки отсутствуют.
8. Элементы методического аппарата Присутствуют: 1. таблицы (для оформления практических работ); 2. схемы (для анализа и сравнения); 3. задания различного вида: в начале – для актуализации знаний и целям обучения из блока «Вспомните!» 4. задания в конце параграфов носят репродуктивный, творческий, проблемный и логический характер. Присутствует пояснение к осуществлению проектной деятельности, которая является основным видом деятельности по итогам освоения программ основного общего и среднего общего образования. Присутствуют: 1. таблицы (для оформления практических работ, анализа материала при выполнении самостоятельной работы в классе или домашней работы); 2. схемы (для анализа и сравнения); 3. задания различного вида: в начале текста каждого параграфа – для актуализации знаний. 4. задания в конце параграфов носят репродуктивный, творческий, проблемный и логический характер. Присутствует пояснение к осуществлению проектной деятельности, которая является основным видом деятельности по итогам освоения программ основного общего и среднего общего образования.
9. Иллюстрации 1.Фотографии организмов 2. Изображения процессов, явлений, живых организмов 3. Диаграммы 4. Графики   1.Фотографии организмов 2. Изображения процессов, явлений, живых организмов 3. Диаграммы 4. Графики 5.Портреты ученых
10. Аппарат ориентировки 1. Оглавление в конце учебника 2. Вопросы и задания перед каждой главой: «Узнаете», «Научитесь». Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала. 3. Вопросы и задания перед параграфами. Позволяют вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. Вопросы и задания после параграфа имеют два уровня: 1 уровень: эта рубрика помогает проверить свои знания, выполнить задания на основе параграфа, объяснить значение новых терминов 2 уровень – «Подумайте!» эта рубрика предлагает поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д. 1. Оглавление в конце учебника 2. Вопросы и задания Равномерно и последовательно, логично размещены в тексте параграфов. Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала, при выполнении домашней работы. 3. Вопросы и задания в начале параграфов. Позволяют вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. Вопросы и задания после параграфа предлагают поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме с использованием Интернет-ресурсов, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д.

 УМК под ред. В.В. Пасечника раздел «Экология» представлен в информационно-обобщающем формате. Обучающиеся имеют возможность повторить основные экологические понятия, закономерности и правила, но при этом обобщают эти знания, формируя экологическое мировоззрение. Все темы Главы 8. «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» плавно вытекают друг из друга, формируя представление об экологии, как науке о взаимоотношениях организмов между собой и со средой, но и как о современной комплексной науке, имеющей практическое значение в жизни человека.[23, 145] Следовательно, делаем вывод, что на основе данного раздела по результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования у обучающихся формируется целостное представление о биосфере и роли в ней человека, что в дальнейшем позволит понимать и принимать меры при решении экологических проблем.

Тогда как УМК Т.С. Суховой, сконцентрирован на укрупнении комплектных единиц знаний, что создаёт дидактические условия для развития системного мышления у учащихся: освободить учебный материал от деталей, имеющих специальное значение, но излишних для общего образования, группируя при этом частные понятия, необходимые для общего развития. Так, при изучении темы «Биосфера» §3, автор начинает изучение материала с повторения темы «Сферы земли» §2, постепенно формируя представление о биосфере как единой оболочке Земли. В тексте параграфа используются цитаты и высказывания ученых, вопросы распределены так, что на протяжении изучения курса у обучающихся формируется системное мышление. А сочетание его с активной познавательной и исследовательской деятельностью способствует развитию обучающихся.

Таким образом, УМК Т.С.Суховой наиболее отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития, экологического образования и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Умению оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, формированию экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

 «Биология» 11 класс

1. Авторы: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, С.И. Сонин, Е.Т. Захарова.

Название учебника: Биология

Класс: 11

Выходные данные: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, С.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – 5-е изд. стереотип. – М.: Просвещение, 2010. – 283с. [5]: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-358-08811-5.

2. Авторы: А.В. Теремов, Р.А. Петросова.

Название учебника: Биология. Биологические системы и процессы.

Класс: 11

Выходные данные: Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – 2-е изд. испр. – М.: Мнемозина, 2012. – 400.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-346-02177-3.

Таблица 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.60 (0.008 с.)