Статистические данные по использованию в 2019-2020 учебном году учителями учебников биологии, с целью освоения разделов «экология». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистические данные по использованию в 2019-2020 учебном году учителями учебников биологии, с целью освоения разделов «экология».



Критерии анализа

Ссылки на страницы учебника, примеры

1 2
1. Содержание раздела «Экология»   Нет четко выделенного раздела. Рассматриваются первоначальные экологические понятия на основе многообразия организмов и их роли в природе, условий существования. Вопросы охраны природы. В данном учебнике раздел «Экология» представлен как самостоятельный раздел в §§: 38-52 стр. 115-159, а также рассматриваются первоначальные экологические понятия на основе многообразия организмов и их роли в природе.
2. Объем материала в курсе «Биология» 16,98% 40,7%
3. Виды основного текста раздела: а) вводный б) информационный в) обобщающий г) заключительный + + + + + + + +
4. Соотношение видов основного текста Вводный и заключительный тексты есть. Обобщающий тоже. Он расположен в конце параграфов и глав. Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов. Материал учебника не имеет четко выраженной структуры по главам. Информационный текст – это форма изложения материала всех параграфов.
5. Приёмы изложения материала Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста. На основании, которого предлагаются данные для рассуждения – блок «Подумайте!» (задания повышенного уровня сложности). Описание и объяснение используются в среднем количестве. Блок «Моя лаборатория» направлен на анализ изученного материала и применение полученных знаний. Основной текст раздела представлен в виде повествовательного текста. В конце параграфа даются на воспроизведение информации, либо Блок «Проведите опыт» направлен на анализ изученного материала и применение полученных знаний.
6. Виды дополнительного текста Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате. Дополнительный текст в учебнике в научно-популярном формате.
7. Виды пояснительного текста Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов отсутствует, в конце каждого параграфа значком «!» акцентировано внимание на экологические термины. Определение дано в основном тексте учебника (не всегда жирным курсивом). Чаще всего используются подписи к иллюстрациям. Ссылки отсутствуют. Пояснительный текст, в том или ином виде, присутствует практически на каждой странице. Словарь терминов отсутствует. Ряд экологических терминов даны в самом тексте курсивом. Чаще всего используются подписи к иллюстрациям. Текс параграфов сопровождается небольшими ссылками на ранее изученный материал с указанием страниц под знаком «?».
8. Элементы методического аппарата Присутствуют: 1. таблицы (для оформления практических работ); 2. задания различного вида: в начале – для актуализации знаний и целям обучения из блока «Вспомните!» 3. задания в конце параграфов носят репродуктивный, творческий, проблемный и логический характер. Присутствует пояснение к осуществлению проектной деятельности, которая является основным видом деятельности по итогам освоения программ основного общего и среднего общего образования. Присутствуют: 1. таблицы (для оформления практических работ, анализа материала при выполнении самостоятельной работы в классе или домашней работы); 2. задания в конце параграфов носят репродуктивный, творческий, реже проблемный и логический характер. Отдельно в виде Приложений вынесены: · Экскурсии · Практические работы · Лабораторные работы · Опыты, выполняемые в домашних условиях
9. Иллюстрации 1.Фотографии организмов 2. Изображения процессов, явлений, живых организмов   1. Изображения процессов, явлений, живых организмов 2.Портреты ученых
10. Аппарат ориентировки 1. Оглавление в конце учебника 2. Вопросы и задания перед каждой главой: «Узнаете», «Научитесь». Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала. 3. Вопросы и задания перед параграфами. Позволяют вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. Вопросы и задания после параграфа имеют два уровня: 1 уровень: эта рубрика помогает проверить свои знания, выполнить задания на основе параграфа, объяснить значение новых терминов 2 уровень – «Подумайте!» эта рубрика предлагает поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д. 1. Оглавление в конце учебника 2. Вопросы и задания Равномерно и последовательно, логично размещены в тексте параграфов. Ответы на них должны готовиться в ходе изучения нового материала, при выполнении домашней работы. Вопросы и задания после параграфа предлагают поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками, описать по плану иллюстрацию, изучить дополнительный материал, подготовить сообщение по теме с использованием Интернет-ресурсов, составить рассказ, предложить решение проблемы и т.д.

Рассмотренные учебники формируют линию учебников, в основу которых положен системно-структурный подход как необходимое условие развивающего обучения. Авторы вводят учащихся 5-6 классов в мир основополагающих биологических понятий, процессов, устанавливая общие признаки жизни для всего живого в природе с учетом сложных отношений организмов со средой обитания. Таким образом, оба учебника позволяют сформировать первоначальные биологические понятия в равной степени. Но, анализируя содержание учебника, с точки зрения формирования экологического мировоззрения, наиболее выигрышным оказался УМК Т.С. Суховой, В.С. Строганова, так как он представлен серией параграфов, отражающих основные вопросы «Экология» в средней школе: «Среда обитания», «Факторы среды», «Природное сообщество», «Экосистема». И самое важное «Влияние человека на биосферу» и «Человек – часть живой природы». Ведь именно в 5-6 классе целесообразно изучение экологических процессов и проблем, так как у обучающихся, когда на основе теоретических знаний возникают правильные представления о связи между организмами и в том числе, связи человека с природой.

«Биология» 9 класс

1. Авторы: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.

Название учебника: Биология

Класс: 9

Выходные данные: Биология. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.]; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-057763-2.

 2. Авторы: Т.С. Сухова, Н.С.Сарычева, С.П. Шаталова и др.

Название учебника: Биология. (Живая природа).

Класс: 9

Выходные данные: Биология.9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. / Т.С. Сухова, Н.С.Сарычева, С.П. Шаталова и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 224с.: ил. – (Живая природа). - ISBN 978-5-360-07489-2

Таблица 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.006 с.)