Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование экологической компетенции как результатСодержание книги
Поиск на нашем сайте
экологического воспитания Природа так обо всем позаботилась, повсюду ты находишь чему учиться Леонардо да Винчи. Реализация ФГОС нового поколения отводит главную роль в процессе образования системно-деятельностному подходу. Экологическое образование лучше всего демонстрирует реализацию данного подхода «Деятельность — это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [4,89].То есть, деятельностный подход, это — процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, для получения результата. Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с раннего детства, развивать и закреплять в школе: «Портрет выпускника основной школы: … осознанно выполняющий и пропагандирующий правилаздорового и экологически целесообразного образа жизни,безопасного для самого человека и других людей»[2,4] В последние годы значительно возросло внимание не только ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования, но общества в целом. [12]. Привить любовь к окружающей природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы как естественной среды жизнедеятельности человекана уроках и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в дело охраны природы (выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном участке, заготовка кормушек и корма для птиц и т.д.). Всё это формирует у младших школьников основы экологической культуры. Только на основе данной работы можно сформировать основы экологической культуры у старших школьников. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов рационального природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [9; 2]. Экологическая культура включает: · культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения; · культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; · культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [9; 2]. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты: · интерес к природе; · знания о природе и ее охране; · эстетические и нравственные чувства к природе; · позитивная деятельность в природе; · мотивы, определяющие поступки детей в природе [9; 2]. Можно сказать, что гарантом устойчивого развития общества и сохранения окружающей среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по экологическому образованию. Но важнейшим фактором формирования экологической культуры у молодого поколения должно стать комплексное экологическое образование и воспитание, предусматривающее интеграцию экологических вопросов все учебные программы. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой взгляд взаимоотношений человека с окружающей средой. В условиях современной экологической ситуации важным аспектом является «экологизация» всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения детей в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. Экологическое образование должно решать следующие задачи: · формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека; · развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса. · воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [9; 3-10]. Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента [9]: 1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии. 2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности. 3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде. 4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера. Все компоненты формируют содержание экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений на разных уровнях получения образования с учетом возрастных особенностей. Для решения задач экологического образования необходимо следовать следующим принципам: · целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира; · межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира; · непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период; · взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность; · направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой. Важную роль в формировании экологической культуры играет экологическое воспитание, котороеявляется её составной частью и проводится неразрывно с экологическим образованием. В современном педагогическом образовании существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. На основе ведущих дидактических принципов и анализа склонностей и интересов учащихся были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно разделить на группы: а) массовые; б) групповые; в) индивидуальные. К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству пришкольной территории, улиц города, микрорайонов, их и озеленению, массовые природоохранные компании (акции, флешмобы); конференции, экологические фестивали, беседы, которые учат школьников взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Экскурсии, экотуризм позволяютне только наблюдать за растениями и животными, но и раскрывают красотуприроды родного края и разнообразие, уникальность природы нашей страны, её неповторимость и оригинальность. Ролевые игры являются одним из существенных источников речевого и умственного развития. Они способствуют закреплению знаний, облегчают понимание излагаемых проблем и знаний, пробуждают интерес к познанию нового. Основными критериями результативности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем постоянных наблюдений, накопления полезного материала. К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению окружающей природы; экологические практические занятия. Индивидуальные форма предполагают деятельность школьников по подготовке докладов, сообщений, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка. В свете ФГОС ООО экологическое воспитание рассматривается как активное разностороннее взаимодействие школьников – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. 1.Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека. 2.Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять. 3.Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны. Современная школа становится центральной системой экологического воспитания школьников, связывающей её с другими организациями для расширения социального партнерства в сфере природоохранной деятельности обучающихся и формировании у них ответственного отношения к природе. Таким образом, под непрерывный системно-деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии личности, направленный на формирование экологической культуры школьника создает систему научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.74 (0.007 с.) |