ТОП 10:

Формирование экологической компетенции как результат



экологического воспитания

Природа так обо всем позаботилась,

повсюду ты находишь чему учиться

Леонардо да Винчи.

Реализация ФГОС нового поколения отводит главную роль в процессе образования системно-деятельностному подходу. Экологическое образование лучше всего демонстрирует реализацию данного подхода

 «Деятельность — это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [4,89].То есть, деятельностный подход, это — процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, для получения результата.

Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с раннего детства, развивать и закреплять в школе: «Портрет выпускника основной школы: … осознанно выполняющий и пропагандирующий правилаздорового и экологически целесообразного образа жизни,безопасного для самого человека и других людей»[2,4]

В последние годы значительно возросло внимание не только ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования, но общества в целом. [12].

Привить любовь к окружающей природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы как естественной среды жизнедеятельности человекана уроках и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в дело охраны природы (выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном участке, заготовка кормушек и корма для птиц и т.д.). Всё это формирует у младших школьников основы экологической культуры.  Только на основе данной работы можно сформировать основы экологической культуры у старших школьников.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов рационального природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [9; 2].

Экологическая культура включает:

· культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

· культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

· культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [9; 2].

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

· интерес к природе;

· знания о природе и ее охране;

· эстетические и нравственные чувства к природе;

· позитивная деятельность в природе;

·  мотивы, определяющие поступки детей в природе [9; 2].

Можно сказать, что гарантом устойчивого развития общества и сохранения окружающей среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по экологическому образованию.

Но важнейшим фактором формирования экологической культуры у молодого поколения должно стать комплексное экологическое образование и воспитание, предусматривающее интеграцию экологических вопросов все учебные программы. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы.

Идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой взгляд взаимоотношений человека с окружающей средой. В условиях современной экологической ситуации важным аспектом является «экологизация» всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения детей в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

· формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

· развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

· воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [9; 3-10].

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента [9]:

1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все компоненты формируют содержание экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений на разных уровнях получения образования с учетом возрастных особенностей.

Для решения задач экологического образования необходимо следовать следующим принципам:

· целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

· межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

· непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

· взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

· направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Важную роль в формировании экологической культуры играет экологическое воспитание, котороеявляется её составной частью и проводится неразрывно с экологическим образованием.

В современном педагогическом образовании существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. На основе ведущих дидактических принципов и анализа склонностей и интересов учащихся были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно разделить на группы:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству пришкольной территории, улиц города, микрорайонов, их и озеленению, массовые природоохранные компании (акции, флешмобы); конференции, экологические фестивали, беседы, которые учат школьников взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Экскурсии, экотуризм позволяютне только наблюдать за растениями и животными, но и раскрывают красотуприроды родного края и разнообразие, уникальность природы нашей страны, её неповторимость и оригинальность. Ролевые игры являются одним из существенных источников речевого и умственного развития. Они способствуют закреплению знаний, облегчают понимание излагаемых проблем и знаний, пробуждают интерес к познанию нового. Основными критериями результативности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем постоянных наблюдений, накопления полезного материала.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению окружающей природы; экологические практические занятия.

Индивидуальные форма предполагают деятельность школьников по подготовке докладов, сообщений, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

В свете ФГОС ООО экологическое воспитание рассматривается как активное разностороннее взаимодействие школьников – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
      Сегодня как никогда реформы в образовании требуют активизации экологического воспитания. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. [2;3]Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1.Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

2.Принцип потенциальной полезности . Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

3.Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Современная школа становится центральной системой экологического воспитания школьников, связывающей её с другими организациями для расширения социального партнерства в сфере природоохранной деятельности обучающихся и формировании у них ответственного отношения к природе.

Таким образом, под непрерывный системно-деятельностный подход в  обучении, воспитании и развитии личности, направленный на формирование экологической культуры школьника создает систему научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

 

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.005 с.)