Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методический подход основа экологического воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под методом понимают, теоретически обоснованную систему приемов обучения, направленную на реализацию целей обучения. Метод сегодня ассоциируется с закрытой методической системой, основанной на ряде сильных теоретических позиций. В отличие от метода, методический подход характеризуется большей открытостью, менее жестко заданными параметрами обучающей деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Методический подход — это единство руководящих идей, объединенных единой концепцией обучения, методическая основа построения и реализации системы обучения. В образовании доминирует личностно-ориентированный подход, направленный на решение индивидуальных задач и удовлетворение индивидуальных потребностей. Личностно-ориентированное образование направлено на всестороннее развитие личности ученика, выявление и учет его индивидуальных возможностей, наклонностей и интересов, оказание ему помощи в самоопределении и самореализации. Метод, изначально определяющий деятельность ученика и учителя, не может соответствовать многообразию образовательных ситуаций, задач, потребностей. Реализуемые с 2010 года Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения диктуют необходимость применения различных методических приемов. Поэтому подход как методическая основа обучения и воспитания позволяет гибко реагировать на запросы участников образовательного процесса, строить вариативные обучающие модели. Ведущим подходом к обучению предметов естественнонаучного цикла, и в частности экологии, в современных условиях является системно-деятельностный подход. [2, 3-4] Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель такого подхода в обучении состоит в пробуждении у человека интереса к предмету и процессу обучения, а также развитие у него навыков самообразования. В конечном итоге результатом должно является воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий, в том числе и решении экологических проблем. Являясь методологической основой ФГОС, системно-деятельностный подход ставит перед учителями новые задачи: · Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. · Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. · Индивидуальный подход к ученикам. · Развитие коммуникативных навыков у учащихся. · Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Главным условием при реализации Стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности у обучающихся к самообразованию. Методический подход конкретизируется принципами обучения. В теории обучения принципы рассматриваются как система требований, которую следует учитывать при планировании и осуществлении всех сторон учебного процесса: при определении целей, задач, содержания и приемов обучения. Принципы, определяющие учебный процесс, подразделяются на дидактические, вскрывающие наиболее общие положения, которые распространяются на преподавание всех учебных предметов, и методические, учитывающие особенности обучения определенному предмету. Дидактические принципы выступают как обоснование методических принципов. Методические принципы определяют закономерности организации учебного процесса по определенному предмету и сами обусловлены его особенностями. Например, необходимость сопоставительного принципа при обучении экологии, что сравнение процессов и явлений присущи данному учебному процессу и значительно повышает его эффективность. Необходимость того или иного принципа обусловлено особенностями субъекта обучения — носителя психических механизмов, определяющих усвоение предмета, и предмета обучения. На основе принципов обучения строится система обучения — структурно организованное единство объектов: целей, содержания, приемов и технологий обучения. Основное условие успешности системы — ее внутренняя целостность, научность и непротиворечивость, опора на объективные закономерности образовательного процесса. Знание и учет этих закономерностей обеспечивает адекватность обучающей системы при вариативности ее моделей. Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы: · деятельности; · системности; · минимакса; · психологического комфорта; · творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. Принцип деятельности. Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы. Принцип системности. Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира. Принцип минимакса. Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте. Принципы психологического комфорта и творчества. Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности. Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода. Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху. Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Учитывая, что обучающиеся с различной степенью интенсивности осваивают школьную программу, можно сказать, что системно-деятельностный подход направлен сгладить эти различия. Умение самим находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий позволит легче усвоить материал любому ученику. При обязательном использовании активных методов обучения осуществляется интеграция различных областей знаний. Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС. Не менее важны результаты применения системно-деятельностного подхода можно, которые делятся на следующие группы: личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей. К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения. Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка. Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.90 (0.011 с.) |