Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства и методы, способствующие повышению уровня экологической компетентности и экологической культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования подчеркивают необходимость развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В пункте 18.2.3 приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 (от 17.12.2015 года) «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный стандарт основного общего образования» сформулированы требования к Программе воспитанияисоциализацииобучающихсяприполученииосновногообщегообразования. Она «должна обеспечивать: · формирование экологической культуры; · формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения…»[2, 6] А также она «должна содержать: · цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры обучающихся при получении ООО; · направления деятельности по формированию экологической культуры обучающихся; · модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного уклада школьной жизни, поведения; · критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования экологической культуры обучающихся; · методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся…».[2, 6] Формирование творческого потенциала личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, человеку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. Знание должно быть личностно-значимым. Это станет возможным с помощью как системно-деятельностного, так и компетентностного подхода в общеобразовательной организации. Компетентность – это свойство личности, проявляющееся в её осведомлённости, желании и готовности действовать в определённой области, в наличии необходимого опыта. Компетенция – это круг делегированных полномочий и знания, необходимые для их реализации. Понятия – “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения: · смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; · содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, экологических, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; · смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, экологических, коммуникативных, нравственных организационных и иных проблем, составляющих содержание образования; · оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных дляобучающихся. Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям, как педагогов, так и учащихся При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.). Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Компетентностный подход может стать методологической основой экологического воспитания в школе. Старший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих индивидуальных качеств личности, в том числе для развития экологической компетенции ребенка. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Поэтому, приобретает актуальность поиск новых технологий, средств, методов обучения и диагностики сформированности экологической компетенции, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника старшей школы. На сегодняшний день актуальным становится поиск новых технологий, средств, методов экологического воспитания, обеспечивающих применение, имеющихся у старших школьников экологических знаний, формирования не только ценностного отношения к природе, но и умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания. Это в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции и экологической культуры выпускника старшей школы. Эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках предметов естественнонаучного цикла, обладающих широкими возможностями для формирования у старших школьников экологической культуры и соответствующих компетенций. На первых план выходят умений проводитьнаблюдения в природе и анализировать, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, умения строить модели экологического поведения и принимать адекватные решения в условиях экологического кризиса. Необходимо использовать различные формы и методы в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы. В соответствии с п.2.3. Программы воспитания и социализации обучающихся Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), такие формы и методы могут быть следующими: 1. теоретическое исследование природы – просветительская работа и познавательная деятельность, направленная на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.); · преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.; · художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями); · занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода); 2. природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции). Главная цель курса «Экология» – способствовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, экологической компетентности. И важным здесь является деятельностный подход, который может привести к убеждению и сформировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить. И на данном этапе обучения актуальны такие технологии, как: 1. Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т. е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Таблица №1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.190 (0.006 с.) |