Средства и методы, способствующие повышению уровня экологической компетентности и экологической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы, способствующие повышению уровня экологической компетентности и экологической культуры.



Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования подчеркивают необходимость развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

В пункте 18.2.3 приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 (от 17.12.2015 года) «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный стандарт основного общего образования» сформулированы требования к Программе воспитанияисоциализацииобучающихсяприполученииосновногообщегообразования. Она «должна обеспечивать:

· формирование экологической культуры;

· формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения…»[2, 6]

А также она «должна содержать:                                                 

· цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры обучающихся при получении ООО;

· направления деятельности по формированию экологической культуры обучающихся;

· модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного уклада школьной жизни, поведения;

· критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования экологической культуры обучающихся;

· методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся…».[2, 6]

Формирование творческого потенциала личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, человеку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. Знание должно быть личностно-значимым. Это станет возможным с помощью как системно-деятельностного, так и компетентностного подхода в общеобразовательной организации.

Компетентность – это свойство личности, проявляющееся в её осведомлённости, желании и готовности действовать в определённой области, в наличии необходимого опыта.

Компетенция – это круг делегированных полномочий и знания, необходимые для их реализации.

Понятия – “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

· смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, экологических, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

· смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, экологических, коммуникативных, нравственных организационных и иных проблем, составляющих содержание образования;

· оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой.

Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.

В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных дляобучающихся.

Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям, как педагогов, так и учащихся

При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Компетентностный подход может стать методологической основой экологического воспитания в школе.

Старший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих индивидуальных качеств личности, в том числе для развития экологической компетенции ребенка. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Поэтому, приобретает актуальность поиск новых технологий, средств, методов обучения и диагностики сформированности экологической компетенции, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника старшей школы.

На сегодняшний день актуальным становится поиск новых технологий, средств, методов экологического воспитания, обеспечивающих применение, имеющихся у старших школьников экологических знаний, формирования не только ценностного отношения к природе, но и умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания. Это в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции и экологической культуры выпускника старшей школы.

Эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках предметов естественнонаучного цикла, обладающих широкими возможностями для формирования у старших школьников экологической культуры и соответствующих компетенций. На первых план выходят  умений проводитьнаблюдения в природе и анализировать, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, умения строить модели экологического поведения и принимать адекватные решения в условиях экологического кризиса. Необходимо использовать различные формы и методы в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы.

В соответствии с п.2.3. Программы воспитания и социализации обучающихся Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), такие формы и методы могут быть следующими:

1. теоретическое исследование природы – просветительская работа и познавательная деятельность, направленная на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.);

· преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.;

· художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);

· занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);

2. природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции).

Главная цель курса «Экология» – способствовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, экологической компетентности. И важным здесь является деятельностный подход, который может привести к убеждению и сформировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить.

И на данном этапе обучения актуальны такие технологии, как:

1. Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т. е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Таблица №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.008 с.)