Пятый довод хадисы, пророка саля ллаху алейхи ва салам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый довод хадисы, пророка саля ллаху алейхи ва салам.



Сообщается со слов Джарира ибн ′Абдуллаха аль-Баджалида, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано): “…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”. [Сура Каф, аят 39] ». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633].

Хадисы относительно этого вопроса достигли степени мутавватир, переданы от огромного количества сподвижников, и имена этих сподвижников ибн Каййм перечисляет в некоторых из своих книг и в некоторых из своих произведений.

 

 

Шестой довод. Каждый человек стремится, чтобы увидеть Лик Своего Господа, к которому он стремится и ради которого он соврешает (благие) дела, а Всевышний Аллах сказал: «Вам в этом Раю будет то что пожелают ваши души», более того обладатели знаний говорят что это самая высокая цель праведного человека увидеть Своего Господа. И не возможно такого, что Всевышний Аллах говорит: «Вам в этом Раю будет то, что пожелают ваши души», и что праведным верующим не будет дано то что они желают больше всего а это увидеть Всевышнего Аллаха!

 

Седьмой довод. Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». (Сура Юнус, 26 аят).

 

И пришло в хадисах, что добавка это возможность увидеть Аллаха в Раю.

 

Восьмой довод.

Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то я непременно добавлю вам». Сура 14 аят 7.

 

 

Девятый довод.

Всевышний Аллах сказал: «Одни лица в тот день [в День Суда] будут сиять и взирать на своего Господа». [Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].

 

Муатазилиты пришли и сказали под словом «назира» что либо размышлять будут над своим Господом, либо будут ожидать своего Господа. Мы говорим: что это понимание является не правильным, потому что слово «назыра» в этом аяте приходит с частицей иля, «иля роббиха назыра» (на своего Господа будут взирать). Ожидать тоже не приходит с частицей «иля» в арабском языке. К тому же Всевышний Аллах это видение приписал к лицам, и сказал: «лица в этот день сияющими, эти лица будут взирать на Своего Господа», не правильно говорить, что лица будут размышлять о Господе, или ожидать Господа.

 

 

Десятый довод.

Также доводов на видение Аллаха, все те доводы, в которых сказано что верующие встретят Всевышнего Аллаха в Судный день, как например слова Всевышнего Аллаха: «Тот кто надеется на встречу со Своим Господом…» пусть делает так то и так то. Или например: «бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним…» (Сура 2 аят 223), а также слова Всевышнего: «Их приветсвие в тот день, когда они встретят Его (Аллаха) это мир (салам)» [Сура «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 44]. «И сказали те, которые были убеждены, что встретят Аллаха» (Сура 2 аят 249), довод из этих аятов на видение Аллаха в судный день берется из слова Мулака مُّلَاقُو (встреча) в арабском языке, потому что встреча двоих не называется втсречей, если они не увидели друг друга.  

 

 

Одиннадцатый довод.

Последний довод, который мы приведем, это слова Всевышнего Аллаха: «Но нет, они от своего Господа будут укрыты». [сура "Обвешивающие", аят 15]. То есть они не смогут посмотреть на Всевышнего Аллаха. И из этого аята имамы Малик и Шафии взяли довод, что верующие увидят Всевышнего Аллаха. Потому что наказанием грешников и неверующих в этот день будет то, что они будут укрыты завесой и не смогут увидеть Всевышнего Аллаха, и если то же самое будет касатся и верующих, тогда нет смылса говорить что неверующие будут укрыты, получается что и верующие будут наказаны таким же наказанием.

________________________________________________

11 (б) Доводы му'тазилитов на то, что Всевышнего невозможно увидеть глазами и их опровержение.

 

Приведем доводы муатазилитов, которые они приводят в довод на то, что Всевышнего Аллаха невозможно увидеть.

 

Первый довод муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103].

 

Сказали они, что в этом аяте Всевышний сказал, что Его не постигают взоры, а это говорит о том, что люди не способны увидеть Всевышнего Аллаха. И также сказали, что Всевышний восхваляется в этом аяте тем, что Его невозможно увидеть (на второе сомнений уже отвечено в прошлом уроке 11 а.).

 

И ответ им на это с нескольких сторон:

 

Во-первых, слово «идрак» постигать что то взором, в арабском языке имеет различное значение от слова «назара» (увидеть), слово «назара» (увидеть) не обязательно за собой несет полное охватывание того что видят. Например, ты смотришь на человека и видишь его спереди, но то, что сзади у него ты не видишь, то есть полностью взором ты его не охватил. Так вот слово «идрак» в арабском языке несет двойное значение: видение вместе с охватыванием. Когда человек видит и полностью охватывает зрением этот предмет, то это деяние называется «аль-идрак», человек постигнул эту вещь. Так вот Всевышний Аллах, отрицает в этом аяте то, что люди способны постигнуть Аллаха видением, в том смысле, что способны охватить Всевышнего Аллаха своим взорами. Поэтому приверженцы Сунны говорят, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в Раю, но это видение не несет за собой полное видение охватывание взором Всевышнего Аллаха.

 

И в довод на то, что слово «аль-идрак», несет дополнительное значение на слово зрение, это слова Всевышнего Аллаха, относительно истории, когда Фараон с его народом гнался за Мусой мир ему и его народом: «Когда два сборища увидели تَرَاءَى (тараа) друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут» لَمُدْرَكُونَ (Ля мудракуун). Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». Сура 26 аяты 61-62. В этом аяте явный довод на то, что понятие постигнуть и понятие увидеть две разные вещи. Всевышний Аллах установил в этом аяте, что две группы увидели друг друга, но отрицал от них «идрак» (постижение и достижение). Поэтому когда Всевышний Аллах отрицает от Себя постижение, не несет это за собой не возможности увидеть, Всевышнего Аллаха зрением. Но верующие увидят Всевышнего Аллаха зрением (глаз) но не смогут охватить Аллаха своим зрением. Поэтому Всевышний Аллах до этой истории внушил Мусе мир ему, и сказал: «Мы внушили Мусе (Моисею) откровение: «Ночью отправляйся в путь с Моими рабами и проложи для них по морю сухую дорогу. Не бойся, что тебя настигнут, и не опасайся!»» Сура 20 аят 77. То есть Всевышний Аллах уже в заранее сообщил Мусе мир ему, что Фараон и его войско не смогут его поймать, поэтому Муса мир ему, ответил своему народу: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». Сура 26 аяты 61-62.

 

Поэтому пришло от некоторых салафов разъяснение этого аята, «не постигают его взоры», пришло от ибн Аббаса: «Не охватывают Его (Аллаха) взоры охватыванием». И пришло от Катады: «Он (Аллах) более велик чем, чтобы охватили его взоры». Пришло от Ибн Атыи что он сказал: «Они будут смотреть на Аллаха, но их зрение не сможет охватить Всевышнего Аллаха полностью, из-за его величия и могущества, а Его зрение будет охватывать их». Эти асары приводит ибн Каййм в своей книге «Хадиль арвах» стр. 229.

 

Также как опровергается приведение в довод этого аята за муатазилитов, то, что Всевышний Аллах сказал: «Его не постигают взоры», слово لْأَبْصَارُ (Аль Абсъаар) здесь пришло Алиф Лям, и указывает на общность, то есть ни какие взоры не способны его охватить, но это общность во взорах, но не общность во временах, в этом аяте нет указания на общность в эпохах и временах, то что не возможно охватить Всевышнего Аллаха взоров ни в какие времена. Поэтому мы говорим верующие в Судный день и в Раю, увидят Всевышнего Аллаха.

 

Второй довод муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»». Сура 7 аят 143.

 

Муатазилиты сказали: что Всевышний Аллах сказал Мусе мир ему: «Лян тараании تَرَانِي لَن» (Ты меня не увидишь), и Аллах использовал частицу لَن «Лян», и такие муатазилиты как Замахшари, указывают что частица لَن «Лян», указывает на табиид, в постоянном временном промежутке, то есть на всегда… то есть аят будет звучать, по их мнению так: «تَرَانِي لَن» (Ты меня не увидишь никогда), и они говорят если Пророк Муса мир ему, не увидит Всевышнего Аллаха никогда, то тем более Аллаха не увидят те кто ниже по положению чем Муса мир ему.

 

Опровержение этого заключается в том, что ибн Малик в своей книге Альфии сказал: «А тот, который считает то, что отрицание посредством частице لَن «Лян», указывает на постоянство и на вечность, то слово его отвергни и противоположное мнение поддержи». То есть что частица لَن «Лян», не указывает на вечность и постоянство. И доводов на это множество в Коране и в Сунне, из этого слова Марьям в Коране: «Я не стану فَلَنْ сегодня разговаривать с людьми». (Сура Марйам, аят 26). И при этом упомянула частицу فَلَنْ «фа лян» и ограничила, эту частицу словом сегодня, и если бы частица لَن «Лян», указывала на вечность и постоянство, то не было бы правильно из науки красноречия и грамматики, ограничивать это постоянство словом الْيَوْمَ «сегодня».

 

Также пришло в Коране: «Пожелайте себе смерти, если вы правдивы», обратившись к иудеям которые сказали что они лучше, чем умма (община) Мухаммада (мир ему и благословение от Аллаха), и нам обещан рай. И в следующем аяте Аллах сказал: «Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аяты 94-95). И плюс к частице Лян, утвердил слово абада ا أَبَدً (никогда), и вместе с этим Сам Всевышний Аллах в другом месте в Коране сообщил что они пожелают себе смерти когда будут находится в Аду, сказал Всевышний Аллах: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно»». Сура 43 аят 77. Это говорит о том, что они пожелают себе смерти, вместе с тем, что Всевышний Аллах, ранее про них сказал: «Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аят 95). И еще к слову Лян, добавил абада (никогда), и вместе с тем оба этих слова не указали на постоянство и вечность.

 

Также слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам: «Поистине, вы не увидите вашего Господа, пока не умрете!» См. «Сахих аль-джами’» № 2312, слова «пока не умрет», являются ограничением отрицания, от сюда берется что после того как люди умрут они смогут увидеть своего Господа, а иначе не было бы смысла ставить этот предел (границу) в этом предложении. Из этого также берется что частица لَن «Лян», не указывает на постоянство, потому что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, в этом хадисе использовал частицу لَن «Лян».

 

Что касается довода муатазилитов что частица لَن «Лян», указывает на вечность, потому что Всевышний Аллах: «Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (Хадж 22: 73). И Аллах использовал частицу لَن «Лян», и пришел Замахшари и сказал, смотри частица لَن «Лян» указывает на невозможность вечную, кто-то может сказать: что кто-то когда-то сможет сотворить муху?

Мы говорим да частица لَن «Лян» может указывать на вечность также как могут указывать на вечность другие частицы, если при этом пришла «карина хариджийя» (довод второстепенный), внешний довод который указывает что в данном случае идет речь о вечности, а в данном случае пришло это указание, а это то что известно из шариата Аллаха, что никто не является творцом кроме Всевышнего Аллаха, как в прошлом, так и в настоящем так и в будущем. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Неужели тот, кто не творит, подобен тому, Кто творит?» Св. Коран, 16:17-18.

И Всевышний Аллах сообщил нам, что способностью творить обладает лишь Он! Эти второстепенные доводы в этом аяте, указывают нам что частица لَن «Лян» в данном аяте указывает на вечность. А в основе эта частица не вечность не указывает.

 

 

Третий довод муатазилитов.

Где бы Всевышний Аллах ни упомянул разговор о том, что кто-то попросил видение Всевышнего Аллаха, то Всевышний Аллах всегда этот вопрос возвеличивал и приводил его в форме ужасающей, то, что это является чем-то неподобающим и чем-то непристойным. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?» Они надменно возгордились собой и совершили великое преступление». Сура 25 аят 21.

В этом аяте Аллах возвеличил этот момент и порицал их за это.

 

Или слова народа Мусы мир ему, которые приводит Аллах в Коране: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию. Вас поразила молния (или постигла гибель), тогда как вы наблюдали за этим». [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 55].

 

Также слова: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Покажи нам Аллаха воочию”. Тогда молния поразила (или гибель постигла) их за их несправедливость». [Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 153].

 

Муатазилиты сказали во всех этих аятах Всевышний Аллах, возвеличивает этот вопрос, и приводит его, и приводит его в форме ужасающей, то, что люди просят увидеть Аллаха своими глазами. И говорят муатазилиты, что это указывает на то, что нельзя увидеть Всевышнего Аллаха глазами, и что нельзя Ему задавать такой вопрос.

 

Мы отвечаем на это и говорим, что Всевышний Аллах возвеличивает и порицает не то что они просят увидеть Аллаха глазами, но то, что они ограничивают и обуславливают свою веру своим требованием, и говорят мы не уверуем пока не снизойдут к нам ангелы, или пока не увидим Нашего Господа глазами, и в этом аяте нет указания на то что Всевышнего Аллаха не возможно увидеть глазами, потому что в последнем аяте который мы зачитали, приходит указание что люди неверующие попросили Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, чтобы им была ниспослана книга с неба, и это является возможным, Всевышний Аллах может послать им книгу с неба, но не смотря на это Всевышний Аллах возвеличил и порицал их эту просьбу, и привел ее в форме ужасающей, это говорит о том, что возвеличивание и приведение в форме ужасающей, не указывает на невозможность этого. Но указывает на опровержение этим людям, и порицание этих людей за то, что они обуславливают свою веру тем, что они должны увидеть Аллаха, а иначе они не уверуют. Говорят: мы не уверуем в тебя, пока ты не придешь с дворцами, мы не уверуем в тебя, пока ты не извергнешь нам источник воды, и т.п. вопросы которые задавали из вопросов люди неверующие, пророку саля Ллаху алейхи ва салам. И это не говорит о том что все эти деяния являются невозможными, все это возможно, но Всевышний Аллах возвеличил эти вопросы, не из-за того что это невозможно и является чем то неподобающим, но потому что эти люди отказывались верить во Всевышнего Аллаха требуя эти вещи.

________________________________________________

11 (в) Позиция матуридитов в вопросе видения Аллаха Его рабами и ее опровержение.

 

Осталось разобрать позицию матуридитов в этом вопросе. Так вот как мы сказали, если вы помните на одних из первых уроков мы разбирали их позиции по вопросам разделения шариата на то, что постигается разумом и то что постигается текстами шариата. Мы говорили то, что матуридиты делят религию на две части:

1. Часть называют Сам`ият то что постигается текстами (Шариата).

2. Часть называют Аклият то что постигается разумом. К тому что постигается разумом, они отнесли вопросы Илляхият, то что относится к вопросам божественности имена, атрибуты и т.д. А к вопросу Сам`ият они отнесли вопросы Судного Дня, также вопросы различных постановлений шариата: хадж, закят, намаз, шариатские наказания и т.п.

 

Увидят ли верующий Всевышнего, Субханаху ва та`аля в Судный день это из вопросов того что произойдет в Судный День. Поэтому матуридиты пошли по этому вопросу по дороге текстов (Шариата) и сказали: если тексты (Шариата) укажут на то, что Всевышний Аллах, Субханаху ва та`аля, возможно увидеть глазами в Судный День, то мы это утвердим. Посмотрели доводы и увидели, что это утверждается. Сказали, к тому же наш разум, не отрицает возможности этого. Т.е. матуридиты не смотря на то, что говорят, что в этих вопросах, вопрос Сам`ият, они следуют за доводами, они следуют за ними только в том случае, если они не противоречат их разуму опять-таки. Здесь они сказали, доводы нам указывают на то, что Всевышнего Аллаха увидеть возможно, и говорят это не является невозможным в нашем разуме. Поэтому мы утверждаем то, что Всевышнего Аллаха возможно увидеть в Судный День. Теперь вопрос у них возник группа Сам`ият столкнулась с группой иляхият потому что этот вопрос не является абсолютно из вопросов Сам`ият, но касается вопроса Всевышнего Аллаха, Субханаху ва та`аля. Касается вопроса божественности, имён и атрибутов. И они столкнулись с проблемой. Ведь они из тех, кто отвергает возвышенность Всевышнего Аллаха, Субханаху ва та`аля, своей сущностью над своими творениями. И теперь у них получилась проблема. Им пришлось соединять между двумя своими убеждениями. То что они отрицают, то что Всевышний Аллах, Субханаху ва та`аля, возвышен над творениями и то, что они следуя за текстами (Шариата) в вопросах «Сам`ият», и то что они устанавливают, то что верующий увидит Всевышнего Господа в Раю и в Судный День. И у них в итоге получилось то, что верующий увидит Всевышнего Аллаха, Субханаху ва та`аля, в Судный День. Но увидит не в каком либо направлении не так чтоб Всевышний Аллах будет над ними, нет, они сказали: верующие увидят Всевышнего Аллаха без всякого направления, так что между видящим и видимым не будет никакого расстояния, и не будет между ними постижения лучей света. Человек видит когда в его глазах отражается свет с объекта на который этот свет падает. И посредством отражения света человек видит этот предмет, матуридиты сказали такого при виде верующими Всевышнего Аллаха, Субханаху ва та`аля, в Судный День не произойдет. И этим самым, попали под насмешки от муатазилитов. Потому что муатазалиты отрицали видение Всевышнего Аллаха, потому что они отрицают Его возвышенность над Его творениями, сказали что если мы установим и утвердим то что Всевышнего Аллаха возможно увидеть, то нам придется признать то что Всевышний Аллах возвышен над творениями, и он находится в направлении и возвышенности.

Поэтому когда пришли матарудиты, после муатазилиты сказали: мы утверждаем видение людьми Всевышнего Аллаха и при этом отрицаем возвышенность. Муатазалиты начали насмехаться и издеваться над ними в своих книгах.

 

Поэтому в их книгах, в такой книге как "шархуль усуль аль-хамса" Къады АбдульДжаббара (на странице 240-253), а также книге «Аль-Мугни фи абваб Ат-Таухид аль Адль» (4й том 139 стр.) приводят такие слова (от муатазилитов): «Тот который согласится с тем, что Всевышний Аллах не находится в каком либо направлении (т.е. не возвышен над своими творениями), и вместе с этим заявит что Всевышнего Аллаха можно увидеть в Судный день, то он дал людям повод посмеяться над его разумом».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.034 с.)