Особенности высшей нервной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности высшей нервной деятельности младших школьников



 

В период 6-10 лет существенные изменения претерпевают структура и функции мозга [20]. Как утверждает Н.И. Обреимова [14], к 7-8 годам масса мозга становится равной массе мозга взрослого человека и больше не увеличивается. мозг ребенка в этом возрасте примерно в 2 раза интенсивнее потребляет кислород, чем мозг взрослого, и это обеспечивается соответствующим кровообращением.

Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, продолжается дальнейшее формирование ансамблей нервных клеток, с которыми связано осуществление интегративных процессов. Ритмическая организация коры полушарий становится сходной с таковой у взрослого. Это свидетельствует о высокой степени сформированности состояния покоя как оптимального фона для приема и переработки внешней информации. В корково-подкорковом взаимодействии главенствует кора, что способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения. В течение младшего школьного возраста усиливается вовлечение в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий, создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. У детей этого возраста формируется наиболее экономичная организация мозговых систем. Созревание лобных областей приводит к значительным изменениям в организации механизмов внимания [17].

Активационные процессы в 9-10-летнем возрасте приобретают четкую направленность, создавая условия для избирательного вовлечения определенных областей коры в конкретную деятельность. Так формируются нейрофизиологические механизмы произвольного внимания, обеспечивающие отбор наиболее существенной информации. У первоклассников в связи с незрелостью механизмов внимания невелик его объем. Слабо развито в этом возрасте и распределение внимания, что затрудняет восприятие речи учителя, если ребенок сам в это время что-то делает [4].

К 9-10 годам значительно возрастает объем внимания, его устойчивость. Совершенствование механизмов произвольного внимания способствует осуществлению контроля за одновременно происходящими действиями - прогрессирует распределение внимания. Созревание функций мозга только создает основу для развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности [20].

В 9-10 лет в сравнении с 7-8 годами увеличивается объем кратковременной памяти. К этому же возрасту значительной зрелости достигает произвольная регуляция двигательной функции, совершенствуются точностные движения, их коррекция, приведение в соответствие с предъявляемым эталоном [14].

В этом возрасте важно привить ребенку умение произвольно концентрировать внимание, сосредоточиваться на существенном, организовывать конкретную деятельность. Одновременно нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию [20].

У 9-10-летних детей высоко развито восприятие, они легко овладевают навыками и знаниями, совершенствуются их функциональные и адаптационные возможности мозга [17].

В этом возрасте основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения достаточно развиты. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, их устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой концентрацией нервных процессов. При образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс [4].

Н.А.Фомин [20] подчеркивает, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Именно поэтому младшие школьники легко могут овладевать технически сложными формами движений.

Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Внутреннее торможение еще не устойчиво, поэтому дети начинают выполнять упражнение, не успев выслушать объяснение учителя.

-9-летние дети отличаются слабой устойчивостью к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. Возбудительные и тормозные процессы в этом возрасте легко иррадиируют, вот почему выполнение движений отличается неточностью. При обучении физическим упражнениям лучше использовать целостный метод, облегчая выполнение основного задания системой подводящих и подготовительных упражнений [20].

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы.

Анатомические особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста создают благоприятные предпосылки для развития гибкости. При этом необходимо учитывать, что правую и левую стороны тела необходимо развивать в одинаковой мере, и наряду с гибкостью необходимо также развивать силу (в особенности мышц туловища) для профилактики искривления позвоночника.

Также нужно учитывать, что организм детей не готов к интенсивным, длительным и монотонным нагрузкам. Недопустимы длительные динамические усилия. Сердечно-сосудистая система детей работает не экономично, интенсивная мышечная работа создает чрезмерную нагрузку на сердце.

В течение тренировки следует периодически менять характер мышечной работы, поскольку организм детей не может длительно противостоять утомлению. Утомление, в свою очередь, возникает и при малоинтенсивной, но скучной, монотонной работе.

В работу следует иногда включать элемент игры, чтобы повысить интерес занимающихся к работе, внести эмоциональность и разнообразие.

При обучении движениям следует использовать целостный метод, применяя также наглядный и словесный методы, не перегружая речь специальными терминами.

Необходимо также учитывать особенности внимания детей 7-10 лет. Дети этого возраста легко отвлекаются от работы, их внимание не устойчиво, поэтому учащихся следует обучать концентрации внимания, усидчивости, внимательности.

Важно и то, что психо-физиологические особенности детей 7-10 лет позволяют в младшем школьном возрасте овладевать технически сложными видами спортивных движений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.181.19 (0.018 с.)