Глава 1. Гибкость в аэробной гимнастике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Гибкость в аэробной гимнастике



Содержание

 

Введение

Глава 1. Гибкость в аэробной гимнастике

1.1 Характеристика аэробной гимнастики

Гибкость как двигательное качество

Глава 2. Возрастные аспекты развития гибкости

Анатомические и физиологические особенности занимающихся

Особенности высшей нервной деятельности младших школьников

Глава 3. Средства и методы развития гибкости

Глава 4. Тесты для определения уровня развития гибкости

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2


Введение

 

Актуальность исследования. Аэробная гимнастика (спортивная аэробика) - сложнокоординированный, ациклический вид спорта, требующий от спортсмена высокого развития силы, специальной выносливости, равновесия, координации движений и гибкости.

Гибкость в аэробной гимнастике необходима для выполнения многих обязательных элементов сложности в программе выступления.

Элементы, демонстрирующие гибкость, присутствуют в обязательной программе соревнований всех возрастных групп, в т.ч. и в самой младшей - до 12 лет, которая условно делится на подгруппы 6-9 лет и 10-12 лет.

Основным элементом гибкости в аэробной гимнастике является «шпагат»: фронтальный и сагиттальный. Оба вида шпагата могут выполняться как горизонтально, так и вертикально; в движении и в статической позе. Также «шпагат» является основой для выполнения многих других элементов, в т.ч. из других групп (например, элемент «венсон» демонстрирует динамическую силу, требует наличия сагиттального «шпагата»; прыжок в «шпагат», который относится к группе «Прыжки» и др.).

Специфика аэробной гимнастики такова, что в данном виде спорта не требуется большая подвижность позвоночного столба, поскольку здесь отсутствуют элементы, связанные с переразгибанием позвоночника (например, такое упражнение как гимнастический мост), более того аэробная гимнастика не требует максимальной, анатомически возможной подвижности в суставах, что отличает ее от спортивной и художественной гимнастики.

Перед тренером-преподавателем по аэробной гимнастике стоит задача обучить учащихся группы начальной подготовки элементу «шпагат» уже в первый год обучения, поскольку отсутствие этого умения в дальнейшем будет тормозить тренировочный процесс, затруднит освоение более сложных элементов.

Как известно, в секции по гимнастике принимаются дети дошкольного возраста, имеющие хорошие физические данные. Тем не менее, в данной работе предлагается рассмотреть возможность обучения детей младшего школьного возраста (7-10 лет) аэробной гимнастике, без отбора «перспективных» учащихся. Во-первых, это позволит привлечь большее количество детей к систематическим занятиям спортом, а во-вторых позволит приобщить к гимнастике даже «бесперспективных» с точки зрения художественной и спортивной гимнастики детей.

Учитывая специфику данного вида спорта, а именно невысокую требовательность к уровню специальной гибкости (по сравнению с художественной и спортивной гимнастикой), можно предположить, что дети указанного возраста способны успешно заниматься в секции аэробной гимнастики.

Цель предлагаемой методики развития гибкости - обучение учащихся любого уровня физической подготовленности (в том числе, низкого) элементам фронтальный и сагиттальный шпагат в течение одного года. Данный срок обучения (один год) выбран, как оптимально достаточный для овладения элементом «шпагат», он предполагает применение широкого круга средств и методов развития гибкости, без применения чрезмерного и болезненного для учащихся принудительного растягивания.

Проблема развития гибкости освещена в научно-методической литературе достаточно широко [1,5,6,7,8,9,10,11,16,22,25]. Большое количество исследований посвящено средствам и методам развития гибкости, изучены возрастные аспекты ее развития. Гибкость, как одно из двигательных качеств человека, исследована с точки зрения физиологии, биомеханики, анатомии. Цель курсовой работы: разработать методику развития гибкости у детей 7-10 лет.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить средства и методы развития гибкости на основе теоретического материала.

.   Составить эффективный комплекс упражнений для развития гибкости.


Определения подвижности в плечевом суставе.

Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Аналогичное упражнение - активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на животе, руки вперед. Измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев [22].

Заключение

 

В ходе анализа литературных источников было выяснено значение гибкости у юных гимнастов-аэробистов. Было изучено само понятие «гибкость», ее виды, а также средства и методы развития гибкости. Также была изучена специфика развития и проявления гибкости в аэробной гимнастике.

Было установлено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития гибкости. Хотя физиологические и психологические особенности детей этого возраста предъявляют особые требования к организации занятий.

Изучение материала показало, что основным средством воспитания гибкости являются физические упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой, т.е. упражнения на растягивание; были изучены различные комплексы упражнений для развития гибкости, как статического, так и динамического характера. На основе изученного материала были составлены комплексы упражнений для развития общей и специальной гибкости, а также подготовительные упражнения для элемента аэробной гимнастики «шпагат».

Были изучены также методы тестирования уровня развития гибкости, что является ценной информацией для педагогов физической культуры и тренеров-преподавателей, поскольку позволяет отслеживать темпы развития гибкости на протяжении начального этапа подготовки.

Таким образом, задачи исследования изучить и проанализировать литературные источники, а также составить на их основе эффективный комплекс упражнений для развития гибкости, можно считать решенными.


Библиографический список

1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методики физического воспитания. [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. - М., 1990. - 287 с.

. Аэробная гимнастика. Правила соревнований 2009-2012гг. [Текст] // FIG - 2009. - 218с.

. Барышникова Т.Б. Азбука хореографии. [Текст] / Т.Б.Барышникова. - СпБ., 1996. - 142с.

. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин. - М., 2003. - 416с.

. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. [Текст] / М.М.Боген. - М., 1985. - 192с.

. Быков В.С. Развитие двигательных способностей учащихся. [Текст] / В.С.Быков. - Челябинск, 1998 - 314с.

. Варакина Т.Т. Художественная гимнастика. [Текст] / Т.Т.Варакина. - М., 1973. - 188с.

. Волков В.Л. Методика воспитания физических способностей школьников.[Текст] / Л.В.Волков. - К., 1980. - 103с.

. Гужаловский А.Ф. Развитие двигательных качеств у школьников. [Текст] / А.Ф. Гужаловкский. - Мн., 1978. - 88с.

. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств)[Текст] / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М., 1994. - 368 с.

. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. - М., 1970 - 198 с.

12. Киреева Т.П. Спортивная аэробика в школе [Текст] // физическая культура в школе. - 2003. - №6. - с.28-34.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания.[Текст] / Л.П. Матвеев. - М., 1991. - 265с.

. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. [Текст] / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М., 2000. - 376с.

. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М., 2002. - 448с.

.Сивакова Д.А. Уроки художественной гимнастики.[Текст] / Д.А.Сивакова.- М., 1968. - 173с.

. Смирнов В.Н. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. [Текс] / В.Н. Смирнов. - М., 2000. - 400с.

. Спортивная аэробика. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР [Текст] // М., 2000. - 52с.

. Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. [Текст] / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко. - М., 1990. - 64с.

. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. [Текст] / В.П.Филин, Н.А.Фомин. - М., 1972. - 175с.

. Харламов И.В. Педагогика. [Текст] / И.В.Харламов. - М., 2000. - 519с.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений []/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2009. - 480с.

. Шестаков М.П. Спортивная аэробика в школе.[Текст] / М.П.Шестаков. - Р-н-Д., 2004. - 84с.

. Шестаков М.П., Ивлев М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие для студентов вузов физической культуры [Текст] / М.П Ивлев, М.П Шестаков. и др. - М., 2002. - 304с.

. Шипилина И.А. Хореография в спорте.[Текст] / И.А. Шипилина. - Р-н-Д., 2004. - 224с.


Приложение 1

 

Комплекс упражнений для развития общей гибкости

№ П.п. Содержание упражнений Дозировка ОМУ
1 И.п. - основная стойка, руки на пояс; 1 - наклон головы вперед; 2 - наклон головы назад; 4 При наклоне головы вперед, стараться коснуться подбородком груди. Наклон назад не выполнять до отказа.
2 И.п. - то же; 1 - наклон головы вправо; 2 - возврат в и.п.; 3 - наклон головы влево; 4 - возврат в и.п. 4 При наклоне головы в сторону ухом тянуться к плечу. Плечи не поднимать.
3 И.п. - то же; 1 - поворот головы вправо; 2 - возврат в и.п. 3 - поворот головы влево; 4 - возврат в и.п. 4 Во время выполнения упражнения не поворачивать грудную клетку. Не допускать болевых ощущений в области шеи.
4 И.п. - стойка на ширине плеч, руки на пояс; 1-4 - четыре круговых движения плечами назад; 5-8 - четыре круговых движения плечами вперед. 2 Круговые движения выполнять с максимальной амплитудой.
5 И.п. - стойка на ширине плеч, руки опущены, кисти сжаты в кулаки; 1-4 - круговые движения кистями от себя; 5-8 - круговые движения кистями к себе. 2 Круговые движения выполнять с максимальной амплитудой.
6 И.п. - стойка на ширине бедер, руки на пояс; 1-3 - три наклона туловищем вперед; 4 - возврат в и.п. 5-7 - три наклона туловищем назад; 8 - возврат в и.п. 2 При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать. Наклоны выполнять до упора, избегая резких движений и сильных болевых ощущений.
7 И.п. - то же; 1-3 - три наклона туловища вправо, левая рука над головой, правая на пояс; 4 - возврат в и.п. 5-7 - три наклона туловища влево, правая рука над головой, левая на пояс; 8 - возврат в и.п. 2 Наклоны выполнять точно в сторону, не наклоняясь вперед или назад
8 И.п. - то же; 1 - наклон к правой ноге, кисти на носок правой ноги; 2 - наклон, кисти на пол 3 - наклон к левой ноге, кисти на носок левой ноги; 4 - возврат в и.п. 4 При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать. К ноге тянуться грудью, спину не скруглять. При недостаточной физической подготовке кисти ставить не на носок ноги, а на колено.
9 И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс; 1 - выпад правой ногой вперед; 2-7 - пружинистые движения вверх-вниз на правой ноге; 8 - возврат в и.п. 1-8 - то же с левой ноги. 1 При выполнении выпада сзади стоящую ногу не сгибать в колене. Колено впереди стоящей ноги располагается над пяткой.
10 И.п. - то же; 1 - выпад правой ногой вправо; 2-7 - пружинистые движения вверх-вниз на правой ноге; 8 - возврат в и.п. 1-8 - то же с левой ноги. 1 При выполнении выпада руки держать на полу (для начинающих) или на поясе (для подготовленных). Корпус чуть наклонить вперед, свободную ногу держать прямой.
11 И.п. - основная стойка, руки опущены; 1-2 - мах правой ногой вперед, хлопок под ногой; 3-4 - мах левой ногой вперед, хлопок под ногой 8 Маховую ногу не сгибать в колене. После маха ногу возвращать в и.п. плавно. При выполнении маха тянуть носок маховой ноги. Высоту маха увеличивать постепенно.
12 И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс; 1-2 - мах правой ногой вправо; 3-4 - мах левой ногой влево. 8 При выполнении маха, ноги не сгибать в коленях, тянуть носок маховой ноги. После маха ногу возвращать в и.п. плавно. Высоту маха увеличивать постепенно.
13 И.п. - сидя, согнув ноги, стопы вместе; кисти на носках; 1-7 - наклоны к носкам; 8 - возврат в и.п. 2 При выполнении наклонов спину держать прямо, к носкам тянуться грудью.
14 И.п. - лежа на животе, кисти на полу на уровне груди, ноги вместе; 1-3 - опираясь на кисти, поднять туловище и выполнить три наклона назад; 4 - лечь на живот, ноги врозь; 5-7 - опираясь на кисти, поднять туловище и выполнить три наклона назад; 8 - возврат в и.п. 2 При выполнении наклона запрокинуть голову назад. Руки выпрямлять полностью, если нет болезненных ощущений. Наклоны назад выполнять до отказа.
15 И.п. - сидя ноги вместе, руки на пояс; 1 - оттянуть носки от себя; 2 - тянуть носки на себя; 3 - 4 - круговое движение носками по часовой стрелке; 5 - оттянуть носки от себя; 6 - тянуть носки на себя; 7-8 - круговое движение носками против часовой стрелки. 4 Спину держать прямо. Движения выполнять с максимальной амплитудой.

 


Приложение 2

 

Комплекс упражнений для развития специальной гибкости в аэробной гимнастике

№ п.п. Содержание упражнений Дозировка ОМУ
1 И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс 1 - выпад правой ногой вперед; 2-7 - пружинистые покачивания на правой; 8 вернуться в и.п.; 1-8 - то же левой. 4 При выполнении выпада сзади стоящую ногу не сгибать в колене. Колено впереди стоящей ноги располагается над пяткой.
2 И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс 1 - наклон, руки вниз; 2-7 - пружинистые наклоны, кисти к носкам 8 - вернуться в и.п. 4 Ноги в коленях не сгибать. Стараться коснуться носков. Подготовленные учащиеся могут ставить ладони на пол. Избегать резких движений.
3 И.п. - стоя у гимнастической стенки (станка), правая нога поднята вперед, на перекладине (станке), руки на пояс; 1-3 - наклоны к правой ноге; 4 - вернуться в и.п., развернув носок левой ноги выворотно; 5-7 - наклоны к левой ноге; 8 вернуться в и.п. 1-8 то же с левой ноги. 2 При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать, спину держать прямо. К ноге тянуться грудью.
4 И.п. - о.с., стоя левым боком к гимнастической стенке (станку), левая рука на перекладине, правая на пояс 1-8 махи правой ногой вперед; 1-8 то же с левой. 8 Мах выполнять прямой ногой, носок оттянуть. Спину держать прямо. Высоту маха увеличивать постепенно. Маховую ногу в и.п. возвращать плавно.
5 И.п. - сед ноги вместе, руки на пояс; 1-4 - наклоны к ногам, кисти к носкам; 5-8 - задержаться в глубоком наклоне. 4 Ноги не сгибать в коленях, спину держать прямо.
6 И.п. - А лежа на спине, В держит правую ногу А; 1-8 - В поднимает прямую правую ногу А вперед, совершает небольшие покачивания вверх-вниз, стремясь поднять ногу как можно выше; 1-8 - то же для левой ноги. 4 На начальном этапе обучения допускается согнуть в колене свободную ногу. Рабочую ногу в колене не сгибать. Избегать резких движений. Высоту подъема ноги увеличивать постепенно.
7 И.п. - то же; 1-8 - В поднимает прямую правую ногу А вперед, А преодолевая сопротивление В стремится опустить ногу; 1-8 - А расслабляет ногу, В поднимает ногу А вперед-вверх, и совершает пружинистые движения вверх-вниз; 1-16 - то же для левой ноги. 2 Сопротивление партнера и выполняющего должно быть умеренным. Рабочая нога прямая. Усилия партнера должны быть незначительными, контролируемыми, бережными.
8 И.п. - сед с разведенными в сторону и согнутыми в коленях ногами, ступни вместе; 1-4 - покачивать бедрами вверх-вниз; 5-8 - наклоны, стараясь достать грудью носки. 4 Спину держать прямо. Бедра и колени тянуть к полу.
9 И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс 1-2 - выпад правой ногой в сторону; 3-6 пружинистые покачивания вверх-вниз на правой; 7-8 вернуться в и.п. 1-8 то же для левой ноги. 2 Во время выполнения упражнения не заваливаться назад, корпус чуть наклонен вперед. Спина прямо. Свободная нога прямая. Стопа свободной ноги полностью на полу.
10 И.п. - широкая стойка, руки на пояс; 1-3 - наклоны, предплечья тянутся к полу; 4 - и.п. 5-8 - наклоны назад. 4 Ноги в коленях не сгибать. Наклон назад выполнять осторожно.
11 И.п. - Упор с предельно разведенными в сторону ногами; 1-3 - наклоны к правой ноге; 4 - вернуться в и.п. 5-6 - наклоны к левой ноге; 8 - вернуться в и.п. 4 Ноги в коленях не сгибать. Упражнение выполнять с предельной осторожностью. Не использовать упражнение на первых занятиях.
12 И.п. - то же; 1-8 - отжимания от пола. 2 Ноги в коленях не сгибать. Стараться коснуться грудью пола. Упражнение для подготовленных.
13 И.п. - о.с., стоя правым боком у гимнастической стенки, держась за перекладину правой рукой, левая на пояс; 1-8 - махи левой ногой в сторону; 1-8 - то же правой ногой. 8 Ноги в коленях не сгибать. Высоту маха увеличивать постепенно. Маховую ногу возвращать в и.п. плавно.
14 И.п. - лежа на спине; 1 - развести согнутые в коленях ноги в стороны, свести ступни вместе и постараться опустить бедра на пол; 2 - свести бедра, преодолевая сопротивление партнера; 3 расслабиться и развести бедра в стороны с помощью партнера; 4 Сопротивление партнера должно быть умеренным.
15 И.п. - лежа на спине, ноги вперед 1 - развести ноги в стороны; 2- слегка свести ноги и попытаться далее свести их вместе, преодолевая сопротивление партнера; 3 - расслабиться и развести ноги в стороны с помощью партнера; 4 Ноги в коленях не сгибать. Сопротивление партнера должно быть умеренным.
16 И.п. - о.с., руки за голову, партнер помогает сзади; 1 - отвести ногу в сторону; 2 постараться опустить ногу в и.п., противодействуя сопротивлению партнера; 3 опустить ногу, расслабиться; 4 отвести ногу в сторону с помощью партнера; 5-8 то же с другой ноги. 4 Ноги в коленях не сгибать. Сопротивление партнера должно быть умеренным.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Гибкость в аэробной гимнастике

1.1 Характеристика аэробной гимнастики

Гибкость как двигательное качество

Глава 2. Возрастные аспекты развития гибкости

Анатомические и физиологические особенности занимающихся

Особенности высшей нервной деятельности младших школьников

Глава 3. Средства и методы развития гибкости

Глава 4. Тесты для определения уровня развития гибкости

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2


Введение

 

Актуальность исследования. Аэробная гимнастика (спортивная аэробика) - сложнокоординированный, ациклический вид спорта, требующий от спортсмена высокого развития силы, специальной выносливости, равновесия, координации движений и гибкости.

Гибкость в аэробной гимнастике необходима для выполнения многих обязательных элементов сложности в программе выступления.

Элементы, демонстрирующие гибкость, присутствуют в обязательной программе соревнований всех возрастных групп, в т.ч. и в самой младшей - до 12 лет, которая условно делится на подгруппы 6-9 лет и 10-12 лет.

Основным элементом гибкости в аэробной гимнастике является «шпагат»: фронтальный и сагиттальный. Оба вида шпагата могут выполняться как горизонтально, так и вертикально; в движении и в статической позе. Также «шпагат» является основой для выполнения многих других элементов, в т.ч. из других групп (например, элемент «венсон» демонстрирует динамическую силу, требует наличия сагиттального «шпагата»; прыжок в «шпагат», который относится к группе «Прыжки» и др.).

Специфика аэробной гимнастики такова, что в данном виде спорта не требуется большая подвижность позвоночного столба, поскольку здесь отсутствуют элементы, связанные с переразгибанием позвоночника (например, такое упражнение как гимнастический мост), более того аэробная гимнастика не требует максимальной, анатомически возможной подвижности в суставах, что отличает ее от спортивной и художественной гимнастики.

Перед тренером-преподавателем по аэробной гимнастике стоит задача обучить учащихся группы начальной подготовки элементу «шпагат» уже в первый год обучения, поскольку отсутствие этого умения в дальнейшем будет тормозить тренировочный процесс, затруднит освоение более сложных элементов.

Как известно, в секции по гимнастике принимаются дети дошкольного возраста, имеющие хорошие физические данные. Тем не менее, в данной работе предлагается рассмотреть возможность обучения детей младшего школьного возраста (7-10 лет) аэробной гимнастике, без отбора «перспективных» учащихся. Во-первых, это позволит привлечь большее количество детей к систематическим занятиям спортом, а во-вторых позволит приобщить к гимнастике даже «бесперспективных» с точки зрения художественной и спортивной гимнастики детей.

Учитывая специфику данного вида спорта, а именно невысокую требовательность к уровню специальной гибкости (по сравнению с художественной и спортивной гимнастикой), можно предположить, что дети указанного возраста способны успешно заниматься в секции аэробной гимнастики.

Цель предлагаемой методики развития гибкости - обучение учащихся любого уровня физической подготовленности (в том числе, низкого) элементам фронтальный и сагиттальный шпагат в течение одного года. Данный срок обучения (один год) выбран, как оптимально достаточный для овладения элементом «шпагат», он предполагает применение широкого круга средств и методов развития гибкости, без применения чрезмерного и болезненного для учащихся принудительного растягивания.

Проблема развития гибкости освещена в научно-методической литературе достаточно широко [1,5,6,7,8,9,10,11,16,22,25]. Большое количество исследований посвящено средствам и методам развития гибкости, изучены возрастные аспекты ее развития. Гибкость, как одно из двигательных качеств человека, исследована с точки зрения физиологии, биомеханики, анатомии. Цель курсовой работы: разработать методику развития гибкости у детей 7-10 лет.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить средства и методы развития гибкости на основе теоретического материала.

.   Составить эффективный комплекс упражнений для развития гибкости.


Глава 1. Гибкость в аэробной гимнастике

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.136.157 (0.255 с.)