Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста



 

Период 7-10 лет характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма [15].

Рост и телосложение

М.М. Безруких [4] отмечает, что после завершения полуростового скачка и до начала пубертатного скачка отмечаются самые низкие темпы роста длины и массы тела. Увеличение длины и массы тела происходит таким образом, что ребенок «вытягивается», продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения.

Д.А. Фарбер [19] также утверждает, что для детей 7-10 лет характерно уменьшение скорости роста тела в длину по сравнению с дошкольным возрастом и составляет 2-3 см в год. При этом рост тела и его частей происходит равномерно, в основном за счет туловища, так что пропорции тела сохраняются практически неизменными, с характерным для младшего школьника соотношением частей тела.

Опорно-двигательный аппарат

Как отмечает Н.А.Фомин [20], наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей до 8-9-летнего возраста, хотя у детей младшего и среднего возраста он также достаточно подвижен, вследствие чего подвержен деформации. Это необходимо учитывать при занятиях детей физическими упражнениями.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани [22]. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах [1,9,10,11,13,22,25].

По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается [22].

Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет. В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 - 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь - с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [1].

У девочек в 8-9 лет начинает расширятся таз и округляются бедра. При этом сращение костей таза происходит в более старшем возрасте [4]. Н.А.Фомин [20] обращает внимание на то, что резкие толчки при приземлениях, а также неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.

Окостенение скелета происходит неравномерно. Раньше всего, к 9-11 годам, заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья [20].

Скелетные мышцы ребенка существенно меняются, обеспечивая очень высокую подвижность и неутомляемость (при условии смены режимов мышечной деятельности) [4]. По мнению Д.А.Фарбер [19], у детей 7-10 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа, для которых характерно преобладание аэробной энергетики, связанной с процессами окисления в митохондриях.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие [22].

Н.А. Фомин [20] утверждает, что показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата (возбудимость и лабильность) уже к 8-10 годам приближаются к уровню взрослых людей. А величина хронаксии (минимальное время возбуждения мышцы) отдельных мышечных групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых.

Развитие двигательной функции, работоспособности и выносливости

К 7-8 годам дети приобретают основные навыки письма, выполняют несложные действия с мелкими предметами. Как следствие этого в данном возрасте наблюдается интенсивное развитие мышц кисти. Разница в силе мышц правой и левой руки постепенно выравнивается [20].

B возрастных изменениях двигательной функции ведущее место принадлежит центральной нервной системе, и прежде всего - коре больших полушарий головного мозга [4,14,17,20].

Н.А. Фомин [20] отмечает, что в возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков 7-9 лет отмечается более прогрессивное его увеличение, чем у девочек.

Что касается точности движений, то по мнению Н.А. Фомина [20], у 8-11-летних детей она развита слабо. Ошибки при воспроизведении заданных параметров движений составляют 45-50%.

Н.И. Обреимова [14] высказывает обратное утверждение, что наиболее высокий темп динамики точности наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга.

У детей младшего школьного возраста совершенствуется пространственная ориентировка, что связано, по мнению Н.А.Фомина [20], с развитием проприоцептивной чувствительности. Она достигает в данном возрасте такого уровня развития, который создает возможность разучивания сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные технически сложные, упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых людей.

Возраст 7- 10 лет, как считает М.М.Безруких [4], является оптимальным для формирования произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого освоения и совершенствования сложных произвольных движений. К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений - мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12-14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата [14].

Возраст 7-10 лет является новым этапом в формировании акта ходьбы. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Темп ходьбы равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага. Лишь к возрасту 9- 10 лет иннервационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения. Качественная реализация моторной программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах формирования навыков) требует напряженного зрительного контроля, так как именно зрительный контроль выступает в качестве ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования навыка более значимой в регуляции движений становится проприоцептивная информация. При этом допускается, что зрительная и проприоцептивная системы при управлении движениями функционально не дублируют одна другую, а решают разные задачи [14].

К 7 годам корковый отдел двигательного анализатора обретает морфологические признаки, свойственные взрослым. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы, а значит, становится возможной более тонкая регуляция мышечной активности, мышечных напряжений. Таким образом, только к 10 годам реализация движения (ходьба) обеспечивается включенностью и взаимодействием всех звеньев системы регуляции движения [4].

Созревание центральных управленческих звеньев наглядно проявляется в особенностях построения движений. С одной стороны, дети 7-10 лет еще далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. С другой стороны, у них завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, которая основывается на тонкой координации движений за счет сбалансированного управления мышцами-антагонистами, т.е. мышцами, выполняющими противоположные по направлению движения (мышцы-сгибатели и разгибатели) [4,14].

По утверждению Д.А.Фабер [19] и М.М.Безруких [4], степень созревания нервных окончаний значительно увеличивается к 7-8 годам; при этом появляются более быстрые и разнообразные движения. Однако и в данном возрасте еще не достигается степень развития движений, наблюдаемая у взрослых

Как отмечают Н.И. Обреимова [14] и Д.А. Фарбер [19], у детей в возрасте 8-10 лет наиболее интенсивна игровая активность, сочетающаяся с повышенной двигательной активностью. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии. Важно подчеркнуть, что только к этому возрасту морфофункциональное развитие ребенка достигает такого уровня, который способствует длительному поддержанию работоспособности.

Д.А.Фарбер [19], М.М.Безруких [4] утверждают, что динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. При циклической работе ногами, в зоне большой мощности (при пульсе 160-170 уд/мин) объем выполняемой работы у детей в период от 7 до 10 лет возрастает в 4 раза и составляет в 10-11-летнем возрасте примерно 40 кДж. Однако это еще далеко не соответствует возможностям взрослых.

Н.И. Обреимова [14] также подтверждает, что дети в возрасте 7-10 лет в состоянии длительно, устойчиво (стационарно) поддерживать функциональную активность. У 6-летних детей такая способность возникает только в результате соответствующих тренировок, т.е. постоянного упражнения тех или иных физиологических систем в разумных для данного возраста пределах. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей, - спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения.

Д.А.Фарбер [19] подчеркивает, что младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности - как умственной, так и физической, а также для развития выносливости в циклических упражнениях. Быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще связано в первую очередь с расширением резервных возможностей большинства функций.

Физиологические механизмы, обеспечивающие в младшем школьном возрасте быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще, заключаются в первую очередь в расширении резервных возможностей большинства функций. Снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращений сердца и дыхания в покое (возрастная закономерность) определяет, с одной стороны, более экономный режим функционирования, а с другой - расширение функционального диапазона, в котором может поддерживаться активность тех или иных функций [14].

Дети младшего школьного возраста, как утверждает Н.А.Фомин [20], обладают малой устойчивостью к утомлению при мышечной работе, и перегрузка физическими упражнениями в 7-10 лет может привести к деформации суставов нижних конечностей в связи с изменением их кострно-хрящевой структуры. Автор обращает внимание на то, что занятия спортом и физической культурой с детьми данного возраста следует строить так, чтобы кратковременные скоростные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, менялся характер работы отдельных мышечных групп.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Как отмечает Н.А.Фомин [20], возрастные изменения сердечно-сосудистого аппарата в период 7-11 лет отличаются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Просвет крупных сосудов, а также прекапиллярного и капиллярного русла у детей в этом возрасте относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из существенных причин относительно низкого артериального давления в 7-11-летнем возрасте. Указанные особенности обуславливают значительную напряженность в деятельности сердечно-сосудистой системы детей при мышечной работе

Н.И.Обреимова [13], Д.А.Фарбер [19] и М.М.Безруких [4] подчеркивают, что немалую роль в младшем школьном возрасте играет увеличение ударного объема сердца и резервных объемов дыхания. Все это приводит к тому, что максимальный уровень активности функций практически не снижается. Так, максимальная ЧСС у детей всех возрастных групп достигает 200-210 уд/мин. В то же время в покое у мальчиков 7 лет она составляет 91,2 уд/мин., а к 10 годам снижается до 78,7 уд/мин. Максимальное потребление кислорода, развиваемое при мышечной работе большой мощности, уже в 7-летнем возрасте при расчете на единицу массы тела достигает величин, близких к таковым у взрослых [14]. Если учесть, что масса скелетных мышц у детей рассматриваемого возраста еще сравнительно невелика, то оказывается, что уровень развиваемого ими максимального потребления кислорода очень высок. Отношение максимального потребления кислорода к массе мышц самое большое в возрасте 9-10 лет - почти в 2 раза превышает подобное отношение у взрослых [4].

У детей при физической нагрузке больше, чем у взрослых, усиливается работа сердца и ткани организма обеспечиваются кислородом в достаточной мере. Иначе говоря, механизмы обеспечения кислородом организма детей и подростков при мышечной деятельности менее эффективны и менее экономичны, нежели у взрослых [15].

Н.И.Обреимова [14] указывает, что к 7 годам сердце приобретает основные морфологические черты сердца взрослого, отличаясь от него лишь размерами. В 6-12 лет появляются половые различия: у девочек с этого возраста частота сердцебиений становится больше, чем у мальчиков (см. Табл.1 [20]). К 8 годам минутный объем крови увеличивается и составляет 2800 мл. Средняя же интенсивность кровотока через ткани (минутный объем крови на 1 кг массы тела) продолжает уменьшаться, что соответствует снижению интенсивности обменных процессов в организме детей. Однако данный показатель остается более высоким, чем у взрослых (в 5 лет - 100 мл/кг, в 10 лет - 83 мл/кг, в 13-16 лет - 80 - 90 мл/кг, у взрослых - 60-70 мл/кг) [14,15]. В этом заключается большой биологический смысл: благодаря высокому относительному минутному объему крови удовлетворяется высокая потребность тканей растущего организма в кислороде и питательных веществах [14].

Несмотря на то что многие физиологические функции в период 7-10 лет интенсивно развиваются и по некоторым показателям эффективности в чем-то уравниваются даже с аналогичными возможностями взрослых, они еще во многом отличаются от дефинитивного (взрослого) уровня и имеют ряд свойственных именно этому возрасту особенностей [4].

 

Таблица 1

Показатели частоты сердечных сокращений у детей младшего школьного возраста [20]

Возраст, лет

ЧСС в покое

  у мальчиков у девочек
7 8 9 10 11 85 81 79 76 75 88 84 81 78 78

 

В наиболее общем виде основную характеристику возрастных изменений морфофункциональных организаций можно определить как принцип увеличения надежности физиологических функций. Количественной мерой возрастных изменений надежности во многих случаях может быть объем выполняемых нагрузок. Так, возрастные изменения двигательных возможностей, определяющих работоспособность, можно оценить по объему выполняемой работы до появления признаков утомления. Среди факторов, обеспечивающих резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У детей очень высоки необходимые, ежедневные энерготраты. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных запасов энергетических субстратов, т.е. резервные энергетические возможности сравнительно невелики. Это само по себе делает менее надежными все функции детского организма. Незрелость регулирующих систем организма (нервной и эндокринной) также является важным фактором меньшей надежности организма детей. В связи с этим, а также из-за нехватки резервов любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те ткани и органы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но также и другие, способные оказать помощь в достижении конечной цели. Такой генерализованный тип реакции крайне неэкономичен, расточителен и у взрослых не наблюдается. У детей же любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий в детском возрасте особенно велика [4].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.114.205 (0.028 с.)