Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса



Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса

 


Обзор литературы

 

Задачи, методы и организация исследования

 

Задачи исследования

 

. Определить двигательные возможности исследуемых детей с ДЦП до прохождения курса реабилитации.

. Изучить динамику навыков самообслуживания у детей с диагнозом ДЦП.

. Разработать комплексы физических упражнений с применением Тренажёра Гросса для включения в программу физической реабилитации.

. В педагогическом эксперименте оценить эффективность разработанной методики физической реабилитации с использованием Тренажёра Гросса для детей с ДЦП.

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

 

Изучение и анализ литературных источников

Проведенный анализ научно-методической литературы выявил, что в изучаемой проблеме практически нет сведений о физическом воспитании дошкольников и младших школьников с ДЦП, направленной коррекционно-развивающей работе. Не изучена взаимосвязь между вынужденной гипокинезией и состоянием функционального и физического развития, подготовленности к социальной жизни детей с задержкой двигательного развития с самого рождения. При анализе и обобщении литературных данных использовались работы отечественных и зарубежных авторов.

Особое внимание обращалось на:

развитие двигательных систем у детей с нарушением ОДА и диагнозом ДЦП;

определение основных технических средств и методических приемов в формировании двигательных актов и ходьбы в физкультурно - оздоровительных занятиях детей с диагнозом ДЦП;

- индивидуальные особенности форм заболеваний детей с диагнозом ДЦП;

- величину нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительных занятий;

адаптацию к физическим нагрузкам;

систему тестов и тестирующих приемов.

Анализ литературные источников позволил выявить группы физкультурно-оздоровительных средств, изучить принципы индивидуализации занятий при развитии двигательных навыков и ходьбы у детей, имеющих различные формы нарушений функций ОДА, динамику общих и физкультурно-оздоровительных занятий, а также обобщить ряд методических рекомендаций.

На основании изученной литературы, все основные средства физической реабилитации применялись только для детей с двигательными нарушениями, но умеющих ходить. Для не ходячих детей средства развития двигательных возможностей практически не разработаны и использовались лишь из исходного положения лежа.

Анализ литературы был направлен на обоснование выбора основных методических приемов для работы с детьми с диагнозом ДЦП. Обобщение полученных данных позволило конкретизировать задачи исследования, составить программу тестирования, определить методологический алгоритм исследования и дать их научную интерпретацию полученных результатов.

 


Педагогическое тестирование

Тестирование двигательных возможностей и оценка навыков самообслуживания проводилось в соответствии с научно-методической литературой по физическому развитию детей с нарушениями функций ОДА и с материалами, разработанными в НИИ педиатрии с добавлением тестов разработанных в лаборатории физической культуры и спорта детей инвалидов ВНИИФК.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2008 г. по апрель 2010 г. и включал:

оценку навыков самообслуживания детей с диагнозом ДЦП в начале и в конце эксперимента;

- оценку двигательных возможностей в начале и конце эксперимента;

применение тренажерных устройств и методики двигательной активности с использованием Тренажёра Гросса у детей с диагнозом ДЦП;

проверку эффективности занятий по развитию двигательных навыков самообслуживания в домашних условиях;

- проверку эффективности повышения физической реабилитации по предложенной методике с использованием тренажерных устройств и Тренажёра Гросса;

оценку овладения ходьбой и ее качеством у детей с диагнозом ДЦП.


Организация исследования

 

В исследованиях принимали участие 12 детей, разного пола от 6 до 10 лет с диагнозом ДЦП (двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая форма, средней и тяжелой степени тяжести). Все дети были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), по 6 человек в каждой группе.

Занятия в экспериментальной группе проходили с использованием Тренажёра Гросса где большое внимание уделялось вертикальному положению тела в пространстве. В контрольной группе занятия проходили в большинстве случае в лежачем положении, и не использовались дополнительные тренажеры для «вертикализации».

Исследования проводились в Центре Лечебной Педагогики и Дифференцированного Обучения в ЮАО г. Москвы.

Вся работа подразделялась на 3 этапа:

На I этапе проводился анализ и обобщение научно-методической, специальной и педагогической литературы по исследуемому направлению. Были апробированы возможности Тренажёра Гросса и методические приемы эффективного развития и формирования двигательных навыков.

На II этапе на основании проведенных тестирований разрабатывалась методика развития двигательных навыков и ходьбы с применением тренажерных устройств, для детей с ДЦП.

На III этапе исследования проводилась экспериментальная апробация предложенной методики физкультурно - оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств для детей с ДЦП.

 


Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергий и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и кифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо было решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса и разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводилась по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

 

Анализ динамометрии

 

Предложенная методика занятий с применением тренажерных устройств позволила детям с легкой формой двигательных возможностей увеличить мышечную силу при различной степени пареза правой и левой рук.

Динамика показателей динамометрии в экспериментальной и контрольной группах представлена в табл. 7.

 

Таблица 7. Динамика роста силы кисти правой и левой руки у детей с диагнозом ДЦП в ЭГ и КГ

Показатели (в кг) Группы

Динамометрия

t-критерий Стьюдента
   

До

После

 
    M S M S  
Сила правой кисти ЭК 2.5 1.3 6 2 **4.3
  КГ 2.25 1 4 2.4 **2.7
Сила левой кисти ЭК 2 1.3 5 2.8 **3
  КГ 1.7 1 3.25 1.6 *2

 

Как видно из таблицы 7 показатели динамометрии более значительно изменились в ЭГ. Сила кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг, а правой на 3,5 кг; в КГ - левой кисти на 1,55 кг и правой на 1,75 кг соответственно.

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы. Графически изменения силы мышц рук представлены на рис. 5 и 6.

Подводя итог анализу проведенных тестирований, можно заключить, что методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением Тренажера Гросса и других тренажеров, приводит к положительным сдвигам в величине и спектре двигательных возможностей у детей с нарушением опорно-двигательной системы, независимо от степени тяжести заболевания.

Вместе с тем, наиболее выраженные сдвиги в физическом развитии и двигательной активности отмечаются у детей, умеющих принимать и удерживать позы, но не способных ходить, и нельзя не отметить, как существенные появление возможности осуществлять целый ряд движений, ранее не выполнимых у детей с отсутствием вертикальной опоры.

В данном исследовании вертикальное положение тела обеспечивалось с помощью Тренажера Гросса, что позволяло самостоятельно выполнять упражнения повышенной двигательной активности, а также использовать традиционные тренажерные устройства для повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП.

Предложенная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила детям с легкой формой двигательных возможностей увеличить мышечную силу при различной степени пареза правой и левой руки. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы.

Практическая оценка исходных возможностей детей с диагнозом ДЦП показала, что их индивидуальные уровни реализации значительно отличаются и определяются степенью нарушения функций верхних и нижних конечностей, общей, двигательной активностью, состоянием психомоторной сферы и т.д.

Исходя из этого, предложенная нами методика, позволяющая ребенку с диагнозом ДЦП самостоятельно осуществлять физические упражнения на минимальном, частичном и оптимальном уровнях весовой разгрузки, дает возможность максимально использовать тренажерные устройства для повышения физической подготовленности, определяемых двигательными возможностями инвалида.

Таким образом, через 1 год 6 месяцев после занятий с использованием Тренажера Гросса и других тренажерных устройств, у больных экспериментальной группы улучшились двигательные возможности, навыки самообслуживания и физическое развитие, произошли значительные изменения в управлении движениями в пространстве и ходьбе, а некоторые дети стали самостоятельно передвигаться.


Выводы

1. Исследования двигательных возможностей детей с ДЦП до прохождения курса реабилитации показали, что дети в исследуемых группах имеют значительную задержку в становлении локомоций и статики. Не могут удерживать позу 27,7% детей экспериментальной группы и 20,2% контрольной группы, удерживают позу с поддержкой 25,4% и 32% соответственно, могут самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу 46,5% в экспериментальной группе и 47,4% - в контрольной группе.

. При анализе навыков самообслуживания было выявлено, что после прохождения курса реабилитации в экспериментальной группе дети улучшили свои навыки самообслуживания на 25%, а в контрольной группе - только на 13%. Большинство детей научилось самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать большие пуговицы и т.д.

. Разработаны комплексы физических упражнений с применением Тренажёра Гросса, которые повысили эффективность физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила стимулировать функции ослабленных мышц за счет повышенной двигательной активности улучшить управление основными двигательными навыками у детей экспериментальной группы на 12,5%, контрольной - на 6,6%.

. Применение в занятиях тренажерных устройств позволило увеличить мышечную силу кисти. Показатели динамометрии силы кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг, а правой на 3,5 кг; в КГ - на 1,55 кг и 1,75 кг соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы (р<0,05).

. Разработанная методика позволила укрепить опороспособность детей при различных передвижениях в пространстве. Облегчение нагрузки на ОДА в ходьбе после проведения занятий сократилось - на 23,7%, в ходьбе на коленках - на 15%. В контрольной группе разгрузка ОДА сократилась в ходьбе - на 7,2%, в ходьбе на коленках - на 8% (р<0,05).

. После прохождения курса физической реабилитации с использованием занятий на Тренажере Гросса, различия между детьми экспериментальной группы с разной степенью поражения опорно-двигательной системы уменьшились, улучшились двигательные возможности, навыки самообслуживания и физическое развитие, произошли значительные изменения в управлении движениями в пространстве и ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП должна носить комплексный характер. На занятиях, при выполнении упражнений следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

·   и.п. - лежа, сидя - облегчают нагрузку; стоя - увеличивает;

·   включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц - увеличивает.

Занятия лечебной гимнастикой необходимо проводить не менее 2 раз в неделю, продолжительностью 40-45 мин., в занятия включать упражнения на:

·   расслабление,

·   дыхательные упражнения,

·   упражнения на формирование правильной осанки,

·   упражнения для развития мелкой моторики.

Для повышения физической реабилитации необходимо использовать тренажерные устройства, в том числе Тренажер Гросса. Он позволяет, повысит эффективность процесса реабилитации.

В процессе реабилитации детей с ДЦП необходимо проведение курсов лечебного массажа (классического, сегментарного и точечного) и применение физиотерапевтического лечения (электролечения, теплолечения и водолечения).

При начальных этапах физической реабилитации детей наиболее эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих случаях процесс реабилитации наиболее эффективен.


Список литературы

церебральный паралич тренажер гросс

1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности подростков / Абросимова Л.И., Красик В.Е. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1977. - №2. - С. 114-117.

2. Айзиков Г.С. Лечебная физкультура при паралитическихзаболеваниях у детей / Айзиков Г.С, Манович 3.X. - М.: Медицина, 1973. - 208 с.

3. Алабин В.Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: справочник / Алабин В.Г., Скрипков А.Д. - Минск: Высш. шк., 1974. - 174 с.

. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом: кондуктивная педагогика / Акош К., Акош М. - М.: Медицина, 1994. - 195 с.

. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / Анохин П.К. - М.: Медицина, 1968. - 124 с.

. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л.О., Журба Л.Т. - Киев: Здоровья, 1988. - 328 с.

. Беленович В.В. Обучение в физическом воспитании / Беленович В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 134 с.

. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Бернштейн Н.А. - М.: Медицина, 1966. - 350 с.

. Блюмберг Г.С. Изменения клинико-электрофизиологических показателей у больных детским церебральным параличом при воздействии СМТ-терапии на центральные структуры / Блюмберг Г.С, Григорьева Н.С, Резникова Е.И. // Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. - Евпатория, 1988.-С. 174-175.

. Богданов О.В. Физиология человека / Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., Михайленок Е.Л. - М.: Наука, 1990. - 262 с.

. Бурыгина А.Д. Изменение биоэлектрической активности двусуставных мышц бедра у больных с диплегической формой ДЦП / Бурыгина А.Д. // Неврология и психиатрия. - 1980. - Т. 77, №10. - С. 182-187.

. Быковская Е.Ю. О повышении эффективности физиотерапии для уменьшения отставания физиологического развития детей с диагнозом ДЦП. // Росс. физиол. журнал. им. И.М. Сеченова. Т. 90. №8. Приложение. Часть 2. / Тез. докл. XIX съезда физиологов в Екатеринбурге 19-24.09.2004 г. С. 356.

. Быковская Е.Ю. Повышение адаптационных возможностей дыхательной системы пациентов с помощью массажа. // Тез. докл. Росс. науч. конф. «Современные проблемы военной и экстремальной терапии» 2930 ноября 2005 года. Санкт-Петербург. С. 283.

. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / Велитченко В.К. - М.: Медицина, 1989.-150 с.

. Витензон А.С. Биомеханическая закономерность компенсации двигательных нарушений при патологической ходьбе / Витензон А.С. // Сборник научных трудов / ЦНИИПП. - М., 1980. С. 41.

. Вопросы физиологии и патологии детей раннего возраста и организации детского здравоохранения / под ред. Зайцевой Г.И. - Л.: Медицина, 1968. - 190 с.

. Гайтон А. Физиология кровообращения: минутный объем сердца и его регуляция / Гайтон А. - М.: Медицина, 1969. - 450 с.

. Гросс Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Н.А. - М., 1999. - 24 с.

. Гросс Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 28-30 сент. 2005 г. - Челябинск, 2005. - С. 56-59.

. Гросс Н.А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры / Гросс Н.А., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А. // Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. - М., 2005. - С. 65-68.

. Гросс Н.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей- инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Горбунова Е.А. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 1996. - С. 332-339.

. Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Шарова Т.Л. // Сборник научных трудов и проектных материалов. - М., 1997. - С. 132-134.

. Гросс Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата/ Гросс Н.А. // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - №2., С. 26-34.

. Гросс Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Ю.А. - М., 1998. - 24 с.

. Доценко В.И. Повышение эффективности профилактики диагностики и лечения заболеваний нервной системы / Доценко В.И., Семенова К.А., Степанченко О.В. // Республиканский сборник научны трудов. - М., 1991.-С. 158-160.

. Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений / Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенова Д.А. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 211 с.

. Журба Л.Т. Руководство по неврологии раннего детского возраста /Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. - Киев: Здоров'я, 1980. - 230 с.

. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека / Иваницкий М.Ф. - М.: Медицина, 1956. - 326 с.

. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / Лях В.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №21. - С. 17-20.

. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / Лях В.И. - М.: ACT, 1998. - 272 с.

. Мартынов В.Л. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами, страдающих ДЦП / Мартынов В.Л. // Здравоохранение РФ. 1993. - №3.-С. 14-19.

. Методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы/ сост. В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев; ЦБНТИ. - М., 1986. - 36 с.

. Самыличев А.С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры / Самыличев А.С. // Физическое воспитание во вспомогательной школе. - Горький, 1985. - С. 13-23.

. Самыличев А.С. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: автореф, дис…. канд. пед. наук / Самыличев А.С.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1984. - 23 с.

. Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания вспомогательной школы / Самыличев А.С. // Дефектология. - 1997. - №3. - С. 11-15.

. Семенова К.А. Детские церебральные параличи / Семенова К.А. - М.: Медицина, 1968. - 256 с.

. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. - М.: Медицина, 1972. - 328 с.

. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП / Семенова К.А., Махмудова Л.М. - Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. - С. 487-488.

. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич / Серганова Т.И. - СПб: Медицина, 1995. - 154 с.

. Сологубов Е.Г. Система реабилитации больных ДЦП методом функциональной проприоцептивной коррекции: автореф. дис…. д-ра мед. наук / Сологубов Е.Г. - М., 1997. - 34 с.

. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Под ред. Гросс Н.А. - М.: Медицина, 2005. - 235 с.

. Фонарев М.Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста / Фонарев М.Н. - Л.: Медицина, 1973. - 265 с.

. Ямщикова Н.А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрофиях / Ямщикова Н.А. - М.: Медицина, 1968.-119 с.

. Bobath К. The nature of the paresis in cerebral palsy / Bobath K. // The sec. national spastics society study group. - Oxford, 1960. - P. 448.

. De Vries: muscule soreness // Encyclopedia of sport seines and medicine /The Macmillan Company. - New York, 1971.-N3. - P. 216.

. Kabat H. Physiotherapy / Kabat H., McLeod M., Holt C. - New York, 1960.-125p.

. Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay: blackwey sceintific publications / Sophie Levitt. - London, 1977. - 272p.

. Malliani A. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neutral regulatory mechanisms / Malliani A., Lombardi P., Pagani M. // Brit. Heart J. - 1994. - Vol. 71. - P. 1-2.

. Prudden B. Pain Erasure: the Bonnie Prudden way / Prudden B. // Ballantine books. - New York, 1982. - P. 273.

. Travell J. Myofascial pain and dysfunction the trigger point manual / Travell J., Simons D. - New York: Williams and Wilkins, 1983. - 21 p.

Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса

 


Обзор литературы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.068 с.)