Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса
Обзор литературы
Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
. Определить двигательные возможности исследуемых детей с ДЦП до прохождения курса реабилитации. . Изучить динамику навыков самообслуживания у детей с диагнозом ДЦП. . Разработать комплексы физических упражнений с применением Тренажёра Гросса для включения в программу физической реабилитации. . В педагогическом эксперименте оценить эффективность разработанной методики физической реабилитации с использованием Тренажёра Гросса для детей с ДЦП.
Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Изучение и анализ литературных источников Проведенный анализ научно-методической литературы выявил, что в изучаемой проблеме практически нет сведений о физическом воспитании дошкольников и младших школьников с ДЦП, направленной коррекционно-развивающей работе. Не изучена взаимосвязь между вынужденной гипокинезией и состоянием функционального и физического развития, подготовленности к социальной жизни детей с задержкой двигательного развития с самого рождения. При анализе и обобщении литературных данных использовались работы отечественных и зарубежных авторов. Особое внимание обращалось на: развитие двигательных систем у детей с нарушением ОДА и диагнозом ДЦП; определение основных технических средств и методических приемов в формировании двигательных актов и ходьбы в физкультурно - оздоровительных занятиях детей с диагнозом ДЦП; - индивидуальные особенности форм заболеваний детей с диагнозом ДЦП; - величину нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительных занятий; адаптацию к физическим нагрузкам; систему тестов и тестирующих приемов. Анализ литературные источников позволил выявить группы физкультурно-оздоровительных средств, изучить принципы индивидуализации занятий при развитии двигательных навыков и ходьбы у детей, имеющих различные формы нарушений функций ОДА, динамику общих и физкультурно-оздоровительных занятий, а также обобщить ряд методических рекомендаций.
На основании изученной литературы, все основные средства физической реабилитации применялись только для детей с двигательными нарушениями, но умеющих ходить. Для не ходячих детей средства развития двигательных возможностей практически не разработаны и использовались лишь из исходного положения лежа. Анализ литературы был направлен на обоснование выбора основных методических приемов для работы с детьми с диагнозом ДЦП. Обобщение полученных данных позволило конкретизировать задачи исследования, составить программу тестирования, определить методологический алгоритм исследования и дать их научную интерпретацию полученных результатов.
Педагогическое тестирование Тестирование двигательных возможностей и оценка навыков самообслуживания проводилось в соответствии с научно-методической литературой по физическому развитию детей с нарушениями функций ОДА и с материалами, разработанными в НИИ педиатрии с добавлением тестов разработанных в лаборатории физической культуры и спорта детей инвалидов ВНИИФК. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент проводился с сентября 2008 г. по апрель 2010 г. и включал: оценку навыков самообслуживания детей с диагнозом ДЦП в начале и в конце эксперимента; - оценку двигательных возможностей в начале и конце эксперимента; применение тренажерных устройств и методики двигательной активности с использованием Тренажёра Гросса у детей с диагнозом ДЦП; проверку эффективности занятий по развитию двигательных навыков самообслуживания в домашних условиях; - проверку эффективности повышения физической реабилитации по предложенной методике с использованием тренажерных устройств и Тренажёра Гросса; оценку овладения ходьбой и ее качеством у детей с диагнозом ДЦП. Организация исследования
В исследованиях принимали участие 12 детей, разного пола от 6 до 10 лет с диагнозом ДЦП (двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая форма, средней и тяжелой степени тяжести). Все дети были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), по 6 человек в каждой группе.
Занятия в экспериментальной группе проходили с использованием Тренажёра Гросса где большое внимание уделялось вертикальному положению тела в пространстве. В контрольной группе занятия проходили в большинстве случае в лежачем положении, и не использовались дополнительные тренажеры для «вертикализации». Исследования проводились в Центре Лечебной Педагогики и Дифференцированного Обучения в ЮАО г. Москвы. Вся работа подразделялась на 3 этапа: На I этапе проводился анализ и обобщение научно-методической, специальной и педагогической литературы по исследуемому направлению. Были апробированы возможности Тренажёра Гросса и методические приемы эффективного развития и формирования двигательных навыков. На II этапе на основании проведенных тестирований разрабатывалась методика развития двигательных навыков и ходьбы с применением тренажерных устройств, для детей с ДЦП. На III этапе исследования проводилась экспериментальная апробация предложенной методики физкультурно - оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств для детей с ДЦП.
Коррекция осанки При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергий и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и кифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо было решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса и разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводилась по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
Анализ динамометрии
Предложенная методика занятий с применением тренажерных устройств позволила детям с легкой формой двигательных возможностей увеличить мышечную силу при различной степени пареза правой и левой рук. Динамика показателей динамометрии в экспериментальной и контрольной группах представлена в табл. 7.
Таблица 7. Динамика роста силы кисти правой и левой руки у детей с диагнозом ДЦП в ЭГ и КГ
Как видно из таблицы 7 показатели динамометрии более значительно изменились в ЭГ. Сила кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг, а правой на 3,5 кг; в КГ - левой кисти на 1,55 кг и правой на 1,75 кг соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы. Графически изменения силы мышц рук представлены на рис. 5 и 6. Подводя итог анализу проведенных тестирований, можно заключить, что методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением Тренажера Гросса и других тренажеров, приводит к положительным сдвигам в величине и спектре двигательных возможностей у детей с нарушением опорно-двигательной системы, независимо от степени тяжести заболевания.
Вместе с тем, наиболее выраженные сдвиги в физическом развитии и двигательной активности отмечаются у детей, умеющих принимать и удерживать позы, но не способных ходить, и нельзя не отметить, как существенные появление возможности осуществлять целый ряд движений, ранее не выполнимых у детей с отсутствием вертикальной опоры. В данном исследовании вертикальное положение тела обеспечивалось с помощью Тренажера Гросса, что позволяло самостоятельно выполнять упражнения повышенной двигательной активности, а также использовать традиционные тренажерные устройства для повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП. Предложенная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила детям с легкой формой двигательных возможностей увеличить мышечную силу при различной степени пареза правой и левой руки. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы. Практическая оценка исходных возможностей детей с диагнозом ДЦП показала, что их индивидуальные уровни реализации значительно отличаются и определяются степенью нарушения функций верхних и нижних конечностей, общей, двигательной активностью, состоянием психомоторной сферы и т.д. Исходя из этого, предложенная нами методика, позволяющая ребенку с диагнозом ДЦП самостоятельно осуществлять физические упражнения на минимальном, частичном и оптимальном уровнях весовой разгрузки, дает возможность максимально использовать тренажерные устройства для повышения физической подготовленности, определяемых двигательными возможностями инвалида. Таким образом, через 1 год 6 месяцев после занятий с использованием Тренажера Гросса и других тренажерных устройств, у больных экспериментальной группы улучшились двигательные возможности, навыки самообслуживания и физическое развитие, произошли значительные изменения в управлении движениями в пространстве и ходьбе, а некоторые дети стали самостоятельно передвигаться. Выводы 1. Исследования двигательных возможностей детей с ДЦП до прохождения курса реабилитации показали, что дети в исследуемых группах имеют значительную задержку в становлении локомоций и статики. Не могут удерживать позу 27,7% детей экспериментальной группы и 20,2% контрольной группы, удерживают позу с поддержкой 25,4% и 32% соответственно, могут самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу 46,5% в экспериментальной группе и 47,4% - в контрольной группе.
. При анализе навыков самообслуживания было выявлено, что после прохождения курса реабилитации в экспериментальной группе дети улучшили свои навыки самообслуживания на 25%, а в контрольной группе - только на 13%. Большинство детей научилось самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать большие пуговицы и т.д. . Разработаны комплексы физических упражнений с применением Тренажёра Гросса, которые повысили эффективность физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. . Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила стимулировать функции ослабленных мышц за счет повышенной двигательной активности улучшить управление основными двигательными навыками у детей экспериментальной группы на 12,5%, контрольной - на 6,6%. . Применение в занятиях тренажерных устройств позволило увеличить мышечную силу кисти. Показатели динамометрии силы кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг, а правой на 3,5 кг; в КГ - на 1,55 кг и 1,75 кг соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы (р<0,05). . Разработанная методика позволила укрепить опороспособность детей при различных передвижениях в пространстве. Облегчение нагрузки на ОДА в ходьбе после проведения занятий сократилось - на 23,7%, в ходьбе на коленках - на 15%. В контрольной группе разгрузка ОДА сократилась в ходьбе - на 7,2%, в ходьбе на коленках - на 8% (р<0,05). . После прохождения курса физической реабилитации с использованием занятий на Тренажере Гросса, различия между детьми экспериментальной группы с разной степенью поражения опорно-двигательной системы уменьшились, улучшились двигательные возможности, навыки самообслуживания и физическое развитие, произошли значительные изменения в управлении движениями в пространстве и ходьбе. Физическая реабилитация детей с ДЦП должна носить комплексный характер. На занятиях, при выполнении упражнений следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее: · и.п. - лежа, сидя - облегчают нагрузку; стоя - увеличивает; · включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц - увеличивает. Занятия лечебной гимнастикой необходимо проводить не менее 2 раз в неделю, продолжительностью 40-45 мин., в занятия включать упражнения на: · расслабление, · дыхательные упражнения, · упражнения на формирование правильной осанки, · упражнения для развития мелкой моторики. Для повышения физической реабилитации необходимо использовать тренажерные устройства, в том числе Тренажер Гросса. Он позволяет, повысит эффективность процесса реабилитации. В процессе реабилитации детей с ДЦП необходимо проведение курсов лечебного массажа (классического, сегментарного и точечного) и применение физиотерапевтического лечения (электролечения, теплолечения и водолечения).
При начальных этапах физической реабилитации детей наиболее эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих случаях процесс реабилитации наиболее эффективен. Список литературы церебральный паралич тренажер гросс 1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности подростков / Абросимова Л.И., Красик В.Е. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1977. - №2. - С. 114-117. 2. Айзиков Г.С. Лечебная физкультура при паралитическихзаболеваниях у детей / Айзиков Г.С, Манович 3.X. - М.: Медицина, 1973. - 208 с. 3. Алабин В.Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: справочник / Алабин В.Г., Скрипков А.Д. - Минск: Высш. шк., 1974. - 174 с. . Акош К. Помощь детям с церебральным параличом: кондуктивная педагогика / Акош К., Акош М. - М.: Медицина, 1994. - 195 с. . Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / Анохин П.К. - М.: Медицина, 1968. - 124 с. . Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л.О., Журба Л.Т. - Киев: Здоровья, 1988. - 328 с. . Беленович В.В. Обучение в физическом воспитании / Беленович В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 134 с. . Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Бернштейн Н.А. - М.: Медицина, 1966. - 350 с. . Блюмберг Г.С. Изменения клинико-электрофизиологических показателей у больных детским церебральным параличом при воздействии СМТ-терапии на центральные структуры / Блюмберг Г.С, Григорьева Н.С, Резникова Е.И. // Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. - Евпатория, 1988.-С. 174-175. . Богданов О.В. Физиология человека / Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., Михайленок Е.Л. - М.: Наука, 1990. - 262 с. . Бурыгина А.Д. Изменение биоэлектрической активности двусуставных мышц бедра у больных с диплегической формой ДЦП / Бурыгина А.Д. // Неврология и психиатрия. - 1980. - Т. 77, №10. - С. 182-187. . Быковская Е.Ю. О повышении эффективности физиотерапии для уменьшения отставания физиологического развития детей с диагнозом ДЦП. // Росс. физиол. журнал. им. И.М. Сеченова. Т. 90. №8. Приложение. Часть 2. / Тез. докл. XIX съезда физиологов в Екатеринбурге 19-24.09.2004 г. С. 356. . Быковская Е.Ю. Повышение адаптационных возможностей дыхательной системы пациентов с помощью массажа. // Тез. докл. Росс. науч. конф. «Современные проблемы военной и экстремальной терапии» 2930 ноября 2005 года. Санкт-Петербург. С. 283. . Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / Велитченко В.К. - М.: Медицина, 1989.-150 с. . Витензон А.С. Биомеханическая закономерность компенсации двигательных нарушений при патологической ходьбе / Витензон А.С. // Сборник научных трудов / ЦНИИПП. - М., 1980. С. 41. . Вопросы физиологии и патологии детей раннего возраста и организации детского здравоохранения / под ред. Зайцевой Г.И. - Л.: Медицина, 1968. - 190 с. . Гайтон А. Физиология кровообращения: минутный объем сердца и его регуляция / Гайтон А. - М.: Медицина, 1969. - 450 с. . Гросс Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Н.А. - М., 1999. - 24 с. . Гросс Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 28-30 сент. 2005 г. - Челябинск, 2005. - С. 56-59. . Гросс Н.А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры / Гросс Н.А., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А. // Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. - М., 2005. - С. 65-68. . Гросс Н.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей- инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Горбунова Е.А. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 1996. - С. 332-339. . Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Шарова Т.Л. // Сборник научных трудов и проектных материалов. - М., 1997. - С. 132-134. . Гросс Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата/ Гросс Н.А. // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - №2., С. 26-34. . Гросс Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Ю.А. - М., 1998. - 24 с. . Доценко В.И. Повышение эффективности профилактики диагностики и лечения заболеваний нервной системы / Доценко В.И., Семенова К.А., Степанченко О.В. // Республиканский сборник научны трудов. - М., 1991.-С. 158-160. . Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений / Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенова Д.А. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 211 с. . Журба Л.Т. Руководство по неврологии раннего детского возраста /Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. - Киев: Здоров'я, 1980. - 230 с. . Иваницкий М.Ф. Анатомия человека / Иваницкий М.Ф. - М.: Медицина, 1956. - 326 с. . Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / Лях В.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №21. - С. 17-20. . Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / Лях В.И. - М.: ACT, 1998. - 272 с. . Мартынов В.Л. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами, страдающих ДЦП / Мартынов В.Л. // Здравоохранение РФ. 1993. - №3.-С. 14-19. . Методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы/ сост. В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев; ЦБНТИ. - М., 1986. - 36 с. . Самыличев А.С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры / Самыличев А.С. // Физическое воспитание во вспомогательной школе. - Горький, 1985. - С. 13-23. . Самыличев А.С. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: автореф, дис…. канд. пед. наук / Самыличев А.С.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1984. - 23 с. . Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания вспомогательной школы / Самыличев А.С. // Дефектология. - 1997. - №3. - С. 11-15. . Семенова К.А. Детские церебральные параличи / Семенова К.А. - М.: Медицина, 1968. - 256 с. . Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. - М.: Медицина, 1972. - 328 с. . Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП / Семенова К.А., Махмудова Л.М. - Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. - С. 487-488. . Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич / Серганова Т.И. - СПб: Медицина, 1995. - 154 с. . Сологубов Е.Г. Система реабилитации больных ДЦП методом функциональной проприоцептивной коррекции: автореф. дис…. д-ра мед. наук / Сологубов Е.Г. - М., 1997. - 34 с. . Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Под ред. Гросс Н.А. - М.: Медицина, 2005. - 235 с. . Фонарев М.Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста / Фонарев М.Н. - Л.: Медицина, 1973. - 265 с. . Ямщикова Н.А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрофиях / Ямщикова Н.А. - М.: Медицина, 1968.-119 с. . Bobath К. The nature of the paresis in cerebral palsy / Bobath K. // The sec. national spastics society study group. - Oxford, 1960. - P. 448. . De Vries: muscule soreness // Encyclopedia of sport seines and medicine /The Macmillan Company. - New York, 1971.-N3. - P. 216. . Kabat H. Physiotherapy / Kabat H., McLeod M., Holt C. - New York, 1960.-125p. . Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay: blackwey sceintific publications / Sophie Levitt. - London, 1977. - 272p. . Malliani A. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neutral regulatory mechanisms / Malliani A., Lombardi P., Pagani M. // Brit. Heart J. - 1994. - Vol. 71. - P. 1-2. . Prudden B. Pain Erasure: the Bonnie Prudden way / Prudden B. // Ballantine books. - New York, 1982. - P. 273. . Travell J. Myofascial pain and dysfunction the trigger point manual / Travell J., Simons D. - New York: Williams and Wilkins, 1983. - 21 p. Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом с использованием тренажёра Гросса
Обзор литературы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.130 (0.015 с.) |