Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое воспитание и гигиена ребенка.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Физическое воспитание и гигиена ребенка. Утверждено На заседании ПК педиатрии Протокол №1 от 29. 09. 07г Председатель ПК Ежова Н.
Минск План теоретического занятия № 7 Дисциплина: лечебное дело в педиатрии Курс III, семестр V Группы: Раздел 1. «Работа фельдшера-акушера по развитию и воспитанию здорового ребенка». Тема занятия: Физическое воспитание и гигиена ребенка. Тип занятия: урок совершенствования знаний. Вид урока: лекция с использованием графического конспекта. Время занятия: 2 часа. Место проведения занятия: учебная аудитория.
1) дидактическая цель: Сформировать знания о росте и развитии ребенка. Научить анализировать его физическое развитие. Уметь оценивать физическое развитие центильным и расчетным методами.
.
2) воспитательная цель: воспитать чувство долга, ответственности в работе с детьми и их родителями; убеждать учащихся, что знания педиатрии необходимы в дальнейшей жизни; вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять свои знания, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
3) развивающая цель: развивать умение правильно применять свои знания в повседневной жизни, работать самостоятельно и пользоваться дополнительной литературой. 4) методическая цель: продемонстрировать методику проведения урока с использованием графического конспекта, повысить эффективность учебного процесса, активизировать деятельность учащихся на уроке. Основные знания и умения: знать определение физического развития (ФР) ребенка, средние показатели по возрастам, динамику их в дальнейшем. Знать о проблемах акселерации и связанных с ней проблемах. Знать методику исследования ФР. Уметь провести расчет антропометрических показателей по центилям и расчетным методом. Междисциплинарные связи:
Оснащение: таблица «Физическое развитие детей», центильные таблицы Приложения
1.Обоснование темы: Гармоничное физическое развитие детей говорит о правильном росте и развитии детского организма. Медицинской сестре необходимы знания о динамике роста и умение правильно оценить физическое развитие.
Графический конспект:
Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие ребенка. Критические периоды. Средние показатели физического развития (ФР). Динамика показателей. Методика оценки показателей ФР центильным и расчетным методами. Понятие об акселерации и связанных с этим проблемах здоровья.
Факторы, определяющие рост и развитие ребенка: -возраст, состояние здоровья, конституция родителей, особенно матери -пол ребенка -социально-бытовые факторы -при многоплодной беременности масса ребенка обычно ниже - у повторнородящих женщин дети более крупные -наследственность -питание -двигательная активность
Критические периоды Увеличение массы и роста тела идет неравномерно: Преимущественное увеличение массы тела ребенка преобладает В 1-4 года В 8-10лет Преимущественное увеличение роста тела ребенка преобладает В 5-7 лет В 11-15 лет Средние показатели ФР
для зрелого доношенного ребенка масса тела 3300г для девочки 3500г для мальчика длина тела 50-52см окружность груди33-35 см окружность головы 34-35 см
масса тела при рождении: Ø Достаточная – от 2500 г до 4000 г. Ø Низкая – от 2500 г до 1500 г. Ø Очень низкая – от 1500 до 1000 г. Ø Экстремально низкая – от 1000 г до 500 г. Ø Большая – от 4000 г 4500 г, Ø Чрезвычайно большая – более 4500 г.
Динамика показателей
длина тела до 1 года -в I квартале по 3-3,5 см ежемесячно -во II квартале по2,5 см ежемесячно -в III квартале по 1,5 см -в IV квартале по 1 см.
длина тела после 1 года 8 лет (130см) - 7 см на каждый недостающий год + 5 см на каждый последующий
масса тела до 1 года
1 мес –600 г 2 мес –800г 3 мес –800г 4 мес –750г и в последующие месяцы (до 1 года) меньше на 50г ежемесячно
Расчетный метод Масса детей 1 года жизни: В 6 мес (8200-8400г) - 800г на каждый недостающий месяц + 400г на каждый последующий масса детей после 1 года 5 лет (19кг) - 2кг на каждый недостающий год + 3кг на каждый последующий Длина тела до 1 года: Длина тела ребенка в 6 месяцев (66 см) - 2,5 см на каждый недостающий месяц, или + 1,5 см на каждый последующий. Длина тела после 1 года: 8 лет (130 см) - 7 см на каждый недостающий год + 5 см на каждый последующий Метод соматограмм. (оценка физического развития с помощью центильных графиков). Измерения ребенка проводятся в декретированные сроки: - до 1 года – ежемесячно - от 1 года до 3 лет – ежеквартально От 3 до 7 лет – 1 раз в полгода Старше 7 лет – ежегодно. Если кривая графика проходит постоянно в одной центильной зоне, то это свидетельствует о стабильных темпах роста. При перемещении «кривой» графика в выше-или нижележащие зоны, говорят соответственно, об «ускоренных «или «замедленных» темпах развития ребенка. (смотри приложение). Биологическое развитие. Показатели: сроки окостенения, погодовые прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень выраженности вторичных половых признаков. Для подростка определяющим является степень выраженности вторичных половых признаков. Соматический пол – своеобразие телосложения и пропорций тела (соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, мышечной массы и др.) Социальный пол – это определенная половая идентификация ребенка со стороны окружающих.
Психологический пол – отношения ребенка к самому себе, как к человеку определенного пола. Гигиена детей.
Важно не только соблюдать правила личной гигиены, но и воспитывать у детей потребность в чистоте и своевременно формировать у ребенка гигиенические навыки. Уход за кожей: Ø Умывание Ø Подмывание Ø Гигиеническая ванна Ø Туалет кожных складок Ø Стрижку ногтей Ø Туалет носа, ушей.
Чистить зубы с 2,5 – 3 лет.
Гигиеническая ванна - до 6 мес – ежедневно, t˚ воды 37˚С, продолжительность 5-7 мин; - с 6 мес до 1 года – через день, t˚ воды 36˚С продолжительность 5-7 мин; - до 2 лет – не менее 2 раз в неделю, продолжительность 8-10 мин; - старше 2 лет - не менее 1 раза в неделю, продолжительность 10-20 мин. (при ополаскивании ребенка t˚ воды на 1˚С ниже). Одежда (нательное белье и легкое платье должны быть только из натуральных тканей). Должна соответствовать: -полу - возрасту - росту - пропорциям тела. При t˚ 20-22˚С головку ребенка не покрывают. С 8- 9 месяцев – обувь с жестким задником и каблучком 0,5-1 см. Высаживание на горшок – когда ребенок начинает самостоятельно сидеть (не должен пугать ребенка цветом, размером, должен быть теплым, не отвлекать игрушками). Высаживают ребенка на горшок после сна и в конце бодрствования, т.е. перед сном, держать на горшке более 10 мин не рекомендуется. К 1,5 годам навык опрятности – ходить в горшок, уже сформирован, но ещё не прочен, ребенок может оставаться сухим и чистым, если напоминать.
Формирование гигиенических навыков.
1-ый год жизни.
Уход за носом, ушами, глазами. Гигиенические ежедневные ванны. Одежда мягкая, удобная. Ползунки для детей, которые еще не ходят, если начал ходить, если начал ходить - надеть колготки и ботинки (рантовые для увеличения площади опоры с каблучком). Как научиться сидеть – приучать к высаживанию на горшок (не должен пугать ребенка цветом, размером, должен быть теплым, долго не сидеть, не отвлекать игрушками). При введении прикорма – формировать навык есть с ложки, пережевывая пищу, пить из чашки.
2 –ой год жизни.
Одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. Должно быть минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет целесообразно надевать штанишки и кофточку, т. к. платье затрудняет ходьбу и ползание. После 1,5 лет на девочек надевают платья, которые не должны быть широкими и длинными. Опрятная одежда стимулирует к аккуратности. К концу второго года дети знают большинство названий одежды, место её нахождения, последовательность одевания. Обучать процессу умывания: засучить рукава, подойти к умывальнику, открыть кран, намылить руки и т. д. Навык опрятности – ходить в горшок уже сформирован, но еще не прочен. Необходимо напоминать. Пьет из чашки, пользуется ложкой, вытирается полотенцем.
3-ий год жизни.
Одежда, близко прилегающая к коже свободно должна пропускать воздух и проводить влагу (х/б ткани и шерстяной трикотаж) т.к. ребенок много двигается. Не рекомендуются излишние украшения и детали, застежка спереди, петли должны соответствовать размеру пуговиц. Совершенствуется навык умывания, полоскать рот, чистить зубы. Приучать пользоваться носовым платком, салфеткой. Прочный навык пользоваться горшком.
4 – 7 лет.
В 4 года дети должны одевать и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду. При входе в помещение вытирать обувь или переобувать её. Аккуратно умываться. В 5 лет полощут рот, чистят зубы, самостоятельно застилают постель, пользуются столовым ножом. В 6-7 лет – быстро умываться, одеваться и раздеваться, причесываться. Аккуратно пользуются унитазом.
Вопросы для фронтального опроса. 1. Назовите средние физические показатели новорожденных детей. 2. Назовите ежемесячные прибавки массы у грудных детей. 3. Назовите поквартальное увеличение роста у грудных детей. 4. Расчетный метод определения массы и роста детей 1 года жизни. 5. Расчетный метод определения массы детей после года. 6. Расчетный метод определения роста детей после года. Вопросы для индивидуального опроса. 1. Назовите факторы, определяющие рост и развитие детей. 2. Расскажите о критических периодах детского возраста. 3. Что такое акселерация и связанные с этим проблемы здоровья. 4. оцените уровень и гармоничность физического развития, используя центильные таблицы:
а) мальчик 10 месяцев (масса 9500г, длина тела 73см) Ответ: среднее гармоничное(масса 25-75ц, рост 25-75ц.)
б) девочка 2 года (рост 81 см, масса 10 кг900г). Ответ: нижесреднее гармоничное (рост 10-25ц, масса 25-75ц).
в) Рассчитайте массу и длину тела ребенка 5 мес ответ: (масса 8200-800г=7400-7600г рост 50см+14-15,5=64-65,5см). г) Рассчитайте массу и длину тела ребенка 7лет ответ: (масса 19кг+3+3=25кг, рост 130см-7см=123см)
Тема: Комплексная оценка состояния здоровья. Профилактические рекомендации.
Здоровье по определению ВОЗ – «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».
Критерии оценки состояния здоровья: Определяющие (анамнез) - социальный - биологический - генеалогический характеризующие - физическое развитие - нервно-психическое развитие - резистентность (сопротивляемость) организма к инфекциям - уровень его функционального состояния - наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Резистентность (кратность заболеваний) - высокая (заболеваний нет) - средняя (болеет 1-3 раза в год) - низкая (4-7 раз в год болеет) - очень низкая (болеет 8 и более раз)
Функциональное состояние организма определяют: - по частоте сердечных сокращений - по частоте дыхания, - артериальному давлению - содержанию гемоглобина - поведенческим реакциям врач анализирует эти критерии и делает заключение о состоянии здоровья.
4 группы здоровья
I группа – дети без отклонений в состоянии здоровья, - или с незначительными отклонениями не требующими коррекции, - дети с неблагополучным социальным анамнезом
II “а”группа – дети с риском формирования хронических заболеваний в анамнезе (биологическом, социальном, генеалогическом)
II «б» группа – дети, имевшие факторы риска у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на появление хронических заболеваний - дети с пограничными состояниями - дети с функциональными отклонениями
III группа – больные дети с хроническими заболеваниями.
IV группа – дети инвалиды.
Виды рекомендаций: I профилактические 1. Соблюдение режима дня. 2. Включение новых блюд в пищевой рацион. 3. Физическое воспитание - комплекс массажа, - гимнастики, - определение группы закаливания. 4. Воспитательное воздействие. 5. Проведение профилактических прививок. 6. Профилактика пограничных состояний (рахита, анемии). 7. Проведение календарной диспансеризации. 8. Лабораторные исследования.
II специальные оздоровительные. III лечебные.
Мы с вами разбираем профилактические рекомендации:
· Режим дня. - А) количество часов бодрствования - Б) количество раз и часов сна - В) пребывание на открытом воздухе - Г) через какие промежутки должен кормиться ребенок.
Правила построения режима дня.
1) Обеспечить глубокий, достаточный по продолжительности сон.
Сон в сутки
Количество дневного сна. До 5 мес – 4раза С 5 до 10 мес 3 раза С 10 мес до 1,5 лет – 2 раза С 2-3 лет 1раз С 11-12 лет – по медпоказаниям.
2 ) регулярность приема пищи
· Массаж – под его влиянием: - расширяются капилляры кожи - улучшается циркуляция крови - улучшается трофика тканей и обмен веществ - повышается мышечная сила - улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата - оказывает тонизирующее действие на ЦНС
Правила массажа: - нельзя выполнять сразу после еды - нельзя выполнять перед сном - температура воздуха в комнате не ниже + 20*С - стол накрыт одеялом, клеенкой, простыней - руки массажистки чистые, теплые, без ссадин, без колец, часов и с коротко остриженными ногтями - исходное положение ребенка лёжа - поддерживать у ребенка радостное настроение
Приемы массажа: - поглаживание - растирание - разминание - вибрация
Гимнастические упражнения у детей раннего возраста подразделяются на: По характеру движений - рефлекторные - пассивные - активные По участию определенных мышечных групп - упражнения для рук и плечевого пояса - ног и стоп - спины, позвоночника - брюшного пресса
Направления действия гимнастических упражнений - координации - равновесия - увеличение глубины дыхания
Действие на организм гимнастики. - улучшает обмен веществ - усиливает кровоток - уменьшает застойные явления в органах и тканях - повышает гемоглобин и содержание эритроцитов - усиливает иммунологическую активность крови и тканей - повышает эмоциональный тонус ребенка эффективна только при системности.
С учетом возраста у детей до 3 лет разработано 8 гимнастических комплексов, 9-й используется только для ослабленных детей.
Комплекс № 1 (для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев) № 2 (от 3до 4 месяцев) № 3 (от 4 до 6 месяцев) № 4 (от 6 до 10 месяцев) № 5 (от 10 до 12 месяцев) № 6 (от 1 года 2 мес до 1года 6 мес) № 7 (от1года 6 мес до 2 лет) № 8 (от 2лет до 3 лет)
Гимнастические упражнения должны соответствовать: - двигательным умениям детей, не возрастным, а фактическим - не быть насильственными - строго учитывать АФО раннего возраста - проводить от более легких по нагрузке к более трудным - периодически менять комплексы - не принуждать ребенка выполнять гимнастику - занятия должны вызывать положительный эмоциональный тонус - должны сопровождаться словами, речевыми указаниями
· Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей седы. Цели закаливания: - тренировка терморегуляции - повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям - стимуляция физического развития - стимуляция НПР - повышает выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам Правила. 1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва. 2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. 3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка. 4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций. 5. Медицинских противопоказаний к закаливанию нет, только острые лихорадочные заболевания.
Группы закаливания I группа – здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые. II группа – здоровые дети, впервые приступившие к закаливанию и дети с функциональными отклонениями в состоянии здоровья. III группа – дети с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (с хроническими заболеваниями или после перенесённых длительных инфекций.
Закаливание воздухом.
В помещении - для новорожденных +23°С - от 1 до 3 мес + 22°С - от 3 мес до 1 года +20 +22°С - старше 1года 3 мес +18 +22°С Каждые 3-4 дня температура снижается и доводится до 17-18°С. Длительность от 5-6 минут до 6 месяцев, а с 6-12 месяцев – до 12 минут.
На улице Прогулки летом – после выписки из роддома при t не ниже –5°С с 2-3 недель. В возрасте старше 3 мес до –10° С. Длительность прогулок с 15-20 минут до 1- 1,5 часов.
Закаливание водой. Водные процедуры - местные (умывание, местное обтирание, обливание ног) - общие (полное обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме) III фазы действия холодной воды на организм.
I фаза – резкий спазм кожных сосудов, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки. Кожа бледнеет, становится холодной на ощупь. II фаза – кожа становится красной в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе и с интерфероноподобными свойствами. III фаза – (неблагоприятная) – паретическое состояние капилляров (спазм), застой крови, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.
Все водные поцедуры проводить после сна и до еды. Местные Умывание – начинают с 28° доводят до 15-16°С (снижая на 1° каждые 2-3 дня) Обтирание. Местное. Начинают с 6 мес, t° воды 33-32° С К 1 году - 28°С До 3 лет 25° С Школьникам и дошкольникам - 20°- 18°С Продолжительность процедуры 6-8 минут.
Обливание ног с 1 года, t° 28°С – до22-20°С, продолжительность процедуры 20-30 сек.
С 1,5 лет контрастное закаливание: I группа Повтор 3-6 раз, продолжительность 6-8 мин.
38° С 1-2 мин 18° С 5-20 сек
общее обливание с 1,5 –2 лет душ с 2-2,5 лет, t° воды 39° С, продолжительность 20-40 сек
купание в открытом водоеме с 3-4 лет. t° воды +20° С и более, t° воздуха +24 +26° С, продолжительность от 1 мин до 5 мин. Закаливание солнечными лучами.
Световоздушные ванны. Воздух + 22°С и выше для грудных детей +20°С для 1-3 лет, продолжительность с 3 мин до 30-40 мин и более, поведение ребенка должно быть активным в момент проведения ванны.
Закаливание солнечными лучами С 9°° - 11°° утра после завтрака Возраст с 2 лет и не более 10 мин. Абсолютное противопоказание t° 30°С. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры, причем нужно обязательно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.
Физическое воспитание и гигиена ребенка. Утверждено На заседании ПК педиатрии Протокол №1 от 29. 09. 07г Председатель ПК Ежова Н.
Минск План теоретического занятия № 7 Дисциплина: лечебное дело в педиатрии Курс III, семестр V Группы: Раздел 1. «Работа фельдшера-акушера по развитию и воспитанию здорового ребенка». Тема занятия: Физическое воспитание и гигиена ребенка. Тип занятия: урок совершенствования знаний. Вид урока: лекция с использованием графического конспекта. Время занятия: 2 часа. Место проведения занятия: учебная аудитория.
1) дидактическая цель: Сформировать знания о росте и развитии ребенка. Научить анализировать его физическое развитие. Уметь оценивать физическое развитие центильным и расчетным методами.
.
2) воспитательная цель: воспитать чувство долга, ответственности в работе с детьми и их родителями; убеждать учащихся, что знания педиатрии необходимы в дальнейшей жизни; вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять свои знания, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
3) развивающая цель: развивать умение правильно применять свои знания в повседневной жизни, работать самостоятельно и пользоваться дополнительной литературой. 4) методическая цель: продемонстрировать методику проведения урока с использованием графического конспекта, повысить эффективность учебного процесса, активизировать деятельность учащихся на уроке. Основные знания и умения: знать определение физического развития (ФР) ребенка, средние показатели по возрастам, динамику их в дальнейшем. Знать о проблемах акселерации и связанных с ней проблемах. Знать методику исследования ФР. Уметь провести расчет антропометрических показателей по центилям и расчетным методом. Междисциплинарные связи:
Оснащение: таблица «Физическое развитие детей», центильные таблицы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.014 с.) |