Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в зарубежных странах

 

ПИНСК 2014


Реферат

 

Курсовая работа: ___ с., 9 табл., 15 источников

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИЯ, ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Объект исследования - система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе.

Предмет исследования - пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

Цель курсовой работы: раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей, как пенсионное обеспечение и пенсионного страхования; проследить тенденцию развития пенсионной системы различных стран.

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать ситуации, складывающейся в системе пенсионного обеспечения развитых стран;

. Выявить проблемы и недостатки пенсионного обеспечения в РБ.

. Выработать возможных предложений по преобразованию и усовершенствованию пенсионной системы государства.

Методы исследования: общенаучные методы, метод сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, экономического анализа, экономико-статистические методы и метод экспертных оценок.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


Содержание

 

Введение

1. Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты

1.1 Понятие и структура системы социальной защиты, пенсионное обеспечение как ее элемент

1.2 Виды пенсионного обеспечения в современном мире

2. Состояние пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в странах содружества

2.1 Анализ динамики численности пенсионеров

2.2 Анализ динамики общей суммы назначаемых пенсий

2.3 Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ

3. Проблемы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Наличие систем пенсионного обеспечения и пенсионного страхования характерно практически для всех стран. Необходимость в них для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при котором человек не в состоянии создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Однако в последние десятилетия все ярче проявляются признаки банкротства государственной пенсионной системы. В течение 80-х годов демографическое и общеэкономическое состояние развитых и большинства стран мира не вызывало опасений относительно стабильности пенсионной системы. Количество работающих, значительно превышало число пенсионеров. К концу 90-х финансовая и административная состоятельность государственной пенсионной системы стала на повестку дня во многих странах.

Существующую в Беларуси пенсионную систему "работающий платит за пенсионера" называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Она разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию; не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодняшняя пенсионные системы большинства стран мира не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни граждан по окончании трудовой деятельности. Единственное, что остается, это позаботиться о себе самостоятельно еще в молодости, заключив договор пенсионного страхования.

Объектом исследования является система пенсионного обеспечения и пенсионного страхования как компонента социальной защиты на современном этапе. Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси на данном этапе экономического развития.

Цель данной курсовой работы - проследить тенденцию развития пенсионной системы различных стран.

Задачами выступает исследование ситуации, складывающейся в системе пенсионного обеспечения развитых стран, а также выработка возможных предложений по преобразованию и усовершенствованию пенсионной системы государства.

В первой главе раскрывается понятие и структура системы социальной защиты, и пенсионного обеспечения как ее элемента, а также описываются пенсионные системы зарубежных стран.

Вторая глава основана на статистических показателях, характеризующих пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в странах СНГ.

Третья глава посвящена выявлению проблем пенсионного обеспечения, перспектив и альтернативных вариантов проведения пенсионных реформ.

В качестве источников для написания курсовой работы использованы материалы учебных пособий и периодических изданий отечественных и российских авторов, материалы научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Министерств статистики.

При написании данной работы были использованы общенаучные методы, метод сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, экономического анализа, экономико-статистические методы и метод экспертных оценок.

пенсионное страхование социальная защита


Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ

 

В условиях восстановления потенциала национальных экономик в странах СНГ, а так же в силу формирования новых страховых механизмов, при проведении пенсионных реформ приходилось решать задачи первого этапа становления пенсионных систем:

разграничения пенсионных институтов (трудовой и социальной пенсии) по финансовым источникам доходов и выплат;

введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;

создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий.

В качестве концептуальных подходов при этом выступали наиболее типичные программы действий:

создание условий для стабильного функционирования государственных систем пенсионного обеспечения, организованных на принципах солидарного (между поколениями граждан) распределения финансовой нагрузки - практически все страны СНГ, кроме Казахстана;

сохранение государственной пенсионной системы с развитием элементов пенсионного страхования - Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина;

формирование элементов и механизмов пенсионного страхования - все страны СНГ;

формирование накопительной пенсионной системе по модели Чили, дополненной, в силу необходимости в последние годы, мерами государственной социальной поддержки малодоходных слоев сельского населения - Казахстан [15].

Одним из самых сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ (кроме Армении) - это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина ( кроме России) вменили в обязанность, как работодателям, так и работникам, уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования (таблица 2.8).

Таблица 2.8 - Распределение страховой нагрузки в системах пенсионного страхования стран СНГ в 2012г., в % от заработной платы

Страна Работодатели Работники Всего
Азербайджан 22,0 3,0 25,0
Армения - - -
Беларусь 34,0 1,0 35,0
Казахстан 11,0 10,0 22,0
Кыргызстан 17,2 10,0 27,2
Молдова 23,0 6,0 29,0
Россия 34,0 - 34,0
Таджикистан 25,0 1,0 26,0
Украина 36,7 - 49,7 3,6 - 6,1 40,3 - 55,8

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

Наибольшую страховую нагрузку с системе пенсионного страхования несет Беларусь, Россия и Украина, наименьшую - Казахстан. В России работники не уплачивают страховых взносов. В Беларуси и Таджикистане работодатели выплачивают основную часть страховой нагрузки в системе пенсионного страхования.

Вторым по сложности вопросом, который удалось решить только Беларуси и Украине, - это формирование страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.

В России и Казахстане, которые не смогли существенно продвинуться по пути формирования механизмов страхования досрочных профессиональных пенсий, и где функционирует наибольшее по удельному весу, число производств и рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, финансирование досрочных периодов происходит за счет государственных бюджетов, что обходятся до четверти от всех финансовых ресурсов для их пенсионных систем и тем самым существенно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [9].

Кроме того, к другим издержкам досрочных пенсий, финансируемых за счет бесплатных для работодателей ресурсов, относится и то, что они фактически стимулируют работодателей к сохранению устаревших производств и консервации рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье занятых на них работников.

В качестве существенного положительного опыта формирования современного института пенсионного страхования является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, организованного на основе обезличенного учета пенсионных прав, в которых фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченных работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий.

Кроме того, фиксация размеров взносов и выплат способствует решению ещё одной крупной задачи - регулированию размеров взносов и выплат с позиции ответственности и солидарности поколений, что призвано обеспечивать наглядность и равновесие национальных пенсионных систем между поколениями. Встроенный в пенсионную систему механизм учета и использования пенсионных ресурсов является своего рода "демографическим финансовым буфером", позволяющим системе автоматически реагировать на изменения в демографической ситуации за счет привязки размера пенсии к росту ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах.

Одновременно этот механизм формирует и индивидуальное поведение человека в отношении возраста выхода на пенсию, поскольку его откладывание автоматически приводит к повышению ее размера [11].


Заключение

 

. Страны Содружества в сложный период формирования своего государственного устройства, совпавшего с общественными преобразованиями, модернизацией экономик и социально-трудовых отношений, а также в условиях активно проявляющейся глобализации с ее отрицательными последствиями на рынки труда и капитала, сумели не только сохранить свои национальные пенсионные системы, но и начать их реформирование.

. Модернизация пенсионных систем советского коллективно-распределительного типа и их "переформатирование" в страховые системы, с преобладанием механизмов социального и личного страхования, была вызвана рядом системных причин: изменениями финансовых механизмов накопления и расходования средств на пенсионные цели; необходимостью перехода от косвенного учета пенсионных прав работников (с помощью трудового стажа и уровня заработной платы) к индивидуальному учету, с помощью фактически внесенных страховых взносов за каждого застрахованного работника.

. Пенсионные реформы в странах СНГ преследовали достижение ряда крупных целей:

восстановление достигнутого в советский период уровня пенсий и по мере экономического развития стран и превышение его, тем самым доведение размеров пенсий до общепризнанных стандартов экономически развитых стран и МОТ;

формирование современных пенсионных институтов, основанных на принципах обязательного социального и добровольного личного страхования, в основе которых лежат принципы личной ответственности самих работников и их финансового участия в пенсионном страховании, солидарной взаимоподдержки страхователей и застрахованных на основе справедливого распределения финансового бремени и финансовых рисков между ними, при оптимальном финансовом участие государства;

создание финансово-устойчивых пенсионных систем, не обременяющих чрезмерно экономики стран Содружества, но, одновременно, обеспечивающих приемлемые и достойные по размеру пенсии.

Достижение данных целей возможно только в долгосрочном периоде, исходя из экономических возможностей, политической воли правительств стран СНГ, а также при использовании механизмов социального партнерства объединений работодателей и профсоюзов.

Меры, принимаемые всеми странами СНГ без исключения - это изыскание финансовых ресурсов для постепенного повышения пенсий и защиты доходов пенсионеров с помощью регулярной индексации пенсий.

. Следует признать, что в большинстве стран СНГ имеются значительные по численности группы пенсионеров, доход которых ниже или незначительно превышает прожиточный минимум пенсионера. Эта проблема отягощается тем, что во всех государствах Содружества значительное число экономически активного населения является либо безработным, либо занято в условиях неполной занятости или теневых ее форм, что станет для них серьезной угрозой бедности при выходе на пенсию.

. Основным содержанием пенсионных реформ за прошедший постсоветский период стало построение многоуровневых пенсионных систем на основе прежних (государственных) механизмов социального обеспечения и новых институтов пенсионного страхования, включающих как обязательные, так и добровольные его виды.

Главный вывод состоит в том, что решение вопросов пенсионного обеспечения возможно только с помощью создания комплекса условий, благоприятных для нормального функционирования пенсионных систем:

· регулирования систем заработной платы;

· активных мер исполнительной и законодательной власти в области занятости, создания новых рабочих мест;

· регулирования вопросов демографического развития с помощью долгосрочных государственных программ в области доходов населения, повышения качества жизни, здоровья населения, семейной политики.

Ответственность за устойчивое финансовое будущее пенсионного обеспечения необходимо брать на себя трем основным субъектам: государству, работодателям и профсоюзам. Ведущую роль в данном случае играет высокий уровень профессионального управления социально-трудовыми, экономическими и страховыми процессами, как единым и взаимоувязанным целым.

Крупной проблемой для многих стран СНГ является пенсионное обеспечение рабочих мигрантов, подавляющее большинство из которых не приобретают пенсионных прав в странах их трудовой деятельности, и для которых существует высокая вероятность столкнутся с рисками бедности при наступлении пенсионного возраста. Существующая межгосударственная правовая и договорная база регулирования этих вопросов находится еще в зачаточном состоянии и требует для своего решения серьезных усилий на уровне глав государств Содружества.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в зарубежных странах

 

ПИНСК 2014


Реферат

 

Курсовая работа: ___ с., 9 табл., 15 источников

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИЯ, ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Объект исследования - система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе.

Предмет исследования - пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

Цель курсовой работы: раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей, как пенсионное обеспечение и пенсионного страхования; проследить тенденцию развития пенсионной системы различных стран.

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать ситуации, складывающейся в системе пенсионного обеспечения развитых стран;

. Выявить проблемы и недостатки пенсионного обеспечения в РБ.

. Выработать возможных предложений по преобразованию и усовершенствованию пенсионной системы государства.

Методы исследования: общенаучные методы, метод сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, экономического анализа, экономико-статистические методы и метод экспертных оценок.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


Содержание

 

Введение

1. Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты

1.1 Понятие и структура системы социальной защиты, пенсионное обеспечение как ее элемент

1.2 Виды пенсионного обеспечения в современном мире

2. Состояние пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в странах содружества

2.1 Анализ динамики численности пенсионеров

2.2 Анализ динамики общей суммы назначаемых пенсий

2.3 Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ

3. Проблемы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Наличие систем пенсионного обеспечения и пенсионного страхования характерно практически для всех стран. Необходимость в них для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при котором человек не в состоянии создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Однако в последние десятилетия все ярче проявляются признаки банкротства государственной пенсионной системы. В течение 80-х годов демографическое и общеэкономическое состояние развитых и большинства стран мира не вызывало опасений относительно стабильности пенсионной системы. Количество работающих, значительно превышало число пенсионеров. К концу 90-х финансовая и административная состоятельность государственной пенсионной системы стала на повестку дня во многих странах.

Существующую в Беларуси пенсионную систему "работающий платит за пенсионера" называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Она разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию; не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодняшняя пенсионные системы большинства стран мира не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни граждан по окончании трудовой деятельности. Единственное, что остается, это позаботиться о себе самостоятельно еще в молодости, заключив договор пенсионного страхования.

Объектом исследования является система пенсионного обеспечения и пенсионного страхования как компонента социальной защиты на современном этапе. Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси на данном этапе экономического развития.

Цель данной курсовой работы - проследить тенденцию развития пенсионной системы различных стран.

Задачами выступает исследование ситуации, складывающейся в системе пенсионного обеспечения развитых стран, а также выработка возможных предложений по преобразованию и усовершенствованию пенсионной системы государства.

В первой главе раскрывается понятие и структура системы социальной защиты, и пенсионного обеспечения как ее элемента, а также описываются пенсионные системы зарубежных стран.

Вторая глава основана на статистических показателях, характеризующих пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в странах СНГ.

Третья глава посвящена выявлению проблем пенсионного обеспечения, перспектив и альтернативных вариантов проведения пенсионных реформ.

В качестве источников для написания курсовой работы использованы материалы учебных пособий и периодических изданий отечественных и российских авторов, материалы научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Министерств статистики.

При написании данной работы были использованы общенаучные методы, метод сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, экономического анализа, экономико-статистические методы и метод экспертных оценок.

пенсионное страхование социальная защита


Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.169 (0.05 с.)