Виды пенсионного обеспечения в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды пенсионного обеспечения в современном мире



Виды пенсионного обеспечения - конкретная система мер по реализации пенсионных прав граждан, определяемая обязательным либо добровольным характером их приобретения, государственным либо негосударственным порядком их обеспечения и кругом охватываемых лиц.

Пенсионная система - совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии; либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).

Описывая пенсионную систему, некоторые экономисты квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам [8].

Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация пенсионных систем

Классификационный признак Виды пенсионных систем
Субъект осуществления пенсионного обеспечения государственная; корпоративная; индивидуальная
Форма накопительная; распределительная; смешанная;
Наличие страхования страховая; нестраховая;
Уровень охвата всеобщая; ограниченная;
Метод финансирования нефондируемая; фондируемая; смешанная;
Источники финансирования государственная; профессиональная; личная;
Цели превышение уровня бедности; обеспечение адекватного существования;  
Институт социальной защиты модель Бевериджа; частно-корпоративная модель; модель Бисмарка.

 

Примечание - Источник: [8].

Согласно обзору центра макроэкономических исследований пенсионные системы также можно классифицировать тремя способами:

. По расчету взносов и выплат:

-  Фиксированные выплаты - выплаты рассчитываются по заданной формуле (например, зависят от заработной платы в последние Х лет, индексации). Взносы идут как процент от заработной платы, устанавливаемый государством.

-  Фиксированные взносы - сумма взносов устанавливается в договоре и поступает на личный счет работника. Выплаты вычисляются в зависимости от доходности вложений.

2. По типу функционирования пенсионного фонда:

-  Распределительная система - система, при которой участники делают отчисления в пенсионный фонд, одновременно, эти отчисления в виде перераспределений идут пенсионерам. Эти системы всегда функционируют по принципу фиксированных выплат [5].

-  Накопительная система - в трудоспособном возрасте сотрудник откладывает определенную сумму от заработной платы на свой счет, которым управляет пенсионный фонд, накопленные деньги работник получает в старости в виде пенсии. Первоначально такие системы возникли как системы с фиксированными выплатами, но в последние годы все большую популярность приобретают системы с фиксированными взносами. В ее основе следующие аргументы:

1) увеличивает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и к экономическому росту;

) под частным управлением пенсионная система, благодаря конкуренции и независимости от политического вмешательства, становится эффективней государственной;

) не зависит от демографических проблем, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных схем;

) дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования накоплений [6].

. По "уровню":

-  0 уровень - социальные пенсии, необходимые для обеспечения самых бедных и незащищенных слоев населения. Взносов не предусмотрено, а размер выплат устанавливается государством.

-  1 уровень - распределительная система. Работники отчисляют взносы в систему в трудоспособном возрасте и получают право на выплаты по достижении пенсионного возраста. Распределительные системы обычно управляются государством.

-  2 уровень - накопительная система. Может быть как системой с фиксированными выплатами, так и с фиксированными взносами, как частной, так и государственной. Участие в ней обязательно.

-  3 уровень - необязательная накопительная система [5].

В большинстве стран действуют многоуровневые пенсионные системы. При этом система 2-го и 3-го уровня может быть и государственной, и частной. В конечном итоге, пенсионную систему страны определяют количество уровней и особенности устройства каждого.

По принятой международной классификации первый уровень - трудовая (солидарно-страховая) пенсия. Устанавливается в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов работодателей и работников.

Второй уровень - корпоративная (накопительная) пенсия. Устанавливается для работников организаций или отраслей за счет дополнительных страховых взносов работодателей и работников.

Третий уровень - частная (накопительная) пенсия. Устанавливается за счет личных отчислений работника (в том числе с участием работодателя), производимых в добровольном порядке посредством заключенного договора с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией [2, с.142].

Типологизация пенсионных систем развитых стран позволяет выделить, по существу, две модели их организации - англо-саксонскую (модель Бевериджа) и континентальную (модель Бисмарка).

Характерные черты модели Бевериджа (Великобритания, США, Канада):

-  весьма высокий удельный вес заработной платы в ВВП (порядка 60-65%);

-  умеренная доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование (приблизительно 12-14 % от размера заработной платы, или 6-7 % ВВП);

-  дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (около 3-4% ВВП).

В совокупности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию для большинства работающих, чья заработная плата приближается к средней по стране, размер пенсии составляет около 50% от последней. Кроме того, у граждан этой группы стран объемы личных сбережений ”на старость” достаточно велики, кроме того, они, как правило, владеют недвижимостью.

Модели Бисмарка (ФРГ, Италия, Австрия, Франция) присущи:

-  несколько меньший, удельный вес заработной платы в ВВП (около 45-50%);

-  высокая доля резервируемых средств на обязательное пенсионное страхование (10-15 % ВВП);

-  дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (2-3% ВВП).

В совокупности - по обязательному и добровольному пенсионному страхованию - у большинства работающих величина пенсии составляет около 70% от среднего по стране размера заработной платы. Для этой группы стран также характерны значительные объемы личных сбережений граждан ”на старость” и/или наличие недвижимого имущества [10].

Основной целью пенсионной системы является обеспечение достаточных, приемлемых с точки зрения затрат, устойчивых и надежных пенсионных выплат при одновременной реализации программ повышения благосостояния населения с учетом специфики страны:

* Достаточная система - это такая система, которая способна обеспечить пенсионные выплаты всем категориям населения в размерах, обеспечивающих защиту от бедности лиц пожилого возраста в масштабах всей страны, а также надежные механизмы выравнивания уровней потребления в течение всего срока жизни для большинства населения.

* Система, приемлемая с точки зрения затрат, соответствует финансовым возможностям граждан и общества, не вытесняет без всяких на то оснований другие социально-экономические приоритеты и не приводит к негативным последствиям для налогово-бюджетной сферы.

* Устойчивая система - это здоровая с финансовой точки зрения система, функционирование которой может быть обеспечено на обозримую перспективу с учетом широкого диапазона разумно обоснованных допущений.

* Надежная система - это система, способная противостоять серьезным шоковым воздействиям, в том числе в результате изменений экономической, демографической и политической ситуации.

При разработке любой пенсионной системы и планов по ее реформированию необходимо четко понимать, что пенсионные выплаты будут производиться за счет будущих результатов экономической деятельности. Для того чтобы обеспечить достижение основных целей пенсионных систем, эти системы должны способствовать увеличению объемов производства в будущем. Именно поэтому разработка и реализация реформ должны быть направлены на содействие экономическому росту и развитию, на минимизацию возможных перекосов в функционировании рынков капитала и рабочей силы. Для этого необходимо обеспечить реализацию сопутствующих задач в области развития, направленных на обеспечение позитивных результатов деятельности в области развития за счет сокращения возможных неблагоприятных последствий внедрения пенсионных систем для рынков рабочей силы и макроэкономической стабильности, при максимально эффективном использовании позитивных результатов путем увеличения объема национальных сбережений и развития финансовых рынков [9, с.43].

Выделяют ряд факторов, определяющих специфику выбора пенсионной системы в странах с различным уровнем экономического развития. Среди таких факторов выделяются следующие:

величина ВВП

уровень ВВП на душу населения

доходы государственного бюджета

уровень заработной платы и инфляции

уровень жизни граждан

состояние рынка капитала и кредитной системы [10].

Исходя из этих экономических и социальных факторов определяется наличие финансовых источников реформирования и уровень государственных возможностей, доля расходов на выплату государственных пенсий в ВВП и величина коэффициента замещения зарплаты пенсией. Эти показатели имеют приоритетное значение для оценки устойчивости пенсионной системы и ее соответствию требованиям современного развития общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.012 с.)