Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ динамики общей суммы назначаемых пенсий

Поиск

 

За истекшее десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения.

Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу - внебюджетные пенсионные (социальные) фонды [13].

Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Индексация пенсий в странах СНГ

Страна Корректи-ровка Примечания
1 2 3
Беларусь цены Минимальные размеры пенсий и социальные пенсии повышаются в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума на душу населения. Перерасчет пенсий производится четыре раза в год: 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября
Молдова зарплата В связи с ростом средней заработной платы более чем на 10% производится корректировка фактического заработка пенсионера для перерасчета пенсии, а также пенсий исчисленных в минимальном размере.
Казах-стан цены Ежегодно
Кыргыз-стан зарплата Сумма взносов на личных страховых счетах ежегодно индексируется в пределах 75% от роста заработной платы, фактически сложившейся в отчетном году.
Россия зарплата Индексация пенсий производится в связи с ростом среднемесячной зарплаты в стране и через увеличение предельного размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в стране, используемого при определении индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Таджики-стан цены и зарплата Размеры пенсии повышаются в связи с индексацией доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги.
Украина цены и зарплата Минимальный размер пенсии по возрасту повышается в связи с увеличением величины стоимости минимального потребительского бюджета или черты малообеспеченности.

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло.

Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда - уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты "путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)".

Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.

Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Беларуси - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В 2011 году он еще повысился в Беларуси на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%.

В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2012 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Беларуси и Таджикистане - соответственно, на 24% и 26%. В Молдавии темп роста назначенных пенсий отставал от темпа роста потребительских цен, что привело к небольшому снижению реального размера пенсий по сравнению с предыдущим годом (на 3%).

Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Средний размер назначенной пенсии по странам СНГ за декабрь соответствующих лет, 2005-2012 годы, долларов США.

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Азербайджан 31,0 47,2 74,4 119,6 125,0 141,5 184,5 193,6
Армения 21,8 30,0 41,9 69,7 63,9 74,6 70,2 73,6
Беларусь 98,1 129,7 152,6 177,0 150,0 194,9 112,6 220,0
Казахстан 76,0 76,0 97,1 125,7 124,7 152,7 192,0 203,8
Кыргызстан 15,8 19,6 24,8 31,5 41,7 49,9 111,2 132,3
Молдова 29,9 34,3 48,4 62,2 63,0 66,7 74,6 79,4
Россия 88,2 107,9 149,3 154,7 204,3 249,3 257,1 301,6
Таджикистан 8,6 12,4 13,0 25,6 20,8 28,4 32,0 38,2
Узбекистан 121,7 138,1
Украина 80,6 94,7 148,8 116,7 125,1 140,9 153,1 178,9

 

Примечание - Источник: [14].

В 2005 году средний размер назначенных пенсий только в Беларуси немного превышал 98 долларов США и был близок к нему в России. В 2010 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 28,4 долларов США в Таджикистане до 249,3 - в России.

В 2012 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 301,6 долларов США в месяц (в 2005 году - 88,2 долларов США). В Беларуси, в пересчете на доллары США, он составлял 220,0 (98,1), в Казахстане - 203,8 (76), в Азербайджане и на Украине - 193,6 и 178,9 (соответственно, 31 и 80,6), в Армении и Молдавии - менее 80 (меньше 30), в Киргизии - 132,3 (менее 20 долларов), в Таджикистане - менее 50 долларов США (менее 10 долларов США в 2005 году).

Начиная с 2009 года, Беларусь стала отставать от России по среднему размеру назначенных пенсий в пересчете на доллары США, а в 2011 году наблюдалось довольно резкое его сокращение. Отставание Украины от России сформировалось в год финансово-экономического кризиса 2008 года и только усиливалось в последующие годы из-за более медленного роста среднего размера пенсий на Украине. Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными. Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.


Таблица 2.7 - Соотношение минимального размера пенсии по возрасту с величиной прожиточного минимума (ПМ) для пенсионера

  Величина ПМ для пенсионера, в нац. валюте

Минимальный размер пенсий

Средний размер пенсий

    В нацио-нальной валюте в % к ПМ В нацио-нальной валюте В % к ПМ
1 2 3 4 5 6
Азербайджан, манатов          
2010г. 64 80 125 112,9 176
2011г. 72 85 118 145,1 201
2012г. 84 85 101 152,0 181
Беларусь, тыс. бел. руб.          
2010г. 262,2 320,0 122 584,7 223
2011г. 567,5 683,7 120 940,4 165
2012г. 763,8 1343,5 176 1885,5 246
Казахстан, тенге          
2010г. 13465 19254 143 22504 167
2011г. 14650 24047 164 28494 194
2012г. 15672 26211 167 30725 196
Молдавия, лей          
2010г. 1140 581 51 811 71
2011г. 1220 641 53 874 72
2012г. 1303 703 54 958 74
Россия, рублей          
2010г. 3809 2209 42 7599 200

Окончание таблицы 2.7

1 2 3 4 5 6
2011г. 4902 2963 60 8278 169
2012г. 5281 3279 62 9161 173
Украина, гривен          
2010г. 720 720 100 1122 156
2011г. 800 800 100 1223 153
2012г. 884 884 100 1430 161

 

Примечание - Источник: рассчитано на основании фактических данных [12], [14] за 2010-2012 гг.

Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2012 году в Беларуси на 76%, в Казахстане - на 67%, базовая пенсия в Азербайджане - на 1%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 46%), а также средний размер базовой пенсии в России (на 38%). На Украине минимальный размер пенсий был равен величине прожиточного минимума для пенсионера.

Средний размер назначенных пенсий в 2010 году превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 76%, в Беларуси - в 2,23 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 30%.

В 2012 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Беларуси, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине.

Анализируя размер пенсий, необходимо учитывать, что одна и та же сумма в разных странах обеспечивает разный уровень жизни.

Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ

 

В условиях восстановления потенциала национальных экономик в странах СНГ, а так же в силу формирования новых страховых механизмов, при проведении пенсионных реформ приходилось решать задачи первого этапа становления пенсионных систем:

разграничения пенсионных институтов (трудовой и социальной пенсии) по финансовым источникам доходов и выплат;

введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;

создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий.

В качестве концептуальных подходов при этом выступали наиболее типичные программы действий:

создание условий для стабильного функционирования государственных систем пенсионного обеспечения, организованных на принципах солидарного (между поколениями граждан) распределения финансовой нагрузки - практически все страны СНГ, кроме Казахстана;

сохранение государственной пенсионной системы с развитием элементов пенсионного страхования - Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина;

формирование элементов и механизмов пенсионного страхования - все страны СНГ;

формирование накопительной пенсионной системе по модели Чили, дополненной, в силу необходимости в последние годы, мерами государственной социальной поддержки малодоходных слоев сельского населения - Казахстан [15].

Одним из самых сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ (кроме Армении) - это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина ( кроме России) вменили в обязанность, как работодателям, так и работникам, уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования (таблица 2.8).

Таблица 2.8 - Распределение страховой нагрузки в системах пенсионного страхования стран СНГ в 2012г., в % от заработной платы

Страна Работодатели Работники Всего
Азербайджан 22,0 3,0 25,0
Армения - - -
Беларусь 34,0 1,0 35,0
Казахстан 11,0 10,0 22,0
Кыргызстан 17,2 10,0 27,2
Молдова 23,0 6,0 29,0
Россия 34,0 - 34,0
Таджикистан 25,0 1,0 26,0
Украина 36,7 - 49,7 3,6 - 6,1 40,3 - 55,8

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

Наибольшую страховую нагрузку с системе пенсионного страхования несет Беларусь, Россия и Украина, наименьшую - Казахстан. В России работники не уплачивают страховых взносов. В Беларуси и Таджикистане работодатели выплачивают основную часть страховой нагрузки в системе пенсионного страхования.

Вторым по сложности вопросом, который удалось решить только Беларуси и Украине, - это формирование страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.

В России и Казахстане, которые не смогли существенно продвинуться по пути формирования механизмов страхования досрочных профессиональных пенсий, и где функционирует наибольшее по удельному весу, число производств и рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, финансирование досрочных периодов происходит за счет государственных бюджетов, что обходятся до четверти от всех финансовых ресурсов для их пенсионных систем и тем самым существенно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [9].

Кроме того, к другим издержкам досрочных пенсий, финансируемых за счет бесплатных для работодателей ресурсов, относится и то, что они фактически стимулируют работодателей к сохранению устаревших производств и консервации рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье занятых на них работников.

В качестве существенного положительного опыта формирования современного института пенсионного страхования является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, организованного на основе обезличенного учета пенсионных прав, в которых фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченных работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий.

Кроме того, фиксация размеров взносов и выплат способствует решению ещё одной крупной задачи - регулированию размеров взносов и выплат с позиции ответственности и солидарности поколений, что призвано обеспечивать наглядность и равновесие национальных пенсионных систем между поколениями. Встроенный в пенсионную систему механизм учета и использования пенсионных ресурсов является своего рода "демографическим финансовым буфером", позволяющим системе автоматически реагировать на изменения в демографической ситуации за счет привязки размера пенсии к росту ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах.

Одновременно этот механизм формирует и индивидуальное поведение человека в отношении возраста выхода на пенсию, поскольку его откладывание автоматически приводит к повышению ее размера [11].




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.8 (0.013 с.)