Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ динамики общей суммы назначаемых пенсийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
За истекшее десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения. Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу - внебюджетные пенсионные (социальные) фонды [13]. Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие (таблица 2.5). Таблица 2.5 - Индексация пенсий в странах СНГ
Примечание - Источник: собственная разработка. Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло. Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда - уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты "путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)". Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту. Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Беларуси - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В 2011 году он еще повысился в Беларуси на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%. В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2012 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Беларуси и Таджикистане - соответственно, на 24% и 26%. В Молдавии темп роста назначенных пенсий отставал от темпа роста потребительских цен, что привело к небольшому снижению реального размера пенсий по сравнению с предыдущим годом (на 3%). Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют (таблица 2.6). Таблица 2.6 - Средний размер назначенной пенсии по странам СНГ за декабрь соответствующих лет, 2005-2012 годы, долларов США.
Примечание - Источник: [14]. В 2005 году средний размер назначенных пенсий только в Беларуси немного превышал 98 долларов США и был близок к нему в России. В 2010 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 28,4 долларов США в Таджикистане до 249,3 - в России. В 2012 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 301,6 долларов США в месяц (в 2005 году - 88,2 долларов США). В Беларуси, в пересчете на доллары США, он составлял 220,0 (98,1), в Казахстане - 203,8 (76), в Азербайджане и на Украине - 193,6 и 178,9 (соответственно, 31 и 80,6), в Армении и Молдавии - менее 80 (меньше 30), в Киргизии - 132,3 (менее 20 долларов), в Таджикистане - менее 50 долларов США (менее 10 долларов США в 2005 году). Начиная с 2009 года, Беларусь стала отставать от России по среднему размеру назначенных пенсий в пересчете на доллары США, а в 2011 году наблюдалось довольно резкое его сокращение. Отставание Украины от России сформировалось в год финансово-экономического кризиса 2008 года и только усиливалось в последующие годы из-за более медленного роста среднего размера пенсий на Украине. Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными. Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно. Таблица 2.7 - Соотношение минимального размера пенсии по возрасту с величиной прожиточного минимума (ПМ) для пенсионера
Примечание - Источник: рассчитано на основании фактических данных [12], [14] за 2010-2012 гг. Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2012 году в Беларуси на 76%, в Казахстане - на 67%, базовая пенсия в Азербайджане - на 1%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 46%), а также средний размер базовой пенсии в России (на 38%). На Украине минимальный размер пенсий был равен величине прожиточного минимума для пенсионера. Средний размер назначенных пенсий в 2010 году превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 76%, в Беларуси - в 2,23 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 30%. В 2012 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Беларуси, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине. Анализируя размер пенсий, необходимо учитывать, что одна и та же сумма в разных странах обеспечивает разный уровень жизни. Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ
В условиях восстановления потенциала национальных экономик в странах СНГ, а так же в силу формирования новых страховых механизмов, при проведении пенсионных реформ приходилось решать задачи первого этапа становления пенсионных систем: разграничения пенсионных институтов (трудовой и социальной пенсии) по финансовым источникам доходов и выплат; введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов; создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий. В качестве концептуальных подходов при этом выступали наиболее типичные программы действий: создание условий для стабильного функционирования государственных систем пенсионного обеспечения, организованных на принципах солидарного (между поколениями граждан) распределения финансовой нагрузки - практически все страны СНГ, кроме Казахстана; сохранение государственной пенсионной системы с развитием элементов пенсионного страхования - Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина; формирование элементов и механизмов пенсионного страхования - все страны СНГ; формирование накопительной пенсионной системе по модели Чили, дополненной, в силу необходимости в последние годы, мерами государственной социальной поддержки малодоходных слоев сельского населения - Казахстан [15]. Одним из самых сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ (кроме Армении) - это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина ( кроме России) вменили в обязанность, как работодателям, так и работникам, уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования (таблица 2.8). Таблица 2.8 - Распределение страховой нагрузки в системах пенсионного страхования стран СНГ в 2012г., в % от заработной платы
Примечание - Источник: собственная разработка. Наибольшую страховую нагрузку с системе пенсионного страхования несет Беларусь, Россия и Украина, наименьшую - Казахстан. В России работники не уплачивают страховых взносов. В Беларуси и Таджикистане работодатели выплачивают основную часть страховой нагрузки в системе пенсионного страхования. Вторым по сложности вопросом, который удалось решить только Беларуси и Украине, - это формирование страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда. В России и Казахстане, которые не смогли существенно продвинуться по пути формирования механизмов страхования досрочных профессиональных пенсий, и где функционирует наибольшее по удельному весу, число производств и рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, финансирование досрочных периодов происходит за счет государственных бюджетов, что обходятся до четверти от всех финансовых ресурсов для их пенсионных систем и тем самым существенно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [9]. Кроме того, к другим издержкам досрочных пенсий, финансируемых за счет бесплатных для работодателей ресурсов, относится и то, что они фактически стимулируют работодателей к сохранению устаревших производств и консервации рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье занятых на них работников. В качестве существенного положительного опыта формирования современного института пенсионного страхования является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, организованного на основе обезличенного учета пенсионных прав, в которых фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченных работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий. Кроме того, фиксация размеров взносов и выплат способствует решению ещё одной крупной задачи - регулированию размеров взносов и выплат с позиции ответственности и солидарности поколений, что призвано обеспечивать наглядность и равновесие национальных пенсионных систем между поколениями. Встроенный в пенсионную систему механизм учета и использования пенсионных ресурсов является своего рода "демографическим финансовым буфером", позволяющим системе автоматически реагировать на изменения в демографической ситуации за счет привязки размера пенсии к росту ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах. Одновременно этот механизм формирует и индивидуальное поведение человека в отношении возраста выхода на пенсию, поскольку его откладывание автоматически приводит к повышению ее размера [11].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.8 (0.013 с.) |