Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность проблемы исследования

Поиск

Введение

 

До появления компьютеров общество не обладало средствами, способными придать процессу обучения естественный, ненормализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепции обучения речи быть не могло. В отличие от многих специалистов, пытающих превратить компьютер из "средства" в "цель" (именно этот процесс характеризует быстро растущее число используемых в учебных заведениях компьютеров). Для нас компьютер - это лишь инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) может быть интересным, более простым, а получаемые знания, навыки более глубокими и обобщенными. В основе предложенной работы лежит естественное любопытство детей и исследование средств для удовлетворения этого любопытства. Оно базируется на подходах, при которых на компьютер переносятся функции учителя, или учебника. Основа её в концепции микромиров, представляющих собой, по сути дела, некоторые модели реального мира, которые с той, или иной степенью детализации творит сам ребенок. Большая часть этой работы посвящена выработке представлений в роли компьютера. Трудно представить себе компьютеры будущего, не перенося на них достоинства и недостатки компьютеров наших дней. И это высказывание становится особенно верным, когда мы начинаем воображать, как компьютеры могут вторгнуться в систему образования. Развиваемое мной представление об отношениях между детьми и компьютерами опережают то, что обычно делается в школе. Объектом исследования является инновационный подход школьного образовательного процесса.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты решения вопросов инновационного подхода образовательного процесса в школе на основе информационных технологий (ИТ).

Цель работы - разработка общих теоретических подходов инновационных методов школьного образовательного процесса и определить роль новых ИТ в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

o При использовании компьютера оптимизируется эффективность и интенсивность учебных знаний.

o Повышение компьютерной грамотности и культуры учащихся детского дома.

o Усиление мотивации в обучении математике.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

o Изучить различные подходы использования ИТ в учебной деятельности.

o Проанализировать процессы получения и усвоения знаний, с помощью ИТ.

o Исследовать дидактические возможности оптимизации учебного процесса за счёт применения ИТ.

Во многих современных школах в фразу "обучение с помощью компьютера" вкладывается такой смысл: "компьютер обучает ребёнка". Можно сказать и так: "компьютер используется, что бы программировать ребёнка". На мой взгляд, ребёнок программирует компьютер и не только овладевает частичкой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а так же к искусству интеллектуального моделирования.

В моей работе компьютер - это технический Протей. Его сущность - в его универсальности и в способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов.

Так же в данной работе проведён критический анализ некоторых программных средств по математике, с целью выявить недостатки предложенных и используемых методов работы с ними (§1.4).

В связи с поставленными проблемами я провел работу, представляющую собой попытку применения теоретического содержания моего исследования с использованием электронной программы "Advanced Grapher" (конструктор графиков функций), на базе экспресс-метода Детского дома-школы №59 города Красноярска (гл. 4).

Технологии и подходы, описанные в (гл.2), действительно показали оптимизацию процесса обучения за счет организации индивидуальной работы, т.е. это позволило сделать гибкой саму классно-урочную форму образовательного процесса. Детям представился выбор оптимального порядка и способа изучения материала. В процессе учебы у них формировалось не механическое, а понятийное уяснение содержания математических тем. Так же следует отметить усиление учебной мотивации у детей и формирование опыта субъектного отношения к собственной учебной работе.

Данная форма учебной деятельности позволила выделить способы ускоренного обучения детей, что является необходимым условием экспресс обучения описанного в гл.3.

Ценность и актуальность работы обусловлена следующими фактами:

o Дана строгая формулировка закономерности информационного обмена в дидактической системе "преподаватель - учащийся - компьютер".

o Сформулированы условия эффективности ИТ в обучении, и необходимость их применения.

o Сформулированы специальные дидактические принципы, связанные с применением новых технологий в учебном процессе (информационной гуманности, мультимедийности и метапредметности ИТ).

o выявленные закономерности могут использоваться при разработке планов компьютеризации школ и правил применения компьютеров в школе.


Глава 1. Проблемы эффективного использования ИТ в образовательном процессе

Схема анализа занятия ЭО

 

Социально-экономическая ситуация в нашей стране в последнее время несколько изменила заказ системе образования на обученность выпускника школы. Конкурентоспособными на рынке труда становятся те выпускники, которые не только обладают не те выпускники, которые обладают конкретным багажом знаний естественнонаучных и гуманитарных предметов, сколько способные эти знания получать, способные ориентироваться в конкретных и изменяющихся обстоятельствах, ставить и решать жизненные задачи, анализировать собственный опыт. Становится важным учить этим способностям детей, приспосабливаясь к существующим обстоятельствам, системе школьного образования в рамках обычных уроков. В условиях развития экспериментальной педагогической работы в Детском доме-школе становится необходимым формулировать новые требования качества уроков. Эти требования, с одной стороны, должны содержательно отражать пространство собственных действий детей на уроке, с другой стороны, быть критериально оформлены. Предлагаемая схема анализа урока, инструментально полезна самому учителю при подготовке и анализе уроков.

Базовым принципом анализа принято появление развития отношений сотрудничества на уроке между детьми и взрослыми, в отличие от стандартного подхода к анализу урока (предметно-методическом), в предлагаемом варианте главным становится не то, каким образом передаются знания, а то, каким образом организуется педагогическая ситуация, что бы эти дети могли брать.

Анализ урока приводится, как непосредственное наблюдение за работой учителя по разработанной схеме, а затем обсуждение урока с учителем и пояснение того, как и за что были выставлены баллы. Обсуждается, как можно было бы построить урок для получения более высокой оценки и повышения его качества.

Разработаны такие части анализа урока:

o Формы детской активности

o Образ учителя на уроке (основывается на двух разных способах исследования - анкетирование детей и непосредственное наблюдение за работой учителя на уроке)

o Работа с детьми, "выпадающими" из общей работы

o Структуры взаимоотношений на уроке

В каждой части анализа разработана система коэффициентов, или баллов, общая сумма которых показывает успешность учителя в развитии человеческих и коллегиальных отношений на уроке. Конечно, нельзя назвать эту оценку деятельности учителя окончательной. Веса знаний каждой группы часто не сравнимы, но, анализируя работу учителей Детского дома, я заметил устойчивую корреляцию между получением высокой суммы баллов по оценочной шкале ЭО и любовью учеников к учителю и предмету. Не стоит проделывать сложный процесс анализа каждого учителя, если можно просто посмотреть, как к его уроку относятся дети. Во-первых, корреляция еще не идентичность, а во-вторых, предъявляя учителю чёткую и формализованную схему анализа, мы помогаем ему выстроить приоритеты для своей деятельности на уроке.


Глава 4. Практическое использование ПЭОС на базе метода ЭО (предмет математика)

Заключение

 

На данном этапе инноваций образования за счёт использования ИТ программные электронные обучающие средства находят применение в индивидуальном обучении. Выполненная работа носит исследовательский характер. Педагогический эксперимент показал, что один из наиболее элементарных и распространенных ПЭОС отвечает всем требованием индивидуальной формы обучения. Тем самым позволяет избавиться от основной проблемы стандартизации учебной деятельности. Сформулированные нами гипотезы относительно эффективности и интенсивности подтвердились.

Различные ПЭОС могут найти применение в школе, как инструментарий для ликвидации пробелов знаний учащихся, что заметно упростит работу учителя. По крайней мере, ему не надо будет вести индивидуальную работу на уроке c отстающими учениками.

Данная работа еще раз показала, что разработки применения ПЭОС, должны касаться в большей степени содержания образования. Это доказывают и приведённые исследования по структуре использования ИТ, показывающие значимость их реализации в интерактивном режиме.

Так же важно отметить, что представленная работа содержит описание комплексной схемы интегрирующей учебную деятельность за счет использования компьютера и программных электронных обучающих средств. Продолжением данной темы могут являться методические разработки способов переноса описанного теоретического содержания на другие образовательные формы с учетом полученного опыта.

К сожалению, в моей работе не показаны все возможности компьютера, как нового педагогического средства, но математики является такой дисциплиной, в которой трудно представить основные понятия в привлекательно-наглядной форме. Можно предположить, что более широкий обзор ПЭОС, либо выбор более строгих критериев и отбора позволяет расширить возможности оптимизации учебного процесса при изучении математики..

Я считаю, что эти попытки должны быть приняты индивидуально по отношению к любой учебной организации. Пример на базе метода экспресс обучения детского дома-школы №59 г. Красноярска лишь один из вариантов.


Литература

 

1) Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы /Ш.А. Алимов и др. - 2-е издание - М.: Просвещение, 1994.- 139с.

2) Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович - 1-е издание - М.: Мнемозина, 1999. - 97с.

)   Ашхотов О., Здравомыслов М. Компьютерные технологии в образовании /Высшее образование в России. - 1996. №3. - 118с.

)   Лернер И.Я. Процесс информационного обучения /ИНФО. - 1996. - №1. - 180с.

)   Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новый информационных технологий. - М.: информатика, 1995. - 120с.

)   Ершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 64с.

)   Демушкин А.С., Кириллов А.И. и др. Компьютерные обучающие программы /ИНФО. - 1995. - №3. - 22с.

)   Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань.: 1999. - 364с.

)   Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика. - 1994. - 40с.

)   Лендев В.С. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы. - М.: Высш. шк., 1999. - 224с.

)   Лернер И.Я. Процесс информационного обучения и его закономерности. - М.: Высш. шк., 1990. - 70с.

)   Маслова Г.Г. Конструирование учебника математики /пробл. школьн. учебн., - Вып.5. - 1979. - 212с.

)   Машбиц Е.И. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986 - 80с.

)   Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации образования. - М.: Педагогика. - 1988. - 192с.

)   Назарова Т.С., Палат Е.С., Средства обучения: технология создания и использование. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204с.

)   Романюк Е.С. "Инновационный подход к технологиям информационного обмена в дидактической системе: «Учитель - компьютер - учащийся»". Курсовая работа за 4-й курс. - КГУ: На правах рукописи, 2002.

)   Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989. - 220с.

)   Стариченко Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий. - Екатеринбург: Аспект-пресс, 1999. - 25с.

)   Фёдоров Б.И., Джалишвили З.О. Логика компьютерного диалога. - М.: Онега, 1994. - 240с.

)   Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Педагогика, 1967. - 280с.

)   Христочевский С.А. Основы информатики и вычислительной техники. - 2-е изд. - М.: ИНФО. - 2000. - 169с.

Введение

 

До появления компьютеров общество не обладало средствами, способными придать процессу обучения естественный, ненормализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепции обучения речи быть не могло. В отличие от многих специалистов, пытающих превратить компьютер из "средства" в "цель" (именно этот процесс характеризует быстро растущее число используемых в учебных заведениях компьютеров). Для нас компьютер - это лишь инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) может быть интересным, более простым, а получаемые знания, навыки более глубокими и обобщенными. В основе предложенной работы лежит естественное любопытство детей и исследование средств для удовлетворения этого любопытства. Оно базируется на подходах, при которых на компьютер переносятся функции учителя, или учебника. Основа её в концепции микромиров, представляющих собой, по сути дела, некоторые модели реального мира, которые с той, или иной степенью детализации творит сам ребенок. Большая часть этой работы посвящена выработке представлений в роли компьютера. Трудно представить себе компьютеры будущего, не перенося на них достоинства и недостатки компьютеров наших дней. И это высказывание становится особенно верным, когда мы начинаем воображать, как компьютеры могут вторгнуться в систему образования. Развиваемое мной представление об отношениях между детьми и компьютерами опережают то, что обычно делается в школе. Объектом исследования является инновационный подход школьного образовательного процесса.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты решения вопросов инновационного подхода образовательного процесса в школе на основе информационных технологий (ИТ).

Цель работы - разработка общих теоретических подходов инновационных методов школьного образовательного процесса и определить роль новых ИТ в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

o При использовании компьютера оптимизируется эффективность и интенсивность учебных знаний.

o Повышение компьютерной грамотности и культуры учащихся детского дома.

o Усиление мотивации в обучении математике.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

o Изучить различные подходы использования ИТ в учебной деятельности.

o Проанализировать процессы получения и усвоения знаний, с помощью ИТ.

o Исследовать дидактические возможности оптимизации учебного процесса за счёт применения ИТ.

Во многих современных школах в фразу "обучение с помощью компьютера" вкладывается такой смысл: "компьютер обучает ребёнка". Можно сказать и так: "компьютер используется, что бы программировать ребёнка". На мой взгляд, ребёнок программирует компьютер и не только овладевает частичкой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а так же к искусству интеллектуального моделирования.

В моей работе компьютер - это технический Протей. Его сущность - в его универсальности и в способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов.

Так же в данной работе проведён критический анализ некоторых программных средств по математике, с целью выявить недостатки предложенных и используемых методов работы с ними (§1.4).

В связи с поставленными проблемами я провел работу, представляющую собой попытку применения теоретического содержания моего исследования с использованием электронной программы "Advanced Grapher" (конструктор графиков функций), на базе экспресс-метода Детского дома-школы №59 города Красноярска (гл. 4).

Технологии и подходы, описанные в (гл.2), действительно показали оптимизацию процесса обучения за счет организации индивидуальной работы, т.е. это позволило сделать гибкой саму классно-урочную форму образовательного процесса. Детям представился выбор оптимального порядка и способа изучения материала. В процессе учебы у них формировалось не механическое, а понятийное уяснение содержания математических тем. Так же следует отметить усиление учебной мотивации у детей и формирование опыта субъектного отношения к собственной учебной работе.

Данная форма учебной деятельности позволила выделить способы ускоренного обучения детей, что является необходимым условием экспресс обучения описанного в гл.3.

Ценность и актуальность работы обусловлена следующими фактами:

o Дана строгая формулировка закономерности информационного обмена в дидактической системе "преподаватель - учащийся - компьютер".

o Сформулированы условия эффективности ИТ в обучении, и необходимость их применения.

o Сформулированы специальные дидактические принципы, связанные с применением новых технологий в учебном процессе (информационной гуманности, мультимедийности и метапредметности ИТ).

o выявленные закономерности могут использоваться при разработке планов компьютеризации школ и правил применения компьютеров в школе.


Глава 1. Проблемы эффективного использования ИТ в образовательном процессе

Актуальность проблемы исследования

 

Осознание людьми роли и значения информации и информационных процессов в социальном прогрессе, появление новых технологий обработки информации и телекоммуникации на основе компьютерной техники привело к изменению заказа в системе образования со стороны общества. Образованность в ее современном понимании предполагает методологически гибкий, проектно-ориентированный интеллект, способность к коммуникации позитивного типа, сформированной установки на социальную ответственность. Образование должно развивать самостоятельность и критичность ума нового гражданина, готовность и умение преодолевать трудности, способность и желание к самообразованию в течение всей жизни. Данный социальный заказ требует отхода от существующей парадигмы образования, ориентированной на усвоение некоторой суммы научных, однозначно интерпретируемых знаний и стереотипов поведения, которые считаются главной задачей развития личности человека и использование индивидуальных качеств человека обеспечит процветание общества в целом.

Образование является информационной системой, от которой в значительной мере зависит прогресс человечества, а также отдельных государств и сообществ. В то же время, применение новых ИТ в образовании катастрофически отстают от их использования в иных сферах деятельности современного общества - производстве, бизнесе, науке. Во многом это связано с непониманием педагогическими кадрами тех преимуществ, которые может обеспечить применение новых ИТ в учебном процессе. Противоречие между необходимостью совершенствования деятельности школы и отсутствие научно-обоснованных подходов, устанавливающих причины, границы педагогической целесообразности и условия применения новых ИТ в учебном процессе, обуславливает актуальность научной проблемы настоящего исследования.

Анализ процесса компьютеризации отечественной системы образования выявляет следующие его особенности:

1) несмотря на отсутствие федеральных планов по насыщению школ компьютерной техникой, ее относительная дешевизна и доступность, с одной стороны, и усилия местных органов образования и администрации учебных заведений, с другой стороны, привели к тому, что многие школы располагают техникой, достаточной по уровню для разворачивания различных аспектов образовательных ИТ;

2) использование компьютеров в работе с учащимися в основном ориентировано на курс «Основы информатики и вычислительной техники» или сопутствующие ему курсы. Происходит непрерывное совершенствование методологических подходов и содержания курса ОИВТ, приведение его в соответствие с современным пониманием информационной картины мира и уровнем развития ИТ;

3) до сих пор отсутствуют общепринятые дидактические принципы, которые могли бы составить фундамент педагогической теории компьютеризированного обучения. Помимо этого, в большинстве исследований показываются те или иные преимущества новых ИТ, которые только могли бы состояться; механизмы же их внедрения в практику, как правило, остаются вне рамок обсуждения. Без должного теоретического основания практика использования современных ИТ обучения в массовой школе имеет бессистемный, спорадический характер и реализуется в силу понимания проблемы отдельными энтузиастами-педагогами и администраторами. Подавляющее большинство школьных учителей не готовы к использованию компьютерных технологий в своей деятельности;

4) таким образом, усматривается ряд противоречий процесса компьютеризации школ, приводящих, в конечном счете, к невозможности школы соответствовать современному социальному заказу. К ним следует отнести противоречия между:

· необходимостью радикального улучшения школьного учебного процесса по многим направлениям и отсутствием методологических подходов к решению задачи многокритериальной оптимизации деятельности школы;

· технической готовностью многих школ к использованию новых ИТ и отсутствием понимания педагогами-практиками их дидактических основ, необходимости и неизбежности широкого и комплексного применения новых технологий в школе;

· необходимостью перехода обучения и управления в школе на новые технологии и отсутствием механизма подобного перехода от существующих методов;

· неподготовленностью школьных педагогических кадров к применению новых ИТ в своей профессиональной деятельности и отсутствием системы такой подготовки в вузах с педагогическими специальностями.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловило актуальность темы моего исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.009 с.)