Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Технологии и подходы практического применения информационных технологийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§2.1 Информационные аспекты теории образовательных систем
Система образования в целом представляет собой совокупность многочисленных элементов, сторон и отношений, взаимодействие которых определяется внутренними и внешними факторами. В связи с этим следует использовать системный подход в качестве общего принципа при анализе учебного процесса в целом и при построении каких-либо концепций, или моделей. Структура образования может быть представлена в виде совокупности образовательных систем разного уровня. В работе предлагается модель с тремя структурными уровням - система образования, педагогическая система и дидактическая система. Принимается следующая последовательность определений: Дидактическая система (система обучения) - объединение учащихся и педагога, взаимодействий между ними, а так же используемых методов и средств обучения. Эта система является начальным уровнем при организации образовательного процесса, в ней можно выделить две составляющие информационного взаимодействия: передача - получение знаний (учебной информации) и управление ходом усвоения знаний. Большинство дидактических систем не обладают свойством организационной достаточности, и поэтому функционирует в рамках следующей более высокой системы - педагогической, являясь её подсистемой. В качестве целей функционирования системы выступают цели освоения учебных программ, они же определяют содержательную сторону информационных процессов в системе. Педагогическая система- совокупность всех систем в составе любого учебного заведения. Система образования - совокупность всех педагогических систем в масштабах комплекса образовательных задач в интересах общества. Система образования, в целом, представляет собой высший уровень системности в образовании. Общим для всех уровней системности выступает то, что образовательные цели и задачи должны формироваться вне систем или быть для них фактором внешнего воздействия. [10] Информационный анализ начат с обсуждения информационных аспектов учения. С точки зрения когнитивной психологии человеческий мозг можно рассматривать в качестве сложной информационной системы, которая непрерывно занята приёмом, переработкой, хранением, извлечением и воспроизведением информации, а так же управлением различными процессами в организме. Сущность обучения человека состоит в усвоении им методов: o получения информации, соответствующей заданному уровню обучения; o обработки этой информации по определённым правилам и включение в тезаурус (особые правила); o достаточно долгого хранения освоенной информации; o точного и эффективного воспроизведения и своевременного применения знаний; Понимание особенности данных процессов позволяет выделить те элементы учебного процесса, для оптимизации которых требуется учёт индивидуальных информационных характеристик учащегося. К ним отнесены: форма представления информации, объём и темпы её передачи, мотивация обучения, объём тренажа и количество повторений, непосредственный объём памяти. Степень учёта перечисленных факторов может служить мерой результата учебного процесса. [13] Главный фактор, приводящий к низкий результативности обучения в большой группе (§1.3), есть несоответствие между объёмом суммарных информационных запросов учащихся и информационной пропускной способностью учителя. Единственным возможным для массовой школы вариантом преодоления этого несоответствия оказывается использование компьютерной техники в качестве средства обучения, что переводит применение новых ИТ в учебном процессе из категории желательных, или модных в категорию необходимых и неизбежных. Рассмотрение возможных вариантов управления данной дидактической системой позволяет выделить для "безмашинного" обучения четыре базовых системы: "репетиторская", "малая группа", "большая группа" и "разомкнутая группа" (приложение 1). Системы образуют непрерывный спектр; основным критерием принадлежности к той, или иной системе оказывается количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя. Рассмотрение особенностей информационного обмена в выделенных дидактических системах позволит сформулировать возможность достижения поставленных целей обучения. Данный принцип носит прогностический и измерительный характер, поскольку при его нарушении, улучшение качественных показателей учебного процесса не может быть достигнуто ни какими оптимизационными мерами. Таким образом, в исследовании показано, что трудности, и недостатки школьного обучения являются следствием объективных законов информатики; преодоление недостатков и радикальное повышение результативности функционирования системы возможно только при изменении технологических основ обучения. [3] Это послужило основанием для следующей формулировки общей задачи оптимизации учебного процесса: предложить меры содержательного, функционального и организационного характера, сочетание которых на всех уровнях образовательной системы привели бы к достижению максимальной результативности и эффективности. В исследовании обосновывается общая методология решения данной задачи, которая представлена рядом положений: o вводятся единые глобальные критерии оптимизации - результативность и эффективность учебного процесса, определяющиеся долей усвоенных знаний, по отношению к требуемым, согласно поставленной цели или уровнем остаточных знаний. o из общей задачи выделяются те частные, которые могут решаться, не зависимо от других, причём их решение заведомо не ухудшает никаких иных показателей (например, условия воспитательной работы, развитие личности и пр.). К ним, в первую очередь, могут быть отнесены меры по повышению информатизации учебного процесса. o типовые инновационные задачи классифицируются: содержательные, функциональные и организационные. Это позволяет конкретизировать возможный круг задач и соответствующих мер, относящихся к компетенции учителя. o Отбор оптимального содержания школьной подготовки должен производиться вне рамок школьного образования и, следовательно, не должен включаться в общую задачу. [18]
§2.2 Компьютеризация, как средство оптимизации образовательного процесса
Обоснованы следующие определения: Информационные технологии образования - совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательных процессов, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятых образовательных целей массой учащихся. Информационные технологии обучения - это совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств и технологии педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения. Программно-методический комплекс - совокупность программ учебного назначения, индивидуальных материалов для учащихся и методических указаний для преподавателя, обеспечивающих систематическое использование элементов компьютерных технологий при освоении всей учебной дисциплины или больших ее блоков. Рассмотрение тенденции развития компьютерных образовательных технологий позволяет отнести к важнейшим из них широкое использование учебных мультимедиа-продуктов, а также доступ к информации посредством глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сетей Интернет. Представляется важной нацеленность компьютерных технологий на решение главной задачи современного образования - обеспечение развития личности учащегося и удовлетворение его индивидуальных познавательных интересов. Наиболее перспективным следует считать комплексный подход к компьютеризации, предполагающий создание единой школьной программационной сети, обеспечивающей. Как потребности учебного процесса, так и решение задач управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.006 с.) |