Особенности организации учебной деятельности с использованием ПЭОС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебной деятельности с использованием ПЭОС



 

Среди требований, предъявляемых ПЭОС ведущим требованием можно считать интерактивность обучения. Интерактивность в переводе с английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Интерактивность ПЭОС означает, что пользователю - учащемуся предоставляется возможность активного взаимодействия с программным средством. [8]

В работе Федорова Б.И. [20] показано, что обучающий диалог - это не просто обмен информацией; целью обучающего диалога является выработка у обучаемого наиболее полного и адекватного знания объекта обсуждаемого диалога. Воронина Т.П. [5] анализирует другой аспект организации учебного диалога: рассмотрены различные уровни взаимодействия обучающего и обучаемого в процессе диалога. Диалог учителя с учениками - это вопрошающе-отвечающий акт. В этом случае вопрос формируется учителем, ученик отвечает, учитель оценивает ответ в присутствии других учеников. Недостатком такого диалога является то, что ученик, опасаясь неправильного ответа, как правило, старается уклониться от обсуждения.

Диалог учителя с одним обучающимся - это взаимодействие, в котором обучающий признаёт нехватку своих знаний, воспринимает учителя, как обладающего большим знанием, высказывает намерение преодолеть различие в знаниях. Оптимальным при работе с ПЭОС я считаю второй уровень взаимодействия, соответствующий диалогу учителя с одним обучающимся.

Глубинным аспектом, сущностью интерактивного учебного диалога является то, что через него реализуется автоматизирование управления процессом обучения. Использование данного средства даёт возможность более гибкого и более эффективного и более гибкого управления процессом обучения. ПЭОС моделирует обучающую деятельность педагога, создаёт условия для учебной деятельности учащегося, осуществляет контроль и управления данной деятельностью [8] (рис.1).

 

Рис. 1

 

На рис.1 выделены следующие структурные компоненты интерактивного процесса обучения: содержание учебной дисциплины (теоретический материал), формирование обучающего воздействия, учебная деятельность учащихся, контроль учебной деятельности учащихся, оценка результатов учащихся, обратная связь.

Формирование обучающих воздействий осуществляется в соответствии с теоретическим материалом данной учебной дисциплины. Обучающие воздействия могут представлять собой изложение нового учебного материала, иметь вид учебных и практических заданий и задач, примеров, упражнений, а так же методических указаний, подсказок и т.п. учебная деятельность учащегося заключается в восприятии, осмыслении, запоминании учебного материала, применении знаний на практике выполнения заданий, в повторении учебного материала. Отличительной особенностью данного процесса является то, что в нём не реализуется автоматический контроль над учебной деятельностью. Результаты контроля учитываются при оценивании уровня знаний учащихся и, кроме того, являются предпосылкой для формирования последующих обучающих воздействий. Таким образом, следующей отличительной особенностью интерактивного процесса обучения является возможность оперативной корректировки обучающих воздействий на основе обратной связи, в зависимости от уровня знаний конкретного учащегося, от количества допущенных ошибок, от его запросов и т.п. При традиционной технологии обучения у преподавателей нет возможности для оперативного контроля знаний и корректировки учебной деятельности каждого конкретного учащегося. Иными словами, интерактивный процесс обучения повышает оперативность и качество управления учебной деятельностью учащихся.

Основным видом обучающих воздействий являются всевозможные учебные практические задания и задачи. В работе Машбиц [14] приведено следующее критическое замечание "… разработчики обучающих систем часто игнорируют связь решения учебной задачи с достижением учебной цели. Во многих обучающих системах управление учебной деятельностью, в первую очередь, обеспечивает правильное решение задачи, а образовательная значимость такого решения, то есть продвижение к достижению учебных целей, опускается из виду". Такое явление происходит не случайно. Дело в том, что ПЭОС гораздо легче самой правильно решить задачу и проверить результаты, полученные учащимся, чем обучить обучающегося способу решения, помочь ему найти рациональную траекторию продвижения к учебной цели. Для решения поставленной проблемы Зайнутдинова Л.Х. предлагает проектировать основные компоненты интерактивного диалога системно, с учётом их взаимосвязи. В этом плане основными компонентами интерактивного учебного диалога можно считать обучающее воздействие, соответствующий ему фрагмент учебной деятельности учащегося, контроль исполнения данного фрагмента и корректировку обучающего воздействия в соответствии с результатами контроля, то есть - обратная связь. Для реализации системного подхода к проектированию учебного интерактивного диалога необходимо правильно определить такой объём учебной деятельности учащегося, которому будет соответствовать определённое обучающее воздействие, и результаты которого можно будет проконтролировать средствами ПЭОС. Иными словами, надо правильно определить шаг обучения. Понятие шага не является однозначным: "за шаг обучения должна быть принята учебная деятельность учащегося, выполняемая без контроля (без обратной связи) за входящими в неё элементами, то есть - деятельность, принимаемая за элементарную операцию". [15]

Структура интерактивного учебного диалога, представленная на рис.1, является имплицитной (подразумеваемая, невыраженная). В связи с этим, в отличие от технических средств управления обратная связь не может быть выделена в виде автономного блока и должна рассматриваться во взаимосвязи с остальными структурными компонентами. "Обратная связь должна способствовать формированию обучающих воздействий с учётом результатов контроля учебной деятельности". [8]

Если действия учащегося правильные, тот подтверждение этого факта по обратной связи даёт возможность перехода к очередному, соответствующему запланированной стратегии обучения, основному обучающему воздействию. При неправильном ответе учащегося, на основе обратной связи должно быть сформировано корректировочное обучающее воздействие. Учащийся должен быть оповещён о совершенной ошибке, ему должна быть предоставлена возможность новых действий для получения правильного результата. Зайнутдинова Л.Х. [8] различает три уровня обратной связи.

Первый уровень обратной связи - это констатация неправильного результата решения без анализа допущенной ошибки и без выдачи каких-либо рекомендаций. математика электронный экспресс обучение

Второй уровень это констатация неправильного результата решения без анализа допущенной ошибки, но с выдачей рекомендаций общего характера. Соответствующий этому уровню обратной связи интерактивный учебный диалог назван в работе Машбица псевдо диалогом: "Он создаёт иллюзию общения. Образовательный эффект его незначителен. В диалоге такого сообщения компьютер выполняет функцию так называемой стимулирующей подсказки, но не содержащей никаких сведений по решению конкретной задачи, он подбадривает ученика. Злоупотребление таким диалогом моет привести к нежелательному эффекту - негативное отношение учащихся к обучению с помощью компьютера". [13]

Третий уровень обратной связи - констатация неправильного результата, решение и выдача конкретных рекомендаций для получения правильного результата, а в ряду случаев еще и анализ допущенной ошибки. Сообщения обратной связи конкретизируются, они помогают учащемуся усвоить пройденный материал. Педагогическая эффективность данного учебного диалога наиболее высокая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.005 с.)