Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы компьютерного обучения как необходимое условие системы взаимодействия

Поиск

Использование новых информационных технологий не только не противоречит принципам классической дидактики, а напротив, именно они позволяют дидактическим принципам воплотиться в практике не в виде тенденций и пожеланий, а на уровне конкретных элементов учебного процесса. Наряду с классическими принципами компьютерные технологии привносят в обучение и некие новые элементы и закономерности, не проявлявшиеся или не имевшие возможности проявиться ранее. Эти закономерности сформулированы в виде дидактических принципов компьютерного обучения.

Принцип информационной гуманности: все элементы процесса обучения должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности учащегося. Элементы учебного процесса должны обладать адаптивностью к индивидуальным особенностям учащегося по форме, объему и темпу представления информации. Способы применения новых информационных технологий в обучении должны определяться возрастными, физиологическими и умственными возможностями учащихся. Это можно назвать также дружественностью среды обучения по отношению к обучаемому.

Принцип мультимедийности: обучение должно быть мультимедийно. При этом мультимедийность понимается в двух аспектах: в "узком" - как комплексность по форме представления информации и в "широком" - как комплексность содержания информации. Объединение в учебных программах визуальной и звуковой форм представления информации в значительной мере повышает наглядность и выразительность учебной информации и тем самым расширяет канал связи, по которому информация поступает к учащемуся, что ведет к увеличению его общей пропускной способности. Мультимедийность содержания отражает одно из наиболее заметных явлений современной жизни - взаимопроникновение и слияние различных ветвей человеческой деятельности, синтез самых различных знаний и практик.

Принцип метапредметности информационных технологий: приоритетным в содержании обучения должно быть акцентирование внимания учащихся на способах представления и обработки информации в данной учебной дисциплине; при этом предпочтение должно отдаваться универсальным способам и формам. Современные компьютерные технологии - это не частные навыки применения каких-то программ. Они являются практическим выражением, используя термин А.П.Ершова, общих «правил целеустремленной деятельности» человека, т.е. универсальных способов и приемов представления, поиска и обработки информации. Эти способы проявляются и используются не только при работе с компьютерными системами и документами, а в любых задачах, связанных с обработкой информации, и в частности в задачах обучения. При этом в разных учебных дисциплинах можно усмотреть единые методы представления и обработки информации, что и дает основание вести речь о метапредметности информационных технологий, включающей, как показано в исследовании, два аспекта: понятийно-операционный и инструментальный.

Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения устраняет главный источник несовершенства процесса обучения в массовой школе, обусловленный, как было показано выше, несоответствием информационных возможностей учителя объему информационных запросов учащихся. Показано, что оптимизация усвоения информации в учебном процессе основывается на преимуществах компьютерных технологий решения проблем обучения по сравнению с традиционными методами. К ним отнесены:

o практическая реализация требований информационной гуманности по отношению к учащемуся, что проявляется в возможной адаптации элементов новых технологий к индивидуальным информационным особенностям учащегося по объему и скорости передачи учебной информации, характеру ее представления, количеству повторений;

o положительная мотивация обучения, которая достигается за счет роста заинтересованности учащегося в ходе и результатах учебного процесса, психологического комфорта при обучении вследствие его индивидуализации; внешняя мотивация создается регулярным контролем за ходом обучения, объективностью его результатов, возможностью улучшить показатели; компьютеризированное обучение ориентировано на создание для учащегося ситуации успеха;

o высокая познавательная активность учащегося в процессе учебной работы с компьютером, развитие исследовательских и аналитических навыков; рост возможности самореализации учащегося в учении;

o возможность осуществления тренажа, достаточного по количеству повторений и разнообразию заданий для выработки умений и даже навыков; важнейшим положительным моментом является немедленная (не отложенная во времени) реакция компьютерной системы на действия учащегося, возможность их анализа и выдача рекомендаций относительно последующих шагов;

o возможность организации педагогических измерений на всех этапах обучения с регулярным и массовым характером контроля и объективной и немедленной оценкой деятельности учащегося; возможность использования рейтинговых и иных шкал, методов прогнозирования, презентативных методов оценки знаний учащихся, требующих объемной статистической обработки;

o возможность коррекции хода обучения на основании объективных результатов текущего контроля; рекомендации по осуществлению корректирующих действий может выдавать преподаватель, компьютерная система или сам учащийся; время для коррекции выделяется за счет более рационального использования учебного времени, отводимого на изучение темы;

o возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга (объема памяти, внимания, аналитических способностей и др.) посредством соответствующих тренажеров и игр;

o возможность практической организации регулярного мониторинга индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся с целью отслеживания динамики изменений и осуществления адекватного управления обучением и воспитанием индивида;

o доступ к дополнительным (помимо учебника) информационным ресурсам; информационная демократия, состоящая в уменьшении зависимости учащегося от преподавателя как источника информации и в возможности получения одинаково хорошего образования, независимо от места расположения школы.

Использование любого из перечисленных элементов или их комбинации, как показывают научные исследования и опыт практической компьютеризации учебного процесса, ведет к повышению результативности обучения, и, следовательно, они могут применяться как локальные оптимизационные меры без опасения ухудшения каких-либо иных факторов (показателей), например условий формирования и развития личности учащегося.

Перечисленные оптимизационные меры могут быть практически реализованы при выполнении определённых условий:

o Наличие компьютерной техники современного уровня

o Доступность техники во время учебных занятий

o Наличие методического и программного обеспечения

o Готовность учителей-предметников к применению новых технологий

Анализ практического опыта использования ИТ в обучении изучение подходов отечественных и зарубежных исследователей привели к построению модели перехода от традиционных методов обучения к компьютеризированным. ([3, 6, 7, 12])

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.008 с.)