Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы компьютерного обучения как необходимое условие системы взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Использование новых информационных технологий не только не противоречит принципам классической дидактики, а напротив, именно они позволяют дидактическим принципам воплотиться в практике не в виде тенденций и пожеланий, а на уровне конкретных элементов учебного процесса. Наряду с классическими принципами компьютерные технологии привносят в обучение и некие новые элементы и закономерности, не проявлявшиеся или не имевшие возможности проявиться ранее. Эти закономерности сформулированы в виде дидактических принципов компьютерного обучения. Принцип информационной гуманности: все элементы процесса обучения должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности учащегося. Элементы учебного процесса должны обладать адаптивностью к индивидуальным особенностям учащегося по форме, объему и темпу представления информации. Способы применения новых информационных технологий в обучении должны определяться возрастными, физиологическими и умственными возможностями учащихся. Это можно назвать также дружественностью среды обучения по отношению к обучаемому. Принцип мультимедийности: обучение должно быть мультимедийно. При этом мультимедийность понимается в двух аспектах: в "узком" - как комплексность по форме представления информации и в "широком" - как комплексность содержания информации. Объединение в учебных программах визуальной и звуковой форм представления информации в значительной мере повышает наглядность и выразительность учебной информации и тем самым расширяет канал связи, по которому информация поступает к учащемуся, что ведет к увеличению его общей пропускной способности. Мультимедийность содержания отражает одно из наиболее заметных явлений современной жизни - взаимопроникновение и слияние различных ветвей человеческой деятельности, синтез самых различных знаний и практик. Принцип метапредметности информационных технологий: приоритетным в содержании обучения должно быть акцентирование внимания учащихся на способах представления и обработки информации в данной учебной дисциплине; при этом предпочтение должно отдаваться универсальным способам и формам. Современные компьютерные технологии - это не частные навыки применения каких-то программ. Они являются практическим выражением, используя термин А.П.Ершова, общих «правил целеустремленной деятельности» человека, т.е. универсальных способов и приемов представления, поиска и обработки информации. Эти способы проявляются и используются не только при работе с компьютерными системами и документами, а в любых задачах, связанных с обработкой информации, и в частности в задачах обучения. При этом в разных учебных дисциплинах можно усмотреть единые методы представления и обработки информации, что и дает основание вести речь о метапредметности информационных технологий, включающей, как показано в исследовании, два аспекта: понятийно-операционный и инструментальный. Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения устраняет главный источник несовершенства процесса обучения в массовой школе, обусловленный, как было показано выше, несоответствием информационных возможностей учителя объему информационных запросов учащихся. Показано, что оптимизация усвоения информации в учебном процессе основывается на преимуществах компьютерных технологий решения проблем обучения по сравнению с традиционными методами. К ним отнесены: o практическая реализация требований информационной гуманности по отношению к учащемуся, что проявляется в возможной адаптации элементов новых технологий к индивидуальным информационным особенностям учащегося по объему и скорости передачи учебной информации, характеру ее представления, количеству повторений; o положительная мотивация обучения, которая достигается за счет роста заинтересованности учащегося в ходе и результатах учебного процесса, психологического комфорта при обучении вследствие его индивидуализации; внешняя мотивация создается регулярным контролем за ходом обучения, объективностью его результатов, возможностью улучшить показатели; компьютеризированное обучение ориентировано на создание для учащегося ситуации успеха; o высокая познавательная активность учащегося в процессе учебной работы с компьютером, развитие исследовательских и аналитических навыков; рост возможности самореализации учащегося в учении; o возможность осуществления тренажа, достаточного по количеству повторений и разнообразию заданий для выработки умений и даже навыков; важнейшим положительным моментом является немедленная (не отложенная во времени) реакция компьютерной системы на действия учащегося, возможность их анализа и выдача рекомендаций относительно последующих шагов; o возможность организации педагогических измерений на всех этапах обучения с регулярным и массовым характером контроля и объективной и немедленной оценкой деятельности учащегося; возможность использования рейтинговых и иных шкал, методов прогнозирования, презентативных методов оценки знаний учащихся, требующих объемной статистической обработки; o возможность коррекции хода обучения на основании объективных результатов текущего контроля; рекомендации по осуществлению корректирующих действий может выдавать преподаватель, компьютерная система или сам учащийся; время для коррекции выделяется за счет более рационального использования учебного времени, отводимого на изучение темы; o возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга (объема памяти, внимания, аналитических способностей и др.) посредством соответствующих тренажеров и игр; o возможность практической организации регулярного мониторинга индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся с целью отслеживания динамики изменений и осуществления адекватного управления обучением и воспитанием индивида; o доступ к дополнительным (помимо учебника) информационным ресурсам; информационная демократия, состоящая в уменьшении зависимости учащегося от преподавателя как источника информации и в возможности получения одинаково хорошего образования, независимо от места расположения школы. Использование любого из перечисленных элементов или их комбинации, как показывают научные исследования и опыт практической компьютеризации учебного процесса, ведет к повышению результативности обучения, и, следовательно, они могут применяться как локальные оптимизационные меры без опасения ухудшения каких-либо иных факторов (показателей), например условий формирования и развития личности учащегося. Перечисленные оптимизационные меры могут быть практически реализованы при выполнении определённых условий: o Наличие компьютерной техники современного уровня o Доступность техники во время учебных занятий o Наличие методического и программного обеспечения o Готовность учителей-предметников к применению новых технологий Анализ практического опыта использования ИТ в обучении изучение подходов отечественных и зарубежных исследователей привели к построению модели перехода от традиционных методов обучения к компьютеризированным. ([3, 6, 7, 12])
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.008 с.) |