Практическая проблема использования ИТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая проблема использования ИТ



 

Данная форма проблемы, есть отсутствие понимания влияния компьютера на способы мышления и учения детей. Необходимо чётко осознать различия между двумя путями использования компьютеров:

o Обогащение с помощью компьютера мышления детей.

o Изменение стереотипов в освоении знаний.

Существование компьютера обогащает умственную деятельность не только технически, но и более существенным образом, концептуально влияя на мышление детей. Компьютеры порождают плодотворные идеи и начинают изменять культуру, помогая детям выработать новое отношение к знанию и преодолеть границы, разделяющие гуманитарные и естественные науки. Использование компьютеров может изменить современные представления о возрасте, поставить под сомнение общепринятые постулаты возрастной и дифференциальной психологии, а так же наше представление о формировании установок.

Вопрос, ставящий перед собой С. Пейперт [17] гласит: "Будут ли персональные компьютеры, в которых они используются, разрабатываться только "технической" интеллигенцией, или же мы сумеем создать интеллектуальную среду, в которой дети, пока еще ощущающие себя гуманитариями, будут вовлечены в процесс создания культуры компьютеризации, а не отчуждены от него".

В данном случае я отмечаю две основополагающие идеи, которые часто остаются за кадром при любой генерации ИТ во многих работах:

Первая, состоит в утверждении, что любое общение ребёнка с компьютером есть естественный процесс научения.

Вторая, состоит в утверждении, что научение общению с компьютером позволит изменить и другие формы учения.

Я позаимствую у Жана Пиаже [21] образ ребёнка, как зодчего, возводящего структуры собственного интеллекта. Дети, по-видимому, от рождения одарены способностью к учению и задолго до школы осваивают огромный объём знаний, благодаря процессу, который я называю "учением по Пиаже" или "научение без обучения". Например, дети учатся говорить, интуитивно осваивая геометрию, что позволяет им ориентироваться в окружающем пространстве, и настолько овладевают логикой и риторикой, что могут общаться с родителями и всё это они проделывают, не будучи обучаемыми. Нам следует спросить себя: почему учение происходит столь легко и стихийно в одних случаях, а в других оно занимает много лет и при этом оказывается невозможным без специально организованного обучения?

Если мы пристальнее взглянем на ребёнка, как на зодчего, то путь к ответу будет найден. Любой зодчий нуждается в материалах, из которых он будет строить. И здесь я отклоняюсь от учения Пиаже, в понимании той роли, которую играет окружающая культура, как источник этих материалов. В одних случаях культура представляет их в изобилии, облегчая конструктивное учение по Пиаже. Например, сам факт, что многие из предметов обихода (ножи и вилки, ботинки и носки, и т.п.) соотносятся друг с другом, становятся "материалом", для построения интуитивного понятия о числе. Но в большинстве случаев, когда Пиаже объясняет более медленное формирование отдельного понятия его большей сложностью, или абстрактностью, я усматриваю решающие факторы в относительно плохой представленности в культуре тех материалов, которые могли бы превратить данное понятие в простое и доступное. Культура может так же поставлять материалы, но препятствовать их использованию. В случае с математикой на лицо как недостаточность материалов, так и культурные преграды. Распространённая в современной культуре боязнь математики мешает многим людям научиться чему-то, что они считают математикой, хотя математические знания, если они не воспринимаются таковыми не вызывают у них неприятных ощущений.

Мы еще раз убедимся, что последствия боязни математики гораздо серьёзнее, чем затруднения в изучении её и других естественных наук. Эти последствия взаимодействия с другими распространёнными культурными предубеждениями пагубно отражаются на представлении детей о своём умении учиться. Трудности в овладении школьным курсом математики часто становятся первым шагов в двояком интеллектуальном процессе, приводящем к тому, что дети начинают считать себя "способными" или "мало способными", "математиками" или "не математиками", "умными" или "глупыми", "музыкантами" или "не музыкантами". Таким образом, отсутствие каких-либо качеств начинает отождествляться с личностью. И учение и свободное исследование мира, в раннем детстве, превращается в работу, отягощенную сомнениями с добровольно принимаемыми ограничениями.

В данном случае моего исследования компьютеров и проблем образования, доминируют две ведущие темы:

o дети могут научиться пользоваться компьютером вполне профессионально.

o само научение пользоваться компьютером может изменить способ, каким дети изучают другие предметы.

У педагогов, обычно, слово "образование" ассоциируется с обучением происходящем в классе. Следовательно, целью педагогического поиска должно стать то, как улучшить обучение в классе, но если за модель успешного учения брать способ, то это происходит вне продуманного и организованного обучения и поставленная цель заметно меняется. Я считаю класс искусственной и неэффективной учебной средой, которая была создана обществом, поскольку естественное окружение плохо соответствовало столь важным процессам учения, какими являются школьное правописание, грамматика, или математика. Я верю в то, что появление компьютера позволит нам так преобразовать учебную среду вне школьного класса, что многие школьные предметы, которым в настоящее время обучают с трудом и незначительным успехом, будут осваиваться так же, как дети учатся говорить, - легко, успешно и вне формально организованной сферы обучения.

Хотя техника играет существенную роль в реализации моего видения информационного образования, для меня более важны не механизмы сами по себе, а мышление, особенно тот способ, каким осваиваются и развиваются интеллектуальные и культурные достижения. Компьютер я предлагаю воспринимать лишь как носителя начала культуры, интеллектуальные продукты которой не нуждаются в техническом обеспечении, поскольку уходят своими корнями в активно развивающееся мышление. Многие дети, полюбившие математику, или склонные заниматься ею, хотя бы от части обязаны этому тем, что освоили в зачаточной форме математическую культуру взрослых. Дети же не желающие учиться математике и естественным наукам, в большинстве своём выросли в окружении, в котором взрослых, говорящих на языке математики оказалось совсем мало. Такие дети поступают в школу, не овладев элементами, необходимыми для более лёгкого освоения школьного курса математики. Школа, будучи не в состоянии восполнить эти отсутствующие элементы и обрекая детей на ситуацию вынужденного учения, порождает у них ярко выраженное негативное отношение к математике.

Этот круг достаточно разорвать в одном месте. Я постараюсь показать, как компьютер может помочь в этом, не сформировав при этом порочного круга - зависимости от машины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.006 с.)