Критический анализ некоторых программных электронных обучающих средств (пэос) по математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический анализ некоторых программных электронных обучающих средств (пэос) по математике



 

Цель анализа - выявление недостатков наиболее распространенных компьютерных учебных программ и используемых методов работы с ними. Исследуемые нами продукты можно разбить на три вида:

Программные средства для контроля и тестирования

Тренажёры

Электронные (компьютерные) учебники

Мультимедийный учебный курс "Алгебра не для отличников"

Проанализируем программное средство для контроля и тестирования, и входящими в него тренажерами под названием "Математика не для отличников". В данном продукте предлагался мультимедийный учебный курс для учащихся средней школы 6-11 класса, в котором были рассмотрены основные разделы алгебры, геометрии и тригонометрии. Так же сюда входили примеры, задачи и контрольные работы по каждой пройденной теме, и самое интересное - видео-уроки.

Начнём анализ с теоретического материала в данной компьютерной учебной программе (КУП). В начале каждой темы учащимся предлагаются задачи. Следует отметить, что учебная информация, содержащаяся в том продукте достаточно скудна и представлена в идее списка определений и теорем, структурированных иерархически. В геометрической теории не прописаны доказательства основных теорем. После теорем появляется фраза: "Если вас интересует доказательство этих теорем, то его легко учебнике геометрии для седьмого класса". На мой взгляд это не очень удобно, особенно, если курс изучается самостоятельно. Учащиеся должны сами находить решение задач, а без демонстрации образцов это мало вероятно. В изложении теоретического материала нет ссылок на изученный ранее материал, что помогало бы выстраивать логические взаимосвязи и формировать более целостное представление учебной информации. Стоит отметить, что в данной КУП разработчики придерживаются модульной структуры содержания материала. В каждой новой теме нет постановки цели и задач, которые должны достигнуть учащиеся. В начале каждого раздела есть видео-введение, в котором говорится о том, что будет в этом модуле, но конкретного определения целей нет.

Рассмотрим задания, предлагаемые в данной КУП, и способы организации тренировки и контроля знаний. Задания, предлагаемые в данном учебном пакете довольно разнообразны. С каждой новой задачей уровень сложности увеличивается. Задания представлены в виде тестов, каждое задание предусматривает один тип решения, то есть, задания не отображают логическую взаимосвязь, усваиваемых понятий в данной теме. Так же не предусмотрены задания для отображения логических разных тем и разделов. В контрольных работах так же предлагаются не обобщающие задания. Тренировка знаний и умений организована по принципу контроля конечного результата. Шаг обучения соответствует выполнению полного учебного практического задания. Недостатком такой формы является отсутствии анализа хода учебной деятельности учащегося по выполнению задания. При полном отсутствии подготовки, и при незначительных промахах оценка результатов показывается одинаковой. В таком виде исключается возможность формирования дифференцированных корректировочных воздействий, а в данном продукте они вообще отсутствуют. Педагогическая эффективность интерактивного учебного диалога оказывается невысокой, объяснительная компонента практически отсутствует. Предлагаемые задания по геометрии на доказательство утверждения выглядят следующим образом: предлагается чертёж, формулировка условий задачи, вопрос "можно ли доказать, что…", например "треугольники равны" и варианты ответов ДА или НЕТ. Мне кажется что при такой организации заданий усвоение и формирование элементов доказательство невозможно, так как интереса и мотивации к учению такими заданиями не спровоцируешь. При всём этом, в каждой главе рассматривается всего один пример среднего уровня сложности. Контроль заданий происходит по той же схеме, что и тренировка, но с той лишь разницей, что нельзя пользоваться теоретической информацией и примерами.

В данном продукте есть и сопроводительная информация, разбитая на разделы:

. как работать с учебным диском

. структура учебника и его глав

. основные определения, теоремы, формулы.

В первом разделе описывается, что нужно нажать, что бы выполнить то, или иное учебное действие. В разделе "структура учебника и его глав" говориться о том, как устроены главы данного учебника и рекомендации по изучению каждого раздела (последние заключаются в том, что бы учащиеся соблюдали последовательность разделов темы). И, наконец, в третьем разделе приводится список всех теорем, определений и формул, которые находятся в данной разработке. Недостатком сопроводительной документации, да и всего учебника в целом, является отсутствие поиска по всем разделам учебника, что существенно бы облегчило организацию нелинейного освоения учебного материала.

Отдельного внимания в анализе заслуживают видео-уроки, которые направлены, по утверждениям разработчиков, на проверку своих знаний. В видео входит формулировка заданием учителем, после которого предлагается решить задание самостоятельно. За тем, учитель демонстрирует верное решение с указанием на экране хода рассуждения.

Обобщим выше сказанное о КУП "Алгебра не для отличников":

1. для изучения теоретического материала не подходит в связи с неструктурированностью материала, и плохой проработкой содержания.

2. данный продукт целесообразно использовать для отработки знаний и умений, а так же проведений контрольных работ.

.   поведение учителей в видео-уроках не адекватно традиционному поведению.

.   нет примеров не логическую взаимосвязь понятий и утверждений.

Тестирующая программа "Репетитор Кирилла и Мефодия".

Следующим программным средством в нашем анализе будет "Репетитор Кирилла и Мефодия". Само название говорит о его направлении на отработку практических действий. В данной КУП, как и в предыдущей, разнообразно представлены учебные практические задачи в виде тестов. Все тесты разбиты на три раздела:

1. геометрия

2. тригонометрия

.   алгебра и начала анализа

Существенным недостатком данной структуры является её обобщенность. Например, если учащиеся восьмого класса хотят отработать практические умения по теме "квадратные уравнения", то нужные им задания приходится искать в большом разнообразии задач. Как и в предыдущей куп, тренировка знаний и умении организованная по принципу контроля конечного результата. Шаг обучения соответствует выполнению полного объёма учебного практического задания. Стоит отметить, что в предлагаемых тестовых заданиях вариантов ответов может быть несколько, в отличие от предыдущей разработки. Контроль осуществляется в тестовом виде за фиксированное количество времени. Теоретический материал представлен в виде списка теорем, правил, определений и формул, логическая связь между ними отсутствует. Данный пакет полезно использовать при подготовке к тестированию, например, в ВУЗ.

Internet школа "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".

"Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" находящаяся в Internet по адресу http://vschool.ru предлагает своим посетителям учебники по алгебре и геометрии. Здесь я впервые столкнулся с попыткой структурирования и содержательной проработки учебной информации. Весь учебный материал имеет иерархическую структуру. Сначала идут главы, которые в свою очередь делятся на темы, а темы - на уроки. Каждый урок - это небольшая относительно замкнутая часть учебного материала. В этом учебнике в большей степени представлены текстовые модули.

Рассмотрим их подробнее. Вся учебная информация представлена в вербализованной форме, мало уделено внимания внетекстовым компонентам. Это затрудняет концентрацию на существенных признаках и выделение их. Цели обучения и изучения содержания материала чётко поставлены, что является существенной помощью в процессе обучения. В изучении нового учебного материала используются знаки и понятия ранее не изученные учащимися. Так же в новом материале не хватает ссылок на опорный материал (для организации логического структурирования учебной информации) не смотря на то, что учебник написан в гипертексте, а это позволяет организовывать такие ссылки.

Контроль имеет такую же схему, как и в предыдущих описанных КУП. Но здесь он имеет большую направленность на закрепление и применение изученных правил, отношений и формул. После каждого пройденного урока и части учебного материала стоит помещать контрольные вопросы для закрепления и осмысления полученной информации, в этой школе контролю уделено мало внимания. Контроль здесь происходит после изучения нескольких уроков, а в такой предмете, как математика контроль должен проводиться как можно чаще.

Вывод: Так как вид рассмотренных КУП является основным ресурсом любой ИТ в образовательном процессе, следовательно, совокупность их недостатков формирует целостное критическое отношение у педагогов и детей к информационным технологиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.007 с.)