История возникновения Детского дома-школы №59 г. Красноярска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения Детского дома-школы №59 г. Красноярска



 

В ходе реализации проекта ФЭП "Создание инновационного комплекса взросления" произошло осмысление социальной роли детского дома-школы.

Необходимо было сохранить ядро общеобразовательной школы в детском доме, что бы иметь возможность готовить отставших в своём развитии детей к полноценному включению в общеобразовательные школы. Школы эти нужны не для резервации "трудных" детей, а для ускоренной подготовки к другим образовательным учреждениям. Но для этого школы детских домой надо перепрофилировать. Одним из ключевых направлений перепрофилирования является создание школы жизненного опыта. Эта идея возникла в контексте воспитания. Дело в том, что обучение в воспитательном учреждении не может происходить вне и помимо воспитания. Более того, воспитание как бы задёт внешний контур для обучения. Воспитание, при этом, трактуется как получение личного опыта, школа в этом смысле является пространством для получения полноценного предметного опыта, не отличающегося от формы готовых знаний, а скорее наоборот, задающая знания, как результат рефлексии личного опыта.

Детский дом по природе своей является организованностью воспитания, а общеобразовательная школа - организованностью обучающе-учебной. Базовый процесс детского дома - воспитание, а результат этого процесса - воспитанник. В то время, как ведущий процесс общеобразовательной школы - обучение и результат этого процесса - знающий ученик (выпускник). Возникновение школы в привычном смысле этого слова оказывается логически невозможным. Либо детский дом должен превратиться в общеобразовательную школу, с присущей этому организму жизнью, иначе он должен исключить из себя, как организма воспитания, чужеродный для себя элемент - общеобразовательную школу, для того, что бы сохранить совою сущность. Иначе, мы имеем вечно воспроизводящийся конфликт между воспитательной и учебной деятельностью.

При допущении основательного отделения школы от детского дома, полученная образовательная система ни чем не будет отличаться от других школ города, какой бы качественной она не была. Рядом находится 68-я школа с немецкоязычным уклоном, через дорогу - 40-я, 63-я и так далее, специализированные школы. Детскому дому необходимо будет налаживать с этой отделившейся школой те же отношения, что и с другими, поскольку полное отделение предполагает, что работодатель должен возникнуть другой, не администрация детского дома.

При допущении, что общеобразовательная школа внутри детского дома всё-таки возможна, появляется гипотеза, открывающая совсем другую перспективу. Но для её изложения необходимо высказать одно весьма важное предположение.

В слове вос-пит-ание в русском языке произошла одна аберрация. В корне этого слова "пит" произошла замены буквы "ы" на букву "и", поскольку этого потребовала мягкость звучания русского языка. Исходный корень "пыт", от глагола "пытаться". "Воспытаться" означает приобрести опыт, достичь высшего опыта. Таким образом, воспитание исходно означало не "напитывание" человека всевозможными нравственными нормами, а придание ему опыта, опытности.

Вместе с тем известно, что опыт на прямую не предаётся, для его появления необходимо соблюсти одно важное условие. Опыт есть результативность проживания события, столкновения с чем-то необычным с последующим осознанием прожитого и дальнейшими выводами.

И тогда появляется возможность осмыслить обучение в контексте "вопытания". Обучение в такой школе есть ничто иное, как выращивание опыта ребёнка. Прежде всего, опыта учения, как опыта предметного действия, коммуникации, рефлексии, понимания, мышления. По аналогии с развивающим обучением Эльконина-Давыдова (РО), название предлагаемого - воспитание обучением (ВО).

Только в такой школе возможно появление воспитателя, как учителя, основная педагогическая задача которого - сформировать культурный опыт ученика. Это - всем другая позиция, по сравнению с учителем общеобразовательной школы, ориентированной на передачу знаний, умений и навыков. Знания превращаются в опыт только в том случае, если они стали предметом личного переживания ученика, тем, что не забывается и становится руководством к действию.

Миссия Детского дома-школы - готовить ребёнка к вступлению в различные отношения с окружающим социумом и обеспечить пробы этих связей в течение пребывания ребёнка в детском доме, наращивать опыт позитивных социальных отношений соответственно возрасту и психологической готовности ребёнка.

Весь педагогический процесс в Детском доме-школе представляет собой динамическую реализацию совместной мыследеятельностной трёхслойки. На данный момент времени в первом слое находятся практически все сотрудники детского дома, это слой реальной деятельности. Во втором слое находятся те, кто планирует, оформляет собственную инновационную деятельность, в этом же слое было определено место и мне. В третьем слое находятся те участники эксперимента, кто обладает рефлексивными навыками и владеет проектировочной деятельностью. Целью инициации инновации в Детском доме является всех перевод всех сотрудников по всем трём слоям. За счёт личного движения взрослых возможно овладения детьми всеми слоями мыследеятельности, что особенно важно для детского дома.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.025 с.)