ТОП 10:

Этапы и уровни социально-психологической и физиологической адаптации учащихся первых классов



 

В процессе психофизиологической адаптации ребенка к начальному периоду обучения в школе выделяется 3 этапа:

- ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все функциональные системы организма.

-неустойчивое приспособление - на этом этапе организм ищет оптимальные варианты реакции на учебную деятельность в целях снижения физиологической «стоимости» процесса обучения.

- период относительно устойчивого приспособления - наиболее оптимальный вариант реагирования на нагрузку.

А.Л. Венгер (1995) описал три уровня социально-психологической адаптации при поступлении ребенка в школу.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; воспринимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Согласно классификации Э.М. Александровской (1988), Л.А. Ждановой (1996) и других, выделяют полную, неполную адаптацию, дезадаптацию первоклассников.

Полная адаптация наступает у большинства детей (50%) в течение двух первых месяцев обучения. Учебная активность у них носит постоянно выраженный характер; они добросовестно выполняют все требования учителя, доброжелательны, быстро приобретают друзей.

Неполная или неустойчивая адаптация отмечается примерно у 30% детей. В начальный период обучения у первоклассников данной группы должна произойти существенная поведенческая перестройка, которая требует длительного времени: в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки - на уроках дети рисуют, играют, занимаются посторонними делами. На протяжении 3-4 месяцев обучения низкий уровень овладения школьной программой сопровождается трудностями во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. У 14% учащихся отмечается отсутствие нормальных форм социально-психологической адаптации, что проявляется в ограничении способности справляться со своими учебными и социальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. В течение учебного года у детей этой группы выявляются срывы адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторной заболеваемости и обострения различных хронических заболеваний. Несостоятельность адаптивных процессов в детском возрасте может служить причиной и одновременно ранним признаком развития патологии в последующие возрастные периоды (Л.А. Жданова, 1996).

Процесс адаптации к условиям школы и учебным нагрузкам отражается в первую очередь на функциональном состоянии сердечно - сосудистой системы, поскольку именно она отражает количественную сторону адаптационно-приспособительной деятельности и возможностей целостного организма.

Показано, что по сравнению с дошкольным периодом в 1-м классе наблюдается увеличение количества детей с неудовлетворительной адаптацией, а достоверная тенденция к уменьшению числа школьников с состоянием перенапряжения вегетативной регуляции аппарата кровообращения выявляется через полтора года обучения (М.В. Антропова, 1983; Э.М. Казин и др., 2002).

Степень успешности к обучению в 1-м классе в значительной мере зависит от темпа биологического развития, определяемого по морфологическим признакам, позволяющим дифференцировать мезосоматический, микросоматический и макросоматический типы телосложения (Э.М. Казин и др., 1999).

Наиболее оптимально к школе адаптируются учащиеся, имеющие своевременные темпы развития, мезосоматический тип телосложения и высокий уровень психодинамических и нейродинамических показателей в начале учебного года; в конце учебного года дети с оптимальным уровнем психолого-педагогической готовности, так же как и в начале года, имеют более высокие значения памяти, внимания, простой зрительно-моторной реакции, более низкий, по сравнению с другими группами, уровень тревожности, что обусловливает более высокую успеваемость и более благоприятное протекание адаптационных процессов.

У детей с микросоматическим типом наблюдается отставание в физическом развитии, о чем свидетельствуют более низкие, по сравнению с группой мезосоматического типа, значения роста, веса, обхватных и широтных показателей, жизненной емкости легких, а у школьников с макросоматическим типом регистрируются наибольшие величины антропометрических показателей, что указывает на ускорение физического развития детей этой группы.

Быстрое утомление, ухудшение здоровья в течение учебного года у первоклассников с микросоматическим типом телосложения должны компенсироваться за счет увеличения в рационе литания потребления белка, незаменимых аминокислот, витаминов А, D, микроэлементов, проведения коррекционных занятий, развивающих когнитивные функции. Успешность начального периода обучения в школе определяется уровнем сформированности нервной системы и типом регулирования вегетативных функций: у детей, недостаточно успевающих в процессе обучения, выявляются более низкие значения памяти, внимания, регистрируется меньшая выраженность тонких двигательных координации, развивается напряжение механизмов вегетативной регуляции по ваготоническому типу по сравнению с первоклассниками со средней и высокой успешностью.

Другими словами, у детей, с отклонениями в темпах морфофункционального развития адаптация к обучению сопровождается гораздо большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма, что значительно повышает физиологическую «цену» обучения (Е.А. Анисова и др., 1999).

приспособительный дезадаптация младший школьный







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)