Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возрастаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Введение Динамика изменений морфологических и функциональных показателей в онтогенезе рассматривается с позиций одного из основных принципов биологии - единства структуры и функции (Лурия А.Р., 1975; ЛеонтьевА.Н., 1977; Клиорин А.И., 1996 и т.д.). Уровень и гармоничность физического и психического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организм, сбалансированность эндокринной и центральной нервной систем, адекватность физического воспитания и интеллектуальной сфер. Особый интерес проблема взаимодействия структуры и функции приобретает в растущем организме ребенка. Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и их количества, а под «развитием» - качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Из литературных данных известно, что индивидуальные особенности развития ребенка, в частности - физиологические механизмы регуляции функций, поведение и эмоциональные состояния связаны с возрастными этапами развития ребенка (П.Г. Светлов, 1966; M.H. Borstein, 1989). При этом каждый ребенок, независимо от возраста имеет свои сугубо индивидуальные характеристики и свои функциональные резервы, которые формируют индивидуальные особенности адаптивного поведения и адаптивные преобразования висцеральных систем (Н.А. Корнетов, 1990; В.И. Медведев, 1998; Кривощеков и др., 1998; Н.Н. Гребнева, 2001; С.И. Сороко, 2006). Отдельного внимания заслуживает проблема взаимосвязи конституцио-нальной типологии, регуляции функций и психических свойств на разных этапах онтогенеза (Н.А. Корнетов, 1991; R.H. Rosenman, 1990). К настоящему времени собран материал, свидетельствующий о наличии различий по множеству физиологических и биохимических показателей между подростками разных соматотипов одного пола и возраста (В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, 2004; А.И. Клиорин, 1979 и др.). В медицине конституция человека может явиться скрининговым маркером целого ряда заболеваний. Это особенно важно, когда при оценке конституционального типа, наряду с внешним обликом и антропометрическими характеристиками, учитываются особенности деятельности систем регуляторов - центральной и вегетативной нервной системы.
Предполагается что индивидуальные особенности ребенка, в частности конституция и физиологические особенности регуляции функциональных систем, могут влиять на поведение, эмоциональное состояние и тревожность (И.С. Кон, 2006; Е.Р. Слободская, 2004; Л.Д. Цатурян, 2004). Хотя эта проблема широко обсуждается, слабо разработан вопрос взаимосвязи и взаимозависи-мости индивидуальных типологических особенностей телесной конституции, вегетативных механизмов регуляции функций и особенностей поведения. Цель исследования - изучение морфофункциональных особенностей организма младших школьников. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие Задачи исследования: 1. Определить тип соматической конституции у детей младшего школьного возраста. 2. Выявить половые различия типов соматических конституций у младших школьников. 3. Изучить особенности функционального состояния детей младшего школьного возраста с учетом соматотипа.
Обзор литературы Выводы 1. У первоклассников наблюдается тенденция к акселерации, значительная часть детей имеют ускоренные темпы роста, а также избыточную массу тела. . По индексу массы тела девочки младшего школьного возраста имеют несколько больше повышенный риск сердечнососудистых заболеваний, чем мальчики. . Количество школьников с микросоматическим типом составляет 22%, с мезосоматическим типом - 50%, а макросоматический тип встречается в 28% случаев. У мальчиков преобладает макросоматический тип, а у девочек микросоматический тип конституции. . Для микро- и макросоматического типов характерно преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы. У школьников с мезосоматическим соматотипом наблюдается сбалансированное влияние парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.
Список литературы 1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Хрипкова А.Г. [и др.] - М.: Педагогика, 1982. - 240 с. 2. Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся: Тез. докл. «Образование и здоровье», IV Всерос.научно-практич. конф. - Калуга, 1998. - С. 30-31. . Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 269 с. . Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. - М.: Наука, 1983. - 174 с. . Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с. . Дубровинская А.Н. Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985. - 144 с. . Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А., Безруких М.М. - М.: Владос, 2000. - 144 с. . Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б.П., Чурекова Т.М. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - С. 273. . Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А., и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности, 2002. - Т.28. - №3. - С. 23-29. . Казин Э.М., Лурье С.Б., Захаров Ю.А.и др. Адаптация и здоровье - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 301 с. . Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с. . Казначеев В.П., Стригин В.М. Проблема адаптации человека. Некоторые итоги и перспективы исследования. - Новосибирск, 1978. - 56 с. . Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1973. - 192 с. . Лурье С.Б. Нейроэндокринные механизмы модификации метаболических функций под влиянием воздействий в раннем онтогенезе: Дис….д-ра биол. Наук. - Кемерово, 1994. - 325 с. . Медведев В.И. Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Наука, 1984. - 108 с. . Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - 639 с. . Сапего А.В. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: Автореф…. канд. биол. наук. - Новосибирск, 1998. - 26 с. . Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. - Л.: Наука, 1976. - 211 с. . Шмальгаузен И.И. Проблемы адаптации человека // Вест. АМН СССР. - 1975. - №10. - С. 5-16. . Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. - Кемерово, 1999. - 83 с. . Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 1997. - 346 с. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Введение Динамика изменений морфологических и функциональных показателей в онтогенезе рассматривается с позиций одного из основных принципов биологии - единства структуры и функции (Лурия А.Р., 1975; ЛеонтьевА.Н., 1977; Клиорин А.И., 1996 и т.д.). Уровень и гармоничность физического и психического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организм, сбалансированность эндокринной и центральной нервной систем, адекватность физического воспитания и интеллектуальной сфер. Особый интерес проблема взаимодействия структуры и функции приобретает в растущем организме ребенка. Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и их количества, а под «развитием» - качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.
Из литературных данных известно, что индивидуальные особенности развития ребенка, в частности - физиологические механизмы регуляции функций, поведение и эмоциональные состояния связаны с возрастными этапами развития ребенка (П.Г. Светлов, 1966; M.H. Borstein, 1989). При этом каждый ребенок, независимо от возраста имеет свои сугубо индивидуальные характеристики и свои функциональные резервы, которые формируют индивидуальные особенности адаптивного поведения и адаптивные преобразования висцеральных систем (Н.А. Корнетов, 1990; В.И. Медведев, 1998; Кривощеков и др., 1998; Н.Н. Гребнева, 2001; С.И. Сороко, 2006). Отдельного внимания заслуживает проблема взаимосвязи конституцио-нальной типологии, регуляции функций и психических свойств на разных этапах онтогенеза (Н.А. Корнетов, 1991; R.H. Rosenman, 1990). К настоящему времени собран материал, свидетельствующий о наличии различий по множеству физиологических и биохимических показателей между подростками разных соматотипов одного пола и возраста (В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, 2004; А.И. Клиорин, 1979 и др.). В медицине конституция человека может явиться скрининговым маркером целого ряда заболеваний. Это особенно важно, когда при оценке конституционального типа, наряду с внешним обликом и антропометрическими характеристиками, учитываются особенности деятельности систем регуляторов - центральной и вегетативной нервной системы. Предполагается что индивидуальные особенности ребенка, в частности конституция и физиологические особенности регуляции функциональных систем, могут влиять на поведение, эмоциональное состояние и тревожность (И.С. Кон, 2006; Е.Р. Слободская, 2004; Л.Д. Цатурян, 2004). Хотя эта проблема широко обсуждается, слабо разработан вопрос взаимосвязи и взаимозависи-мости индивидуальных типологических особенностей телесной конституции, вегетативных механизмов регуляции функций и особенностей поведения. Цель исследования - изучение морфофункциональных особенностей организма младших школьников. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие Задачи исследования: 1. Определить тип соматической конституции у детей младшего школьного возраста. 2. Выявить половые различия типов соматических конституций у младших школьников. 3. Изучить особенности функционального состояния детей младшего школьного возраста с учетом соматотипа.
Обзор литературы
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.242.26 (0.011 с.) |