Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы и критерии школьной дезадаптации
Широкой медико-социальной проблемой, без решения которой невозможно создание всех необходимых условий для гармонического формирования личности и укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения, является проблема школьной дезадаптации. Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социального, психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или подчас невозможным» (В.Е. Каган, 1995). К критериям проявления школьной дезадаптации относятся следующие показатели: неуспешность в обучении - «когнитивный компонент» (В.В. Вострокнутов, 1995); систематическое нарушение поведения в среде образовательного учреждения - «поведенческий компонент» (И.А. Невский, 1994); нарушения личностного характера - эмоционально - личностного отношения к обучению - «личностный компонент» (Ш.А. Амонэшвили, 1984; М.М. Лисина, 1986); нарушения психосоматического здоровья - «отклонение в здоровья». В качестве облигатных признаков школьной дезадаптации выделяются: 1) проявления гипертензивного синдрома и диэнцефально-вегетативных расстройств разной степени выраженности; ) низкая умственная работоспособность; ) склонность к колебаниям тонуса нервной системы и организма в целом при изменениях внешней среды; ) эмоциональная неустойчивость (А.О. Дробинская, 1995). Одна из наиболее значимых групп факторов риска развития школьной дезадаптации может быть обозначена как «неправильная организация учебного процесса и психоинформационные перегрузки школьников». Несоответствие методов и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка приводит к нарушению психофизиологических механизмов формирования навыков письма и чтения, к чрезмерной интенсификации учебного процесса, созданию стрессовых ситуаций, связанных с постоянным ограничением времени, развитием утомления у значительной части школьников (в среднем у 50% детей). Второй по значимости группой факторов риска нарушений адаптации большинство исследователей психологов считают личность ребенка и нарушение его эмоционального статуса, включая психологическую неготовность к школе, эмоциональную неустойчивость, высокую тревожность и ригидность, недостаточный уровень развития мотивационно-потребностной и волевой сферы, депрессию школьников.
Среди факторов риска школьной дезадаптации следует указать на: стрессовую тактику авторитарной педагогики, способствующую возникновению невротических, психосоматических и эмоциональных расстройств; нарушения, обусловленные органической недостаточностью центральной нервной системы; психоэмоциональную депривацию и недостаточность факторов семейного воспитания; доминирование леволатеральной функциональной асимметрии; специфику гендерных (половых) различий; недостаточность факторов социального подкрепления и социальной поддержки. В зависимости от определенной стадии онтогенеза, выделяется один или несколько базисных факторов риска школьной дезадаптации, остальные же являются триггерными («запускающими»), или аксессорными. В момент поступления в школу и начального периода обучения главными причинами затруднений адаптации являются неготовность ребенка к школе и проявления психического дизонтогенеза. При переходе из начальной в основную школу для учащихся наиболее актуальной становится проблема адаптации на социально-психологическом уровне - на первый план выступают факторы риска, относящиеся к эмоционально-волевым нарушениям, нарушениям поведения, а также психосоматические нарушения у подростка. По мере приближения к пубертатному периоду онтогенеза у детей снижаются показатели психического здоровья: увеличивается число аффективных расстройств, растет тревожность, увеличивается количество соматических, вегетативных и диссомнических расстройств при одновременном уменьшении числа церебрастенического и психоорганического синдромов. Как правило, учащиеся с этими синдромами, вероятнее всего, просто покидают школу, уходя в лучшем случае на начальное профессиональное обучение, в худшем начинают активно алкоголизироваться и употреблять другие психоактивные вещества, что усугубляет их функциональное состояние (И.Л. Левина, 2002). Выделено девять ведущих факторов дезадаптации к образовательному процессу школьников - подростков: 1) уровень самооценки; 2) общая школьная тревожность с преобладающей ролью переживаний страха ситуаций проверки знаний и страха в отношениях с учителем; 3) внутренние мотивации (познавательные и самовыражения); 4) внешние мотивы; 5) мотивации достижения успеха; 6) продуктивность умственной работоспособности; 7) страх несоответствия ожиданиям окружающих, 8) фрустрации потребности достижения успеха; 9) мотивация позиций школьника (В.А. Бароненко, Е.Н. Плаксина, 2002).
Для учащихся старшего звена школы значимыми факторами для адаптации являются особенности акцентуаций характера, темперамента, характера межличностных отношений, неуверенности относительно будущей профессии и карьеры и т.д. Поиск информативных и объективных социально-педагогических и психофизиологических критериев школьной дезадаптации чрезвычайно важен, поскольку позволяет своевременно диагностировать состояние нервно - психического здоровья, выяснить причины срыва адаптационных механизмов и провести соответствующие корригирующие мероприятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.005 с.) |