Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие приспособительные возможности младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в психологическом, социальном и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка и становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Под влиянием предъявляемых ребенку требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка. Таким образом, младший школьник проходит сложнейший период адаптации к новым обстоятельствам в его жизни. Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, адекватная самооценка своего положения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит прежде всего коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми. Первичная оценка ребенком других детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет безоговорочно признается учащимися младших классов. Для того чтобы учащиеся быстрее привыкли к школьной обстановке, чтобы обучение, да и само пребывание в школе, как можно быстрее перестало быть для ребенка стресс-фактором, необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда дети будут получать своеобразные психологические «поглаживания». Следует помнить, что психологическая адаптация идет не только на сознательном уровне, располагаясь между понятиями «хочу - не хочу», «надо - не надо», но и на клеточном, на функциональном (Н.В. Дубровина и др., 2000; Е.П. Ильин, 2000).
Процесс адаптации ребенка к школе - это не только социальная адаптация, обретение навыков жизни в коллективе, способность соблюдать режим труда и отдыха, подчинение дисциплинарным требованиям, это и физио-логическая адаптация к кислородному режиму класса, к сохранению вынуж-денной, сидячей позы в течение сорока пяти минут, сопровождающаяся иммунной перестройкой, вызванной чужой микрофлорой, выделяемой при дыхании, при беседе. Во время урока возрастает концентрация углекислоты и снижается содержание кислорода, и дети чутко реагируют на духоту: у них снижается работоспособность, может появиться головная боль, головокружение, они могут стать капризными, нарушается координация движений, что в первую очередь сказывается на мелких движениях при письме. В начале обучения у трудно адаптирующихся детей снижается неспецифическая резистентность, довольно часто выявляются острые респираторные заболевания, появляются или усиливаются явления аллергии, приступы астмы, отмечаются обострения хронических заболеваний. Физиологически рациональная подготовка к школе и организация учебного процесса на начальном этапе обучения должны учитывать своеобразие развития в данном сенситивно-критическом возрасте, которое заключается в интенсивном созревании структурных и функциональных элементов, определяющих становление произвольной регуляции поведения, формирование основ логического мышления, ориентацию на социальные нормы и требования. Организму ребенка 7-10 лет свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, недостаточно совершенные эндокринная и иммунная системы. Трудность обучения ребенка 7-10 лет связана в основном с тем, что у детей этого возраста процессы возбуждения резко преобладают над процессами внутреннего торможения и детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание (И.И. Соковня - Семенова, 1999).
Длительное статическое и психоэмоциональное напряжение у детей данного возраста приводит к изменению подвижности нервных процессов, снижению артериального давления, провоцирует обморочные состояния, связанные с нарушением кислородного обмена. У детей при интенсивной деятельности довольно быстро может развиваться утомление, С одной стороны, утомление - это защитный механизм от истощения организма, но с другой - это первый шаг к переутомлению, нарушению физиологического баланса. Переутомление довольно быстро может переходить из начальной стадии в стадию тяжелых функциональных изменений, проявляющихся в резком снижении умственной и физической работоспособности; нервно-психических расстройствах (нарушение сна, чувство страха, истеричность), вегетативных нарушениях (сердечная аритмия, гипо- или гипертония), снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и снижении иммунитета. Для профилактики переутомления в школе необходимо осуществлять комплексный социально-педагогический и психофизиологический мониторинг за соответствием учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, строго соблюдать гигиенический режим школьного комплекса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.011 с.) |