ТОП 10:

Факторы, определяющие приспособительные возможности младших школьников



Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в психологическом, социальном и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д.

Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка и становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными.

Под влиянием предъявляемых ребенку требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка. Таким образом, младший школьник проходит сложнейший период адаптации к новым обстоятельствам в его жизни.

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, адекватная самооценка своего положения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит прежде всего коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.

Первичная оценка ребенком других детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет безоговорочно признается учащимися младших классов. Для того чтобы учащиеся быстрее привыкли к школьной обстановке, чтобы обучение, да и само пребывание в школе, как можно быстрее перестало быть для ребенка стресс-фактором, необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда дети будут получать своеобразные психологические «поглаживания». Следует помнить, что психологическая адаптация идет не только на сознательном уровне, располагаясь между понятиями «хочу - не хочу», «надо - не надо», но и на клеточном, на функциональном (Н.В. Дубровина и др., 2000; Е.П. Ильин, 2000).

Процесс адаптации ребенка к школе - это не только социальная адаптация, обретение навыков жизни в коллективе, способность соблюдать режим труда и отдыха, подчинение дисциплинарным требованиям, это и физио-логическая адаптация к кислородному режиму класса, к сохранению вынуж-денной, сидячей позы в течение сорока пяти минут, сопровождающаяся иммунной перестройкой, вызванной чужой микрофлорой, выделяемой при дыхании, при беседе. Во время урока возрастает концентрация углекислоты и снижается содержание кислорода, и дети чутко реагируют на духоту: у них снижается работоспособность, может появиться головная боль, головокружение, они могут стать капризными, нарушается координация движений, что в первую очередь сказывается на мелких движениях при письме.

В начале обучения у трудно адаптирующихся детей снижается неспецифическая резистентность, довольно часто выявляются острые респираторные заболевания, появляются или усиливаются явления аллергии, приступы астмы, отмечаются обострения хронических заболеваний.

Физиологически рациональная подготовка к школе и организация учебного процесса на начальном этапе обучения должны учитывать своеобразие развития в данном сенситивно-критическом возрасте, которое заключается в интенсивном созревании структурных и функциональных элементов, определяющих становление произвольной регуляции поведения, формирование основ логического мышления, ориентацию на социальные нормы и требования.

Организму ребенка 7-10 лет свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, недостаточно совершенные эндокринная и иммунная системы. Трудность обучения ребенка 7-10 лет связана в основном с тем, что у детей этого возраста процессы возбуждения резко преобладают над процессами внутреннего торможения и детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание (И.И. Соковня - Семенова, 1999).

Длительное статическое и психоэмоциональное напряжение у детей данного возраста приводит к изменению подвижности нервных процессов, снижению артериального давления, провоцирует обморочные состояния, связанные с нарушением кислородного обмена.

У детей при интенсивной деятельности довольно быстро может развиваться утомление, С одной стороны, утомление - это защитный механизм от истощения организма, но с другой - это первый шаг к переутомлению, нарушению физиологического баланса. Переутомление довольно быстро может переходить из начальной стадии в стадию тяжелых функциональных изменений, проявляющихся в резком снижении умственной и физической работоспособности; нервно-психических расстройствах (нарушение сна, чувство страха, истеричность), вегетативных нарушениях (сердечная аритмия, гипо- или гипертония), снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и снижении иммунитета.

Для профилактики переутомления в школе необходимо осуществлять комплексный социально-педагогический и психофизиологический мониторинг за соответствием учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, строго соблюдать гигиенический режим школьного комплекса.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.127.143 (0.006 с.)