Уния с сергианами в 1946 г. и утрата РПЦЗ Апостольского преемства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уния с сергианами в 1946 г. и утрата РПЦЗ Апостольского преемства



Практика приема в Церковь Христову еретиков и схизматиков без крещения, а их клириков – без рукоположения, т. е. в “сущем сане”, известна с древнейших времен. Однако, св. Отцы были далеки от современного экуменического понимания подобных действий в смысле признания благодатности внецерковных таинств. Никакого кажущегося противоречия между догматическим учением и практикой Церкви в данном случае нет. Но очень важно подчеркнуть, что каждый присоединяющийся из ереси к Церкви принимался по тому или иному чину, но никто и никогда – автоматом. Еретик всегда публично в храме, перед народом, каялся в своих заблуждениях и проклинал ереси, и только после этого ему разрешалось стать членом Церкви. В иных случаях еретиков присоединяли, если и не посредством истинного крещения, то через св. Таинство Мvропомазания, преподавая им дары Св. Духа, которых они были лишены вне общества Церкви. Благодать у еретиков и раскольников однозначно отрицалась, – различной была лишь практика приема их в Церковь, как об этом столь ясно свидетельствует 1-е правило св. Василия Великого. Объяснение этого мнимого “противоречия” очень простое: всякий раз, когда того или иного еретика или схизматика присоединяли к Церкви, изследовалось, какова была форма (обряд) его крещения (согласно со всеми установлениями Церкви или нет), а если присоединяли клирика, то при этом выяснялось, имело ли данное внецерковное сообщество, к которому ранее принадлежал присоединяемый, хотя бы формальное преемство рукоположений, и по уставу ли совершен сам чин хиротонии. Если и то и другое соответствовало определенным общепринятым нормам, то сам обряд крещения или хиротонии не повторяли, а только посредством какого-либо Таинства (покаяния или мvропомазания) Церковь преподавала необходимую благодать Св.Духа. Более обстоятельно данный вопрос рассматривался в различной отечественной богословской литературе, поэтому желающего подробно ознакомиться с этой темой мы отсылаем к ней.1)

Уже присоединение к РПЦЗ в “сущем сане” в 1930 г. б. украинского автокефалиста и обновленца “епископа” Серафима (Лядэ)2) у многих ревнителей Православия вызывало серьезные нарекания. Однако, общеизвестно, что принят он был через покаяние. 3) Приехав в 1929 г. в Германию и вступив в контакт с РПЦЗ еп. Серафим получил испытательный срок и около года пребывал как простой монах. Затем публично сознался, что являлся агентом НКВД, и только после разсмотрения его дела Архиерейским Собором РПЦЗ получил назначение на кафедру в Потсдаме, потом – в Вене и, наконец, с 1942 г. утвердился в Берлине с титулом Митрополита Берлинского и Германского. Но это был, пожалуй, единственный случай хотя бы формального соблюдения церковных требований архиереями РПЦЗ в отношении приема в общение еретиков.4) После кончины митр. Антония (Храповицкого) все изменилось к полной безответственности.

Так во время II-й Мировой войны за границей появляются два “епископа” обновленческого рукоположения: это – Игнатий (Жебровский), еп. Калининский и Николай (Автономов), еп. Иваново-Вознесенский. В общение с РПЦЗ они были беззаконно приняты в “сущем сане” без надлежащего изследования. Первый получил кафедру в Вене, второй – в Мюнхене. И только благодаря энергичным действиям православной паствы, особенно мирян-эмигрантов “второй волны” из Сов. России, эти “епископы” довольно быстро и без лишнего шума были низвергнуты с занимаемых ими постов.5)

Но самое страшное произошло весной 1946 г., когда в состав иерархии РПЦЗ были приняты в “сущем сане” 12 сергианских “епископов”. В книге немецкого историка Гернота Зейде: Verantwortung in der Diaspora. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland, изданной в Мюнхене в 1989 г., на стр. 338-347, а также в некоторых других источниках, мы находим сведения как о принятых “епископах”, так и о епископате РПЦЗ.

Итак, на начало 1946 г. в составе епископата РПЦЗ значились следующие иерархи. В Европе: Митрополиты Анастасий (Грибановский), Серафим (Лядэ), еп. Филипп (фон Гарднер) и еп. Александр (Ловчий); в Юж. Америке: еп. Феодосий (Самойлович) Сан-Паульский; в Сев. Америке: Архиеп. Виталий (Максименко), Архиеп. Тихон (Троицкий), еп. Иоасаф (Скородумов), еп. Иероним (Чернов) и другие.

Прибывшие в Германию с окончанием II-й Мировой войны сергианские “архиереи” все в 1941-44 гг. входили в состав т.н. Украинской и Белорусской Автономных Церквей. Иерархи эти, хотя и действовали на оккупированных немцами территориях, однако же признавали над собою духовную власть Московского “патриарха”, а саму Московскую Патриархию объявляли “Матерью-Церковью”, что явствует из всех их официальных соборных документов.6) Отсюда, собственно, и происходит наименование этих “церквей” (“Автономная” – значит самоуправляющаяся, но не самостоятельная, не “Автокефальная”, т. е. не независимая от МП). По своим хиротониям эти “епископы” происходили от какого-то немыслимого смешения польских новостильников-автокефалистов с сергианами, в т.ч. поставленными в МП незадолго до начала войны и оказавшимися в оккупации.7) Из приехавших в Германию епископов-беженцев из Автономий Украины и Белоруссии только Митрополит Пантелеймон (Рожновский) имел еще дореволюционное рукоположение (поставлен в 1913 г.).8)

Перечислим поименно всех 12 иерархов, принятых в РПЦЗ 5 апреля 1946 г. на Архиерейском Соборе в Мюнхене, с указанием кратких сведений о них:

Из Белорусской Автономной Церкви:

1) Митрополит Пантелеймон (Рожновский) (†1950) (после принятия тут же покинул РПЦЗ и до конца пребывал вне общения с кем-либо),

2) “Архиепископ” Венедикт (Бобковский) († 1951) б. Гродненский и Белостокский (назначение получил в Германию),

3) “Архиепископ” Филофей (Нарко) б. Могилевский и Мстиславский (†1986) (получил назначение в Германию),

4) “Епископ” Афанасий (Мартос) б. Витебский и Подольский (†1985) (назначен в Австралию),

5) “Епископ” Стефан (Севбо) б. Смоленский (†1965) (назначен на Венскую кафедру),

6) “Епископ” Павел (Мелентьев) б. Брянский (в 1948 г. отпал в латинство),

7) “Епископ” Григорий (Борискевич) б. Гомельский (†1957) (назначен в Канаду, затем переведен в США),

8) “Епископ” Феодор (Рафальский) б. Брестский (†1955) (получил назначение в Австралию).

Из Украинской Автономной Церкви:

9) “Архиепископ” Пантелеймон (Рудык) б. Киевский и Галицкий (†1968) (назначен в Аргентину, в 1957 г. изгнан из РПЦЗ за мужеложество 9) и в 1959 г. ушел в МП),

10) “Епископ” Леонтий (Филиппович) б. Житомирский и Волынский (†1971) (назначен в Парагвай, затем в Чили),

11) “Епископ” Евлогий (Марковский) б. Винницкий (†1951) (назначение получил в Сев. Америку),

12) “Архиепископ” Димитрий (Маган) б. Екатеринославский (†1968) (в 1948 г. перешел в раскол “Американской Автономии”).

Каким же образом данные сергианские “архиереи” были приняты в общение с РПЦЗ? – Оказывается (и это общеизвестный факт), произошло простое объединение – БЕЗ КАКОГО-ЛИБО ПОКАЯНИЯ присоединяемых или ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ЕРЕСИ! Они были присоединены в “сущем сане” – как истинные епископы, как братья во Христе. Часть из них уже в 1943-45 гг. автоматически были приняты в предварительное общение с РПЦЗ.10) Спрашивается, а могло ли быть иначе? В чем собственно каяться, если сергианство в РПЦЗ официально не разсматривалось как ересь или даже как раскол и никакого соборного осуждения (т. е. анафематствования) ему никогда не выносилось?...

Таким образом, мы с полной уверенностью можем заявить, что 5 апреля 1946 г. РПЦЗ заключила УНИЮ с сергианами в самом прямом смысле этого понятия. С сего момента в ряды епископата РПЦЗ влились совершенно безблагодатные “епископы”, которые не имели никакого апостольского преемства и все примыкали к сергианской “Московской Патриархии”. Но главное, никто из них не отрекся от сергианской ереси, не покаялся в принадлежности к МП. Все они были приняты в РПЦЗ на недопустимых в Святой Христовой Церкви условиях.

От совместных хиротоний законных епископов РПЦЗ с безблагодатными сергианскими лжеепископами и происходит вся современная иерархия РПЦЗ.11) Следовательно, сейчас мы встаем перед прискорбным фактом утраты ею благодати Апостольского преемства..

В связи с этим возникает резонный вопрос: почему вышеперечисленные“епископы”-автономисты со своими просергианскими настроениями перешли именно в РПЦЗ, а не, например, к “евлогианам”, которые явно по духу им были ближе? Ответ на это, на наш взгляд, может быть только один: их присоединение к РПЦЗ произошло лишь потому, что последняя, видимо, имела более сильных покровителей в т.н. антисталинской коалиции и могла лучше других обезпечить епископам-беженцам наибольшую безопасность от репатриации, которая им очевидно грозила как “изменникам родины”. Впрочем, как мы видим из приводимых нами данных, некоторые из автономистов все же недолго задержались в РПЦЗ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.007 с.)