Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные исторические этапы развития логикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий и делится на следующие этапы: логика Древнего мира, логика эпохи Средневековья, логика Возрождения и Нового времени, логика ХХ века. ДРЕВНЯЯ ЛОГИКА. Наиболее обстоятельно проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ Демокрит. Он создал первоначальную систему логики, которая была отражена в специальном трактате «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Название «Каноны» означало «правила», «критерии». Свою логику Демокрит строил на эмпирической основе, поэтому он признается одним из основателей индуктивной логики. Проблемами логики занимались другие древнегреческие философы - Сократ, Платон. Одним из великих философов Древней Греции был Аристотель. Он дал систематическое изложение логики как науки и по праву считается ее создателем. Аристотель обнаружил, что знания, каков бы ни был их источник, выражаются в языке. СРЕДНИЕ ВЕКА. Логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения естественной или божественной природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, поддерживая взгляды Пла-тона, утверждали, что общие понятия существуют первично и реально вне конкретных предметов, составляя некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, А. Кентерберийский (1033 - 1109), Ф. Аквинский (1225 - 1274) и др. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период бурно развиваются естественные науки, математика, они сближаются с практикой. Ведущее место среди других наук начинает занимать механика, а также математика. НОВОЕ ВРЕМЯ. Знаменательно всесторонним развитием логики. Большую роль в этом процессе сыграл английский философ Ф. Бекон. Он разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который, по мысли автора, должен заменить старый аристотелевский «Органон». Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также разработал индуктивные методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединённый метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Крупными русскими исследователями в области логики были М. И. Карин-ский и Л. В. Рутковский. Так, М. И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. НАЧАЛО ХХ СТОЛЕТИЯ. На смену классической логики пришла современная логика. Возникла математическая логика (или символическая). В ее основе лежат идеи Г. Лейбница о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключения приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. С работ Г. Фреге начинается применение логики для исследования оснований математики. Понятие как форма мышления Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств. Любые свойства, черты, состояния, отношения предмета, которые характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознавать среди других предметов, составляют его признаки. ПОД ПОНЯТИЕМ ПОНИМАЕТСЯ – логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Классификация признаков предмета: Признаки, которые закономерно принадлежат предмету, выражают его сущность, называются существенными. Например, существенными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности являются похищение человека, незаконное лишение свободы или помещение его в психиатрический стационар, клевета, оскорбление и др. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Например, несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются последствия преступления, количество его участников, наличие предварительного сговора, угроза применения оружия и многие другие. 5. Логические приёмы образования понятий Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Содержание и объем понятия Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета или класса предметов, отраженных в понятиях. Например, содержание понятия «право» составляет совокупность таких существенных признаков, как выражение государственной воли общества, обусловленной экономическими, духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями; система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании; Объемом понятия называется совокупность самих предметов, которые мыслятся понятиях. Так, в объем понятия «право» входят естественное и позитивное право, материальное и процессуальное право, государственное (конституционное), административное, финансовое, уголовное, гражданское (имущественное), семейное, трудовое, экологическое, а также транспортное, военное, авторское, патентное право и др.
7. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в ЗАКОНЕ ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЪЁМОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ. Который устанавливает, что при увеличении содержания понятия, его объём уменьшается и наоборот. Так, например, расширяя содержание понятия «право» в зависимости от специфики сферы его направленности (охрана окружающей среды), мы получаем новое понятие «экологическое право», объем которого уменьшился, так как в него уже не включается семейное, трудовое и другие разновидности права, которые входили в исходное понятие «право». Данный закон, таким образом, указывает на зависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот. Виды понятий Понятия делятся на виды в зависимости от СПЕЦИФИКИ ОБЪЁМА И СОДЕРЖАНИЯ. ПО ОБЪЁМУ понятия бывают единичные, общие и нулевые. Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямоугольный треугольник», «домовой» и другие. ПО СОДЕРЖАНИЮ понятия бывают конкретные, абстрактные, собирательные, несобирательные, положительные, отрицательные, относительные, безотносительные. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее; Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета; Собирательными - называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое; Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие; Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету; Отрицательными - называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств; Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого; Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Таким образом, определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Отношения между понятиями Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера. Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 3386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.01 с.) |