Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познанииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании Мышление – высшее, по отношению к чувственной, форма отражения действительности, состоящая в целенаправленном и обобщённом познании человеком её существенных связей и отношений. Объектом логики как науки является мышление. Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышлении нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. Самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику справедливо называют наукой о правильном мышлении. Существенные признаки мышления: 1) Мышление идеально по своей сущности; 2) Мышление является отражением действительности, в нём нет ничего, чего бы не было в отражаемой действительности; поэтому содержание, порядок и связь предметов действительности определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. Формальная логика: ее предмет, место и роль в системе научного познания Формальная логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания действительности и её конкретных видов. (в т.ч. правовой действительности). К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления. Следовательно, предмет формальной логики составляют: 1) формы мыслительного процесса - понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.; 2) законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания объективного мира и самого мышления; 3) методы получения нового выводного знания - сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;
4) способы доказательства истинности или ложности полученных знаний - прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д. Формальная логика изучает: Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний; Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из раннее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления; В-третьих, абстрактное мышление рассматривается логикой как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления. Понятие как форма мышления Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств. Любые свойства, черты, состояния, отношения предмета, которые характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознавать среди других предметов, составляют его признаки. ПОД ПОНЯТИЕМ ПОНИМАЕТСЯ – логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Классификация признаков предмета: Признаки, которые закономерно принадлежат предмету, выражают его сущность, называются существенными. Например, существенными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности являются похищение человека, незаконное лишение свободы или помещение его в психиатрический стационар, клевета, оскорбление и др. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.
Например, несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются последствия преступления, количество его участников, наличие предварительного сговора, угроза применения оружия и многие другие. 5. Логические приёмы образования понятий Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Содержание и объем понятия Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета или класса предметов, отраженных в понятиях. Например, содержание понятия «право» составляет совокупность таких существенных признаков, как выражение государственной воли общества, обусловленной экономическими, духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями; система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании; Объемом понятия называется совокупность самих предметов, которые мыслятся понятиях. Так, в объем понятия «право» входят естественное и позитивное право, материальное и процессуальное право, государственное (конституционное), административное, финансовое, уголовное, гражданское (имущественное), семейное, трудовое, экологическое, а также транспортное, военное, авторское, патентное право и др.
7. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в ЗАКОНЕ ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЪЁМОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ. Который устанавливает, что при увеличении содержания понятия, его объём уменьшается и наоборот. Так, например, расширяя содержание понятия «право» в зависимости от специфики сферы его направленности (охрана окружающей среды), мы получаем новое понятие «экологическое право», объем которого уменьшился, так как в него уже не включается семейное, трудовое и другие разновидности права, которые входили в исходное понятие «право». Данный закон, таким образом, указывает на зависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот. Виды понятий Понятия делятся на виды в зависимости от СПЕЦИФИКИ ОБЪЁМА И СОДЕРЖАНИЯ.
ПО ОБЪЁМУ понятия бывают единичные, общие и нулевые. Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямоугольный треугольник», «домовой» и другие. ПО СОДЕРЖАНИЮ понятия бывают конкретные, абстрактные, собирательные, несобирательные, положительные, отрицательные, относительные, безотносительные. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее; Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета; Собирательными - называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое; Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие; Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету; Отрицательными - называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств; Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого; Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Таким образом, определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Отношения между понятиями Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера. Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения. СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ: * Равнозначность характерно для, объёмы которых полностью совпадают; * Пересечение характерно для понятий, объёмы которых частично совпадают; * Подчинение характерно для понятий, объём одного из которых полностью входит в объём другого, составляя его часть.
Понятие с БОЛЬШИМ ОБЪЁМОМ называется – родовым или родом; Понятие с МЕНЬШИМ ОБЪЁМОМ называется – видовым или видом. НЕСОВМЕСТИМЫМИ называются понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе. ВИДЫ несовместимости: * Соподчинение – характерно для пересекающихся понятий, которые являются видами одного и того же рода; * Противоположность – характерна для двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно из них отражает эти признаки, а другое эти признаки отрицает, заменяя их противоположными признаками; * Противоречие – характерно для двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно из них отражает какие-то эти признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их какими-то другими признаками. Правила деления понятия Операция деление – это логическая операция, раскрывающая объём понятия. Правила деления понятия: 1) Деление должно быть соразмерным - то есть объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления; 2) Деление должно производиться только по одному основанию - объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие; 3) Элементы деления должны исключать друг друга - то есть их объёмы не должны пересекаться. В этом смысле деление, например, стран мира на восточные и западные является правильным, а на восточные, западные, северные и южные - неправильным, потому что как восточные, так и западные страны включают в себя и северные, и южные.; 4) Деление должно быть последовательным и непрерывным - нарушение этого правила ведёт к логической ошибке «скачок в делении». Такую ошибку, к примеру, совершают, когда говорят: «Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные». Подводя итог, важно отметить, что деление понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в целом.
А, Е, I, О. Суждение А (Все S есть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект этого суждения («студенты нашей группы») распределен, он взят в полном объеме: речь идет о всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть сдавших экзамены. Не все сдавшие экзамены — студенты нашей группы. Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждениях и S, и Р распределены.
Суждение I (Некоторые S есть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката: только некоторые студенты нашей группы относятся к числу отличников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники — студенты нашей группы. Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены. Суждение О (Некоторые S не есть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть студентов нашей группы), предикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном суждении S не распределен, Р распределен. Виды вопросов ВИДЫ ВОПРОСОВ: 1. По степени выраженности в тексте вопросы делятся на явные и скрытые. ЯВНЫМИ называется вопрос, все элементы логической структуры которых грамматически выражены; СКРЫТЫМИ называется вопрос, который выражен только своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. 2. По своей структуре вопросы делятся на простые и сложные. ПРОСТЫЕ – это вопросы, не включающие в качестве составных частей других вопросов; СЛОЖНЫЕ – вопросы, состоящие из нескольких простых, и связанными логическими связками (и, или, если, что). 3. По способу запроса неизвестного вопросы делятся на уточняющие и восполняющие. УТОЧНЯЮЩИЕ – вопросы, направленные на выявление истинности или ложности; ВОСПОЛНЯЮЩИЕ – вопросы, которые направленны на выявление новых свойств исследуемых объектов, получения новой информации. 4. По количеству возможных ответов вопросы делятся на открытые и закрытые. ОТКРЫТЫМИ называются вопросы, на которые имеется неограниченное количество ответов; ЗАКРЫТЫМИ называются вопросы, имеющие конечное, ограниченное количество ответов. 5. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. КОРРЕКТНЫЕ – вопросы, предпосылкой которых являются истинные и непротиворечивые знания; НЕКОРРЕКТНЫЕ – вопросы, предпосылкой которых являются ложные знания. Правила постановки вопросов 1. Вопросы необходимо ставить корректно; 2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы; 3. Вопрос необходимо формулировать кратко и ясно; 4. Вопрос должен быть простым; 5. Следует отличать вопрос от не вопроса.
Правила терминов ПКС: 1. В каждом силлогизме должно быть только три термина. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка «учетверение терминов», состоящая в том, что один из терминов употреблен в двух значениях. Например: Жизнь /S/ - это борьба /М1/ Карате /Р/ – борьба / М2/ Жизнь /S/ - это карате /Р/ 2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Если средний термин не распределен ни в одной из посылок, то отношение между крайними терминами в заключении остается неопределенным. Например: Некоторые растения /М/ ядовиты /Р/ Белые грибы /S/ - растения /М/_____ Белые грибы /S/ - ядовиты /Р/ 3. Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка «незаконное расширение термина». Например: Все педагоги /М/ воспитаны /Р/ Он /S/ не педагог /М/_________ Он /S/ не воспитан /Р/ Правила посылок ПКС: 1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительной; из двух отрицательных посылок заключение не следует. Например: Ни один студент не является преподавателем Слушатель Данилов не является преподавателем? Вывод невозможен, так как обе посылки - отрицательные суждения. 2. Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным. Пример правильного вывода: Ни один папоротник никогда не цветет; Это растение цветет; Это растение не папоротник. 3. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует. Например: Некоторые студенты родились в Москве Некоторые студенты родились на Урале? Вывод невозможен, так как обе посылки – частные суждения. 4. Если одна из посылок - частное суждение, то и заключение должно быть частным. Например: Все депутаты - избранники народа; Некоторые юристы – депутаты; Некоторые юристы - избранники народа. 5. При двух утвердительных посылках заключение так же должно быть утвердительным. Пример неправильного вывода: Все адвокаты – юристы; Все юристы имеют высшее образование; Некоторые люди, имеющие высшее образование, не являются адвокатами. Виды гипотез. Требования к научной гипотезе Виды: Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям: 1. По сложности исследуемого объекта гипотезы бывают общие и частные. Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом. Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события. Тезис Аргументы; Демонстрация; Тезис доказательства называется положение или суждение, истинность или ложность которого требуется обосновать; Тезис делится на основной и вспомогательный. Аргументы (основания) – те суждения, которые приводятся для доказательства неточности или ложности тезиса; Виды аргументов: - факты; - законы наук (юридические законы); - определения; - аксиомы и постулаты; - раннее доказанные положения; - доказательства свойства. Демонстрация, - способы логической связи тезиса с аргументами. Демонстрация (с логической точки зрения) - умозаключение или совокупность умозаключений. А1 -? А2 -? А3 -? _____________ Т
Факт – явление или событие, имевшее место в действительности. Требования к фактам: - факт должен быть правильно понят; - один и тот же факт должен рассматриваться в одно и тоже время и в одном и том же отношении; - факт должен рассматриваться во взаимосвязи с другими фактами. Виды доказательства ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РОДЫ
Подтверждение тезиса – обоснование его истинности. 1. Прямое подтверждение тезиса – вид доказательства, в котором истинность тезиса обосновывается непосредственно аргументами. 2. Косвенное подтверждение тезиса – это такое доказательство, которое устанавливает истинность тезиса, исследуя не сам тезис, а некоторые другие положения, находящиеся с ним в определённых логических отношениях.
Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании Мышление – высшее, по отношению к чувственной, форма отражения действительности, состоящая в целенаправленном и обобщённом познании человеком её существенных связей и отношений. Объектом логики как науки является мышление. Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышлении нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. Самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику справедливо называют наукой о правильном мышлении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.093 с.) |