Образность в языковых выразительных средствах театрализованного действа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образность в языковых выразительных средствах театрализованного действа



На плечах сценариста лежит большой груз ответственности: каждая фраза, написанная им, должна нести в себе образ, который впоследствии будет выражен пластически в каких-то видимых формах. Следовательно, для сценариста важны не те слова, которые он пишет, а те внешние выражения и пластические образы, которые он этими словами описывает. Слово является лишь инструментом для донесения образной мысли сценариста.

Художественный образ в драматургии театрализованного действа создается с помощью различных выразительных средств, наиболее ярко выражающих чувства и мысли сценариста. Основным носителем эмоционально-образной информации в сценарии является слово, поэтому предлагаю остановиться на языковых средствах, которые придают слову наибольшую выразительность, яркость, смысловую и эмоциональную глубину. К художественным выразительным средствам можно отнести:

Аллегория – иносказание, художественное представление понятий посредством конкретного художественного образа. Аллегория однозначна и выражает строго определенное понятие. Примеры аллегорий: лев – олицетворение силы, осёл– упрямство и тупость.

Символ – многозначный предметный образ, выражающий суть какого-либо явления. Символу присуще метафорическое начало, обогащенное глубоким смыслом.

Однако, метафора – с более прямым уподоблением одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу.

Смысл символа неоднозначен и его очень трудно, раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать драматург. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Примеры символа: Дон Кихот – символ наивной и беззаветной преданности благородной мачте, лебедь – символ верности.

Метафора – это переносное значение слова, перенос значения с одного явления или предмета на другой на основе их сходства. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным. Примеры метафоры: золотая пора, звуки тают, железный характер.

Гипербола – преувеличение какого-либо действия или предмета, образное выражение. Она применяется для усиления эмоционального впечатления. Примеры гиперболы: От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.

Эпитет – образная дополнительная характеристика какого-либо лица или предмета, посредством метафорического определения. Пример эпитета: влажный блеск малиновых улыбок.

Оксиморон – стилистический приём, с сочетанием контрастных по значению понятий, которое создает, в свою очередь, новые понятия. Примеры оксиморона: живой труп, убогая роскошь наряда.

Ирония – стилистический приём, содержащий в себе насмешку, прикрытую внешней учтивостью. Примеры иронии: он её любил сильнее гонорара.

Сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка. Пример сарказма: «Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет».

Синекдоха – стилистический приём, который предполагает употребление названия части вместо целого, частного вместо общего или наоборот. Примеры синекдохи: Имею нужду в крыше для моего семейства.

Эти художественные выразительные средства помогают драматургу добавить в свой сценарий не просто конкретную мысль, а прежде всего его пластический образ.

В сценарии театрализованного представления используется как прозаическое, так и поэтическое начало. Особое внимание хотелось бы уделить поэзии, ведь именно в ней в большинстве используются художественные выразительные средства. Кроме того, стихотворная форма в театрализованном представлении разбавляет мелодику речи и всего хода действия, усиливает эмоциональную составляющую зрителя и рождает дополнительные образы непосредственно самого автора произведения. Поэзия, как и любое другое произведение искусства, служит воплощением мыслей и чувств его создателя. При этом творец обычно старается высказать свою мысль как бы в обход привычных нам слов и выражений. Поэтомув стихотворении читателю и слушателюнеобходимо напрягать воображение, поскольку мысль автора "спрятана" за пеленой рифм, стихотворных размеров и, конечно, выразительных средств.

Рассмотрим несколько видов стихотворений, которые наиболее часто используются в театрализованных представлениях:

Вольный стих

Вольный стих несколько отличается от привычных нам стихотворений, здесь рифма появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.


 

При написании вольного стиха автор совершенно свободен от рамок ритмики, поэтому в его распоряжении оказывается больше выразительных средств.

Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях.

...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась...

(И.А. Крылов)

 

Белый стих

Он характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

 

Сяду я за стол да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

(А. Кольцов)

 

3. Верлибр (свободный стих)

Единственный вид стиха, который не подвластен литературным канонам: соблюдение рифмы, размера, количества строк. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Здесь нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы, но необходимо обладать колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслом, чувствами и личными переживаниями.

 

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

(А. Блок)

 

Шарада

Стихотворение-загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово. В основном используется в детских театрализованных представлениях.

 

Начало слова – зверь морской,

В лесу растёт конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьёт портной вам, если надо.

(кит + ель = китель)

 

Любой художественный (в том числе и поэтический) образ, избранный автором для выражения своей мысли, знаком среднестатистическому читателю. Обычно это какой-либо вполне привычный предмет или явление, например, природное явление, которое мы часто наблюдаем. Гениальность автора и заключается в том, что он для читателя открывает это привычное явление, совершенно в новом свете. Именно тогда этот предмет или явление становится изучаемым для читателя.Поэтический образ в театрализованном представлении помогает создать развернутое сравнение, причем таких предметов или явлений, сходства между которыми никто не замечал.
Или, может быть, предметы или явления выбраны внешне сходные между собой, но творец находит неожиданные точки соприкосновения.

Выразить свою мысль зрительным образом – это и есть способ выражения сценарного текста в художественный образ, так как это способно создать творческую атмосферу действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)