Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный образ в режиссуре театрализованных представлений

Поиск

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В РЕЖИССУРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

профиль подготовки – Театрализованные представления и праздники

квалификация – бакалавр

 

Исполнитель:

Кулагина Татьяна

Сергеевна,

студентка группы РТП/15-1б

 

Научный руководитель:

Козлова Р. П., доцент, канд.

психологических. наук.

 

Научный консультант:

Волегов П. Г., доцент, канд.

пед. наук.

 

Допущен к защите

«__»__________ 2019 г.

Зав. кафедрой:

Козлова Р. П., доцент, канд. психол. наук,

__________________________________

(Подпись)

 

 

Пермь, 2019


Реферат

 

Кулагина Т. С. Художественный образ в режиссуре театрализованных представлений: выпускная квалификационная работа / Т. С. Кулагина; науч. рук. кандидат психологических наук, доцент Козлова Р. П.; Перм. гос. институт культуры. -
Пермь, 2019. –75 с.

 

Изучено понятие художественного образа. Проанализирована цепь факторов, создающих художественный образ в режиссуре театрализованных представлений. Выявлена основа, создающая образность.

Произведен анализ спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!» и подробный разбор использования в нём художественного образа.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, сформулированы рекомендации по применению образности в театрализованном представлении.

Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ; ОБРАЗНОСТЬ; СПЕКТАЛЬ-ПЕРФОРМАНС; ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ; МИЗАНСЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ; СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ; СЦЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ; МЕТАФОРА; СИМВОЛ; ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Реферат.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 5

I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ.. 9

1.1. Понятие «художественный образ» и его основа – символ и метафора. 9

1.2. Образность в языковых выразительных средствах театрализованного действа 19

1.3. Создание сценического образа. Образ «маска». 24

1.4. Мизансцена как пластический образ события. 28

1.5. Искусство создания художественного образа в сценографии. 32

II. ОПЫТ РЕЖИССУРЫ СПЕКТАКЛЯ-ПЕРФОРМАНСА «ДЕРЕВО НАДЕЖДЫ, СТОЙ ПРЯМО. ФРИДА КАЛО». 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 73

Приложение 1 Смета спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!» 76

Приложение 2 График репетиций спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!». 78

Приложение 3 План подготовки спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!». 83

Приложение 4 Монтажный лист спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!». 85

Приложение 5 Музыкальная/Звуковая партитура спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!». 89

Приложение 6 Фотографии спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!» 90

Приложение 7 Афиша спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо!» 95

Приложение 8 Электронные материалы выпускной квалификационной работы 96

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Профессия режиссёра не проста, будь то это режиссер киноискусства, театра или театрализованных представлений и праздников. Перед любым режиссёром стоят не простые задачи: точно обозначать тему и идею, умело реализовать свои замыслы, и, конечно, воздействовать на зрителя, на его внутренний мир. Задачи, которые стоят перед режиссерами высоки, порой не каждый может их выполнить. Поэтому хорошим режиссером становятся люди, которые могут нестандартно мыслить, видеть актуальные проблемы современности, иметь организационные способности, быть профессионалом в области режиссуры и психологии. Режиссёрам театрализованных представлений и праздников тяжелее всего потому, что им приходится работать с людьми разных возрастов и национальностей, действовать здесь и сейчас, имея один шанс, чтобы воссоздать «живую картинку», в которой будут явно отражены тема и идея театрализованного действа.

Как сказал русский театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский: «Смысл творчества в подтексте». С этим нельзя не согласиться, ведь хороший режиссёр должен давать возможность подумать зрителю, провести ассоциативный ряд с увиденным и услышанным. В этом режиссеру помогает художественный образ. Художественный образ является критерием искусства. Именно в нём реализуется его волшебство. Наличие образа и отличает искусство от ремесла.

Актуальность. Образность является важным звеном в профессии режиссера. Без художественного образа стакан наполовину пуст. Тема образности в театрализованном представлении всегда будет актуальна, ведь она развивает мышление зрителя, а также делает представление загадочным и притягательным.

Цель исследования – определить цепь факторов, создающих художественный образ в театрализованном представлении.

Задачи:

1. Изучить понятие художественного образа.

2. Выявить природу образности.

3. Определить, как и посредствам чего используется художественный образ в театрализованном представлении.

4. Описать опыт проведения спектакля-перформанса «Дерево надежды, стой прямо».

Объект исследования –художественный образ в театрализации.

Предмет исследования –технология построения художественного образа.

Методы исследования, применимые в работе:

- анализ литературы;

- анализ документов;

- наблюдение;

- обобщение;

- эксперимент.

База исследования: ФГБОУ «Пермский государственный институт культуры»

Индивидуальные образы

Характеризуются самобытностью, неповторимостью. Обычно они являются плодом воображения писателя. Примером может служить Воланд из романа «Мастер и Маргарита» А. Булгакова.

Обобщенный образ (типичный)

В нём содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер. Изображение обобщенных или типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить, к примеру, Анну Каренину Л.Н. Толстого. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально–исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Гамлет, Обломов и так далее.

Образы-мотивы и топосы

Выходят за рамки индивидуальных образов героев. Образ-мотив – это устойчивое повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, которая выражена в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока). Топос обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ «маленького человека» в творчестве русских писателей – от Пушкина и Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова.

Непосредственно в самом действии театрализованного представления также выделяют:

Собирательный образ

Собирательный образ тот, что постепенно складывается на глазах у зрителя. (война). Собирательные образы создаются из речей, фраз, поступков персонажей. Воин интернационалист – собирается из качеств человека, характера, более конкретный

Сквозной образ

Некий образ, который переходит от эпизода к эпизоду, и может использоваться на связках. Появляется и исчезает, но несет смысловую нагрузку.

У художественного образа мысли есть свои особенности, которые отличают его от мысли в науке и практике в жизни. Вот наиболее важные из них:

1. Эмоциональность. Именно благодаря ей образ способен вызывать у зрителя целый спектр чувств;

2. Индивидуальный характер. Автор оставляет в этом образе некую печать своего внутреннего мира, в момент творчества;

3. Свободное отношение к факту, т.е образ свободен от документальной точности. Как известно, время меняет отношение общества к одним и тем же фактам.

А искусство претендует на то, чтобы говорить истину, которая более постоянна, чем правда отдельного события. Поэтому творец иногда отступает от конкретики, чтобы сказать более глубокую и важную мысль.

Художественный образ имеет свою структуру. Обычно он выстраивается автором произведения. Вот его основные составляющие:

• Метафора (иносказание)

• Ассоциативность (некая недосказанность, которая обеспечивает образу глубину)

• Противопоставление разных начал (элементов)

• Оригинальность

• Типичность

• Актуальность

 

«Обогащая массовое представление образностью, театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию».

Художественный образ театрализованного представления или праздника – понятие чрезвычайно сложное. В нем органически соединяются самые различные элементы, раскрывающие идею театрализованного представления, его глубинный смысл, стиль, жанр, ритмическую структуру – словом содержание и форму, спаянные воедино.

Иносказательные средства находят своё воплощение во всем действии театрализованного представления. При этом ведущими художественными выразительными средствами является символ и метафора, именно с помощью них режиссёр театрализованных представлений и праздников создаёт многогранный мир эстетических ценностей. Символический и метафорический образы играют большую роль для повышения идейно-эмоционального воздействия на зрителя любого театрализованного представления.

Передтем, как разобраться чем же отличается метафора от символа и какую роль они играют в театрализованном действии, дадим понятие «театрализации»:

Театрализация – явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства.

Метафора её типы и виды в театрализации.

Метафора – это образное сравнение одного предмета с другим на основании каких-либо свойств. Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: назначение, форма, объем, цвет и т.д. Термин «образ», в своем широком смысле, означает отражение в сознании внешнего мира.

Различают три типа метафор:

1. Метафоры сравнения. В них объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);

2. Метафоры загадки. Здесь объект залощен другим объектом («били копыта по мерзлым клавишам» –вместо «по булыжникам»);

3. Метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела»).

В повседневной жизни метафора привычна и практически незаметна, а в художественном творчестве метафора активна. Она способствует творческому воображению.

Целью метафоры служит создание образного строя, поэтическое углубление мысли, которое позволяет режиссеру довести решение спектакля до философского обращения. Для режиссера метафора очень ценна, у него она используется как средство построения сценических образов.

 

Виды метафор на языке театрализации представлены следующим образом:

1. Метафора оформления – создание образа в сценографии, где мысль и идея режиссёра выражены через планировку, оформление, детали и свет, через их соотношение и сочетание;

2. Метафора в актерской игре – где создаются образы больших обобщений;

3. Метафора пантомимы – здесь выражена образная пластика актёра, его монументальность и динамика;

4. Метафора мизансцены – разработка пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссёрской мысли.

Также, чтобы создать яркий образ, основанного на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами в театрализованном действии, можно на своеобразном контрасте.

Для того, чтобы сопоставленные предметы или явления были неожиданными, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, а иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений зрителю, в некоторых же случаях сходства могут даже отсутствовать.

Вообще, диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: начиная от внешнего оформления сцены, заканчивая образным звучанием всего спектакля. Метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

Метафора в образном решении – это характеристика, познание качеств и свойств одного явления через другое. Любая метафора, используемая в театрализации, рассчитана не на прямое понимание и требует от воспринимающего понять и почувствовать создаваемый ею
образно-эмоциональный эффект.

Содержащееся в метафоре скрытое сравнение необходимо уметь видеть. Новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию – тем самым недальновидные зрители и критики духовно обедняли сами себя. Данный прием приводит в действие нашу фантазию и воображение.

Разобравшись с метафорическим образом, рассмотрим символический образ.

Символ – в переводе с греческого означает «знак», знак, несущий глубинный смысл. Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенной точки зрения. В своей основе, как и метафора, символ имеет всегда переносное значение и скрытое сравнение. В искусстве символ имел и имеет всегда особо важное значение. Это связано, прежде всего, с природой образа, основной категории искусства. Всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее.

Символ является усилением образа или метафоры. Он не только заменяет одно представление другим, но и дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Символ не обязан воспроизводить все или даже главные свойства объекта, которые он выражает. Ему достаточно обнаружить отдаленные сходства с представляемым объектом, чтобы он смог вызвать определенные ассоциации, являющиеся непременным атрибутом любого творчества.

Символика учит узнавать нас за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное невидимое и невыразимое. Собственно, цель символического образа и заключается в том, что проецирует общественный опыт в эстетически привлекательных, эмоциональных формах, и предстает важным средством воспитания масс.

В ходе исторической совместной деятельности выработались условные знаки, за которыми стоят предметы, мысли и информация.

Знак условно обозначает явление реального мира. И, чтобы произошло восприятие данного знака, он должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление, ассоциации о том, что стоит за этим знаком. Только принимая смысловое отражение знака, мы испытываем его эмоциональное воздействие.

Через символ, также можно передать широчайшую идею, благодаря образам или системе образов. Символ обладает огромной силой обобщения. Несмотря на свою выразительность или невзрачность, символ, чаще всего берет на себя ведущую роль. Правильное использование символов, выражающих общественные ценности, способствуют повышению эмоционального воздействия на зрителя. Ассоциации заставляют домыслить то, о чем только что заявлено, обозначено зрителю.

К сожалению, уровень интеллектуальных способностей, эрудиции и жизненного опыта у зрителя разный. Поэтому символический образ может и «не выстрелить». С одном стороны, печально, когда зритель не понял символа, ведь именно от понимания или не понимая зависит оценка происходящего. Но, с другой стороны, внедрение символизма в театрализованное представление или праздник развивает умственные способности зрителя, его ассоциативный ряд.

Из всего выше сказанного хочется выделить приёмы, которые можно использовать в театрализации:

• Ассоциативность

• Обобщенность

Также, у символа есть свои особенности:

1. Символическая образность используется для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.

В драматургии реальный жизненный материал, с помощью выразительных средств, данные в определенном контексте, создают символический фон, который усиливает идейно-эмоциональное восприятие документа или факта. Однако и тут использование символической образности должно быть в образной логике контекста.

Например, в художественном оформлении символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. При этом точное эмоциональное воздействие возникает тогда, когда один из эпизодов является его вторым планом;

2. Символическая образность используется для выражения идеи работы режиссера. Для успеха постановки важно найти образ, адекватный его идее.

3. Символическая образность используется как принцип построения театрализованного действа.

Найдя нужный образ, который соответствует идее, режиссер получает логику построения всего представления, так называемый
сценарно-режиссерский ход.

4. Символическая образность используется как движущая сила сюжета театрализованного действа.

Перед режиссером стоят не простые задачи: разнородный материал преобразовать в готовый сценарий. И в этом может помочь символическая образность.

Символ очень тесно связан с метафорой и аллегорией. При этом важно установить связь, и, прежде всего, существенные различия. Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением.

Сценическое воплощение метафоры и символа во всех её формах позволяет ярче и нагляднее для зрителя выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. У аудитории есть прекрасная возможность быстро и точно определить, сформулировать свою собственную позицию по отношению к происходящему, что является первой и необходимой предпосылкой к формированию активного отношения к получаемой сценической информации.

Благодаря символу и метафоре театрализация получает второе дыхание. Эти иносказательные выразительные средства помогают увидеть сказанное и услышать зримое, что является необходимым условием восприятия зрителя и самым высоким искусством режиссуры зрелища.

 

 

Вольный стих

Вольный стих несколько отличается от привычных нам стихотворений, здесь рифма появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.


 

При написании вольного стиха автор совершенно свободен от рамок ритмики, поэтому в его распоряжении оказывается больше выразительных средств.

Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях.

...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась...

(И.А. Крылов)

 

Белый стих

Он характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

 

Сяду я за стол да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

(А. Кольцов)

 

3. Верлибр (свободный стих)

Единственный вид стиха, который не подвластен литературным канонам: соблюдение рифмы, размера, количества строк. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Здесь нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы, но необходимо обладать колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслом, чувствами и личными переживаниями.

 

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

(А. Блок)

 

Шарада

Стихотворение-загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово. В основном используется в детских театрализованных представлениях.

 

Начало слова – зверь морской,

В лесу растёт конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьёт портной вам, если надо.

(кит + ель = китель)

 

Любой художественный (в том числе и поэтический) образ, избранный автором для выражения своей мысли, знаком среднестатистическому читателю. Обычно это какой-либо вполне привычный предмет или явление, например, природное явление, которое мы часто наблюдаем. Гениальность автора и заключается в том, что он для читателя открывает это привычное явление, совершенно в новом свете. Именно тогда этот предмет или явление становится изучаемым для читателя.Поэтический образ в театрализованном представлении помогает создать развернутое сравнение, причем таких предметов или явлений, сходства между которыми никто не замечал.
Или, может быть, предметы или явления выбраны внешне сходные между собой, но творец находит неожиданные точки соприкосновения.

Выразить свою мысль зрительным образом – это и есть способ выражения сценарного текста в художественный образ, так как это способно создать творческую атмосферу действия.

 

Закон контраста

Его Мейерхольд толковал как контраст движения и статики, используемый для построения мизансцен каждого эпизода. Он использовал контрастные характеристики движения: временные (скорость) и пространственные (направление движения). Исходя из выбранного свойства построения мизансцены у зрителя рождается образ. Так, например, по закону визуального восприятия, движение, направленное от периферии к центру и сверху вниз, кажется сжимающимся, сворачивающимся, «закрывающимся» от внешнего мира, не свободным от его давления. От этой мизансцены у зрителя будет возникать эмоциональное ощущение отчетливого негатива и дискомфорт. Тогда как движение с направлением от центра и снизу вверх будет рождать ассоциацию освобождения и облегчения, что вызовет у зрителя светлые, положительные эмоции. В своей режиссёрской практике Мейерхольд обнаружил, что направленность движения (к центру или от центра)влияет не только на внутреннее самочувствие актёра, но и на эмоциональное восприятие мизансцен зрителем.

Еще один приём, позволяющий привлечь внимание зрителя – движение на фоне статики. Большая двигательная активность человека воспринимается, как правило, общей картиной движения, тогда как составляющие его элементы (особенно мелкие) вниманием не фиксируются. Но если тело все же статично, то даже небольшое движение одной части тела (голова, рука и так далее) привлекает к себе внимание и приобретает особую значимость.

Из выше сказанного приёма, в режиссёрской практике Мейерхольда родился ещё один приём, так называемое встречное движение по параллельным линиям. В котором скорость движения каждого персонажа (или группы персонажей) на фоне противоположно направленного движения возрастает.

Данный приём далеко не нов, но, как правило, весьма часто используем, тем более, что возможность его применения довольно разнообразна.

Разновидности мизансцен также помогают сформироваться художественному образу, провести зрителю свой ассоциативный ряд. Рассмотрим основные виды мизансцен и их визуальное восприятие:

Круговая – даёт эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг несёт идею законченности. Придает замкнутость.

По часовой стрелке – динамика движения. Против часовой –антидинамика движения. Метафоричный смысл круга несет в себе образ солнца.

Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Рождает образ объединения, единства.

Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего-либо. Справа налево – затормаживает движение, означает конец, в целом удваивает объем.

Фронтальная – необходима для укрупнения. Такое построение мизансцен создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Метафоричный смысл фронтальной мизансцены несет в себе образ стены, которая объединяет и сплочает людей общей идеей.

Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

Спиральная – от авансцены вглубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

Ассиметричная (флюсовая) – перевес, нарушение равновесия.

Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

Мизансцена винт (штопор) – «вдавливание в зал».

Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

 

Хорошая мизансцена должна отвечать ряду требований:

1. Быть ярким средством, способного в полной мере через пластическое выражение передавать основное содержание эпизода, фиксируя и закрепляя действие исполнителя, найденного в предшествующем этапе работы над пьесой;

2. Правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни;

3. Быть правдивой, естественной, жизненной, и, конечно, сценически выразительной.

 

Именно через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Мизансцена, посредством оригинального пластического решения, может сгладить недостатки мастерства актёра и показать его в более выигрышном виде.Персонажи театрализованного представления, расположенные в пространстве и действующие определенным образом, могут создать мизансцену, в разы усиливающую силу слов, придающую им новый смысл.

Мизансцена является одним из важнейших выразительных средств режиссуры, в которой заключено не простое расположение действующих лиц на сцене, а художественный образ, выражающий идею спектакля.

 

СЦЕНАРИЙ

спектакля-перформанса

«Дерево надежды, стой прямо!»

Вся история, описанная здесь, не случайна. И каждое слово – важно.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Голубая заливка. Медленно работают вентиляторы, раздувая полотна. Слышны звуки: Шепот (он что-то говорит на мексиканском). Ветер. Трубка дождя. На деревянных лавках сидят Фриды. Статичные и немые. На сцене все, кто хотел бы оказаться там. Все уставшие и пьяные. Но не грустные. Все счастливые и уставшие от веселья. Юродивый появляется в баре, роняет бутылку с текилой. Текила упала. Громко льется в тишине.

Музыкант (начинает свою песню):

Ты всегда будешь живой на земле.

Ты всегда будешь мятежной зарей, героическим цветком.

Всех следующих рассветов.

Молчаливая жизнь, дающая миры.

Раненый олень. Одежды техуаны.

Лучи солнца, скрытые ритмы. 

Все слезы- все очень чистые.

Космические правды, которые живут беззвучно.

Дерево надежды стой прямо.

Певица: Hola, todosloshuéspedesdelaCasaAzul!

Музыкант: Здравствуй, каждый гость Голубого дома!

Певица: Prontoamanecer, querida!

Музыкант: Скоро рассвет, мой милый!

Певица: Elvientovienė.

Музыкант: Слышишь? Приходит ветер

Певица: Entraysé feliz.

Музыкант: Заходи и будь весел.

Певица: Largavida a la vida!

Музыкант: Да здравствует жизнь!

Все подхватывают крик радости. Начинается дикий карнавал смерти для жизни.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Карнавал закончился.

ГОЛОС (Он же Музыкант): Картина, в которой Фрида и Мариана танцуют у молочной лавки Пинсона. Марьяна знает все секреты Фриды.

Мариана танцует

Фрида: а хочешь, я что-то скажу тебе?

Я думаю, что мне не слишком

нравятся иностранцы.

Они скучные, и у всех у них лица

как непропеченные булочки 

Особенно у старых женщин. 

Моя Мариана: А я не боюсь стареть.

А вот мой старший брат с детства боялся утонуть.

Фрида: А что теперь?

Не боится?

Моя Мариана: Теперь нет.

Он утонул.

Фрида: Красиво…

Хочешь, я открою тебе секрет?

Мариана выкатывает маленький желтый деревянный автобус. Она что-то знает про него.


Фрида: Я целыми днями собирала бы цветы в букеты,

я писала бы красками горе,

любовь,

нежность,

я равнодушно сносила бы глупость других, 

и все говорили бы - бедная сумасшедшая,

я построила бы свой мир, и, пока я жива,

он был бы в согласии со всеми остальными мирами.

Внезапный звук аварии обрывает ее. Марьяна давит Фриду автобусом.

Фрида (почти криком): Тебе нравится

мое платье?

Фрида и Марьяна смотрят друг на друга. Издалека появляются шумы и звуки аварии. Пока они далеки, Марьяна бросает во Фриду золото.

Моя Мариана (забрасывает Фриду золотыми конфетти, переходя на смех): «Labailarina, labailarina!»

Люди, веселые и беспечные, крича «Labailarina, labailarina!», начинают свой хоровод смерти. Звучит новостная сводка на испанском. Марьяна беззаботно бежит с автобусом, хохоча. Все заливается красным светом.

Человек веселый: Тройной перелом позвоночника

Человек веселый: «Labailarina, labailarina!»,

Человек веселый: окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды

Человек веселый: 17 сентября, я видела ее 17 сентября

Человек веселый: опиум, 3 раза в день, по 52 капли под язык, принимайте опиум, 3 раза в день, по 52 капли под язык, и не забудьте принимать опиум, 3 раза в день по 52 капли под язык.

Человек веселый: доски разлетелись в щепки!

Человек веселый: вы слышали?

Фрида: Esta vida es malditamente buena!

Человек веселый: И лишь ужасный скрежет...

Человек веселый: Она была красивая!

Человек веселый: Ей было 18 лет!

Человек веселый: Автобус был желтый!

Человек веселый: Краска была золотая!

 

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

ГОЛОС(Он же Музыкант): Картина, в которой возлюбленные мужчины, не встречавшиеся ни разу в жизни, пьют за здоровье Фриды.

Звучит мексиканская музыка. Мы в кабаке. Вульгарные и не боящиеся уже ничего девушки разносят гостям текилу (пей, гость!) Мужчины томятся ожиданием. Певица запевает (закуривает)свою пьяную песню.

Хосе Бартоли: Я не знаю, как писать любовные письма. Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. С тех пор как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой... любовь, словно аромат, словно ток, словно дождь.

Выдуманная Фрида: Призрак бродит по Европе. Все силы старой putto объединились для священной травли этого призрака! 

Певица: Chiva! (козел)

Фрида: Мой мальчишка, я могла почувствовать тебя в себе.

Выдуманная Фрида: Miniño, podrías entirtedentro de mí.

Алехандро: Putto de mierda (сранаяшлюха)! Я поднимаю священный тост за травлю твоих Pincheperro

Троцкий: на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико!

Певица: Hijodeputa (вот сукин сын!)

Выдуманная Фрида: Нам нечего терять кроме своих цепей.

Выдуманная Фрида: Приобретем же весь мир!

Фрида: Да льется текила! Мой врач скажет мне, что у него две новости: плохая и хорошая.

Хосе: Начинай с плохой!

Фрида: Мне отрежут левую ногу. Хорошая новость – я смогу начинать день всегда с правой ноги!

Алехандро: а вчера вечером я почувствовала, как будто много крыльев ласкают меня всю, как если бы кончики пальцев стали губами, что целуют мою кожу. 

Фрида: Ты просто охренительный!

Троцкий:...атомы моего тела твои, и они вибрируют вместе, настолько мы любим друг друга. Я хочу жить и быть сильной, чтобы любить тебя со всей нежностью, которой ты заслуживаешь, чтобы дать тебе всё, что есть хорошее во мне, чтобы ты не чувствовал себя одиноким.

Фрида: Я очень устала от старика.

Музыкант обрывает барную исповедь пьяных людей гитарным аккордом. Начинается пьяная и громкая фиеста. Все ликуют.

 

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

ГОЛОС (Музыкант): Все проходит. И веселая сцена закончилась. Мы в больнице. Фрида – в больнице.

Марианна расплетает волосы Фриды. Медленно, словно забываясь, достает цветы. Фрида отстраненно перебирает цветы. Среди них – завядшие. Цветы рассыпаются. Гадает на лепестках.

Марианна: vivir, no amar, amar, no vivir, respirar, sufrir, perdonar, amar, vivir, vivir, no vivir, cantar, no cantar, sufrir, esperar.

Фрида (гадает): жить – не любить – любить – не жить –дышать –страдать – простить – любить –жить? –жить – не жить –петь –не петь – страдать – ЖДАТЬ.


 

 

Шум железных каталок, испанских ругательств вдалеке. Плач. Звук гитары. Сущности Фриды готовят Фриду к обряду. Они торжественно и красиво несут части бумажного савана. Сущности ступают смиренно и радостно. Медленно заточают Фриду в бумажные корсеты.

Фрида: Зачем ты столько занимаешься?

Какую тайну

ты хочешь открыть?

Мариана (внезапно став будто взрослой и серьезной): Жизнь скоро откроет ее тебе.

Я уже все знаю, не читая.

Фрида: Совсем недавно,

может быть всего лишь несколько дней

тому назад, я была ребенком,

который вступил в мир красок,

четких и осязаемых форм.

Мариана: Все было таинственно?

Фрида:… иногда

скрыто, и я подозревала,

что все вокруг — это игра для

меня.

Мариана резко и грубо засмеялась вслух.

Фрида: Если бы ты знал, как внезапно ужасное

осознание,

это так, будто разряд молнии осветил землю.

Теперь я живу на планете боли, прозрачной, как лед;

Мариана: Но это так же, как если бы я все постигла в одну

секунду.


 

 

Фрида: Мои подруги,

мои спутницы

медленно становились женщинами,

я в одно мгновение

стала старухой,

и сегодня мне все понятно.

Я знаю, что дальше 

нет ничего такого, что я должна была бы увидеть...

Фрида теперь не Фрида. Красота покинула ее. Теперь она похожа на куклу.

Сущности покрывают ее краской. Хаотичные движения рождают случайные линии. Пятна.

Фрида: Ты не представляешь, как мне больно, каждый раз, когда меня поворачивают в кровати, я проливаю потоки слез, впрочем, как говорится, собачьему визгу и женским слезам верить нельзя.

Одно хорошо: я начинаю привыкать к страданию. Если так бу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 3823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.016 с.)