Понятие «художественный образ» и его основа – символ и метафора 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «художественный образ» и его основа – символ и метафора



 

Искусство театрализованного представления – это, прежде всего, искусство высоких идей и целенаправленности, которое требует яркой образности, а также оригинального, смелого творческого замысла.

Как известно, искусство интересуется не самим объектом, а его образом. Объект, в данном случае, молчит, а говорит за него его образ. И лишь образ поспевает за временем. Не есть ли этот образ объекта то, что мы называем художественным образом? Конечно, это он и есть!

Определение образности разрабатывалось еще в первой половине XIX века Гегелем, Белинским и другими мыслителями. «Мы можем обозначить поэтическое представление как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности её реальность» [17], –писал Гегель. «Художественным миром» и «эстетической реальностью» считали образность Белинский и Герцен. В наши же дни нередко образность называют художественной моделью реального мира.

Кроме мыслителей ХIХ века, к понятию «художественного образа» обращались отечественные представители философии и литературы – это Степин В. [25], Борев Ю. Б. [2], Кожинов В.В. [9] и др.

Так, выдающийся отечественный эстетик Борев Ю. Б.сказал, что художественный образ «конкретен и обладает чертами представления»

[2, с. 72]. Это говорит о том, что под пониманием «образ» входит не только материал действительности, созданный художником, но и его отношение к изображаемому.

Более конкретная формулировка о сущности художественного образа у литературоведа и критика Кожинова В. В., который утверждает, что художественный образ – это есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности[9, с. 136]. По его мнению, образ многолик и многосоставен, включающий все моменты действительного и духовного. Именно через образ, который соединяет субъективное с объективным, единичное с общим и идеальное с реальным, вырабатывается некое согласие всех этих противоборствующих сфер бытия, их гармония.[9, с. 138].

Дать четкое определение художественному образу почти невозможно. Его таинственность и скрытость, не прямота выраженной мысли окутывает сознание зрителя в туман, из которой нужно выбраться самостоятельно.

Определений у художественного образа ничуть не меньше, чем у театрализации. Они складывались благодаря великим мыслителям, критикам и литературоведам, и, все эти понятия довольно точно описывают суть образности.

Художественный образ – документального объекта есть метафорическое воплощение этого объекта в произведение искусства, обладающее способностью эстетического воздействия.[28]

Художественный образ – это мысль творца или сумма его чувств, выраженных не фронтально, как например, в науке, а иносказательно, через метафору[18, с. 6].

Режиссёры театрализованных представлений, в своих работах, чаще всего приводят примеры из собственной практики, не давая четкого определения художественному образу.


 

Так происходит потому, что художественный образ – это категория, которая базируется на поэтическом, интуитивном, почти на метафизическом постижении художественного материала.

Но одно мы знаем точно – художественный образ условен по отношению к документальному объекту, так как в нём воплощены и выражены чувства, а также мысли творца.

У каждого искусства свой спектр выразительных средств иносказаний. В музыке – это темп, ритм, тембр звуков; в живописи – цвет, перспектива тон и линии; в литературе – аллегории и метафоры.

Художественный образ в режиссуре – всегда двуединство формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная – развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой. Художественный образ, состоит из более мелких образов, структурных составляющих одного главного образа, который несет в себе идею произведения.

Выделяют несколько видов художественных образов[5]

Индивидуальные образы

Характеризуются самобытностью, неповторимостью. Обычно они являются плодом воображения писателя. Примером может служить Воланд из романа «Мастер и Маргарита» А. Булгакова.

Обобщенный образ (типичный)

В нём содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер. Изображение обобщенных или типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить, к примеру, Анну Каренину Л.Н. Толстого. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально–исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Гамлет, Обломов и так далее.

Образы-мотивы и топосы

Выходят за рамки индивидуальных образов героев. Образ-мотив – это устойчивое повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, которая выражена в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока). Топос обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ «маленького человека» в творчестве русских писателей – от Пушкина и Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова.

Непосредственно в самом действии театрализованного представления также выделяют:

Собирательный образ

Собирательный образ тот, что постепенно складывается на глазах у зрителя. (война). Собирательные образы создаются из речей, фраз, поступков персонажей. Воин интернационалист – собирается из качеств человека, характера, более конкретный

Сквозной образ

Некий образ, который переходит от эпизода к эпизоду, и может использоваться на связках. Появляется и исчезает, но несет смысловую нагрузку.

У художественного образа мысли есть свои особенности, которые отличают его от мысли в науке и практике в жизни. Вот наиболее важные из них:

1. Эмоциональность. Именно благодаря ей образ способен вызывать у зрителя целый спектр чувств;

2. Индивидуальный характер. Автор оставляет в этом образе некую печать своего внутреннего мира, в момент творчества;

3. Свободное отношение к факту, т.е образ свободен от документальной точности. Как известно, время меняет отношение общества к одним и тем же фактам.

А искусство претендует на то, чтобы говорить истину, которая более постоянна, чем правда отдельного события. Поэтому творец иногда отступает от конкретики, чтобы сказать более глубокую и важную мысль.

Художественный образ имеет свою структуру. Обычно он выстраивается автором произведения. Вот его основные составляющие:

• Метафора (иносказание)

• Ассоциативность (некая недосказанность, которая обеспечивает образу глубину)

• Противопоставление разных начал (элементов)

• Оригинальность

• Типичность

• Актуальность

 

«Обогащая массовое представление образностью, театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию».

Художественный образ театрализованного представления или праздника – понятие чрезвычайно сложное. В нем органически соединяются самые различные элементы, раскрывающие идею театрализованного представления, его глубинный смысл, стиль, жанр, ритмическую структуру – словом содержание и форму, спаянные воедино.

Иносказательные средства находят своё воплощение во всем действии театрализованного представления. При этом ведущими художественными выразительными средствами является символ и метафора, именно с помощью них режиссёр театрализованных представлений и праздников создаёт многогранный мир эстетических ценностей. Символический и метафорический образы играют большую роль для повышения идейно-эмоционального воздействия на зрителя любого театрализованного представления.

Передтем, как разобраться чем же отличается метафора от символа и какую роль они играют в театрализованном действии, дадим понятие «театрализации»:

Театрализация – явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства.

Метафора её типы и виды в театрализации.

Метафора – это образное сравнение одного предмета с другим на основании каких-либо свойств. Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: назначение, форма, объем, цвет и т.д. Термин «образ», в своем широком смысле, означает отражение в сознании внешнего мира.

Различают три типа метафор:

1. Метафоры сравнения. В них объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);

2. Метафоры загадки. Здесь объект залощен другим объектом («били копыта по мерзлым клавишам» –вместо «по булыжникам»);

3. Метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела»).

В повседневной жизни метафора привычна и практически незаметна, а в художественном творчестве метафора активна. Она способствует творческому воображению.

Целью метафоры служит создание образного строя, поэтическое углубление мысли, которое позволяет режиссеру довести решение спектакля до философского обращения. Для режиссера метафора очень ценна, у него она используется как средство построения сценических образов.

 

Виды метафор на языке театрализации представлены следующим образом:

1. Метафора оформления – создание образа в сценографии, где мысль и идея режиссёра выражены через планировку, оформление, детали и свет, через их соотношение и сочетание;

2. Метафора в актерской игре – где создаются образы больших обобщений;

3. Метафора пантомимы – здесь выражена образная пластика актёра, его монументальность и динамика;

4. Метафора мизансцены – разработка пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссёрской мысли.

Также, чтобы создать яркий образ, основанного на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами в театрализованном действии, можно на своеобразном контрасте.

Для того, чтобы сопоставленные предметы или явления были неожиданными, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, а иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений зрителю, в некоторых же случаях сходства могут даже отсутствовать.

Вообще, диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: начиная от внешнего оформления сцены, заканчивая образным звучанием всего спектакля. Метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

Метафора в образном решении – это характеристика, познание качеств и свойств одного явления через другое. Любая метафора, используемая в театрализации, рассчитана не на прямое понимание и требует от воспринимающего понять и почувствовать создаваемый ею
образно-эмоциональный эффект.

Содержащееся в метафоре скрытое сравнение необходимо уметь видеть. Новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию – тем самым недальновидные зрители и критики духовно обедняли сами себя. Данный прием приводит в действие нашу фантазию и воображение.

Разобравшись с метафорическим образом, рассмотрим символический образ.

Символ – в переводе с греческого означает «знак», знак, несущий глубинный смысл. Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенной точки зрения. В своей основе, как и метафора, символ имеет всегда переносное значение и скрытое сравнение. В искусстве символ имел и имеет всегда особо важное значение. Это связано, прежде всего, с природой образа, основной категории искусства. Всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее.

Символ является усилением образа или метафоры. Он не только заменяет одно представление другим, но и дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Символ не обязан воспроизводить все или даже главные свойства объекта, которые он выражает. Ему достаточно обнаружить отдаленные сходства с представляемым объектом, чтобы он смог вызвать определенные ассоциации, являющиеся непременным атрибутом любого творчества.

Символика учит узнавать нас за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное невидимое и невыразимое. Собственно, цель символического образа и заключается в том, что проецирует общественный опыт в эстетически привлекательных, эмоциональных формах, и предстает важным средством воспитания масс.

В ходе исторической совместной деятельности выработались условные знаки, за которыми стоят предметы, мысли и информация.

Знак условно обозначает явление реального мира. И, чтобы произошло восприятие данного знака, он должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление, ассоциации о том, что стоит за этим знаком. Только принимая смысловое отражение знака, мы испытываем его эмоциональное воздействие.

Через символ, также можно передать широчайшую идею, благодаря образам или системе образов. Символ обладает огромной силой обобщения. Несмотря на свою выразительность или невзрачность, символ, чаще всего берет на себя ведущую роль. Правильное использование символов, выражающих общественные ценности, способствуют повышению эмоционального воздействия на зрителя. Ассоциации заставляют домыслить то, о чем только что заявлено, обозначено зрителю.

К сожалению, уровень интеллектуальных способностей, эрудиции и жизненного опыта у зрителя разный. Поэтому символический образ может и «не выстрелить». С одном стороны, печально, когда зритель не понял символа, ведь именно от понимания или не понимая зависит оценка происходящего. Но, с другой стороны, внедрение символизма в театрализованное представление или праздник развивает умственные способности зрителя, его ассоциативный ряд.

Из всего выше сказанного хочется выделить приёмы, которые можно использовать в театрализации:

• Ассоциативность

• Обобщенность

Также, у символа есть свои особенности:

1. Символическая образность используется для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.

В драматургии реальный жизненный материал, с помощью выразительных средств, данные в определенном контексте, создают символический фон, который усиливает идейно-эмоциональное восприятие документа или факта. Однако и тут использование символической образности должно быть в образной логике контекста.

Например, в художественном оформлении символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. При этом точное эмоциональное воздействие возникает тогда, когда один из эпизодов является его вторым планом;

2. Символическая образность используется для выражения идеи работы режиссера. Для успеха постановки важно найти образ, адекватный его идее.

3. Символическая образность используется как принцип построения театрализованного действа.

Найдя нужный образ, который соответствует идее, режиссер получает логику построения всего представления, так называемый
сценарно-режиссерский ход.

4. Символическая образность используется как движущая сила сюжета театрализованного действа.

Перед режиссером стоят не простые задачи: разнородный материал преобразовать в готовый сценарий. И в этом может помочь символическая образность.

Символ очень тесно связан с метафорой и аллегорией. При этом важно установить связь, и, прежде всего, существенные различия. Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением.

Сценическое воплощение метафоры и символа во всех её формах позволяет ярче и нагляднее для зрителя выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. У аудитории есть прекрасная возможность быстро и точно определить, сформулировать свою собственную позицию по отношению к происходящему, что является первой и необходимой предпосылкой к формированию активного отношения к получаемой сценической информации.

Благодаря символу и метафоре театрализация получает второе дыхание. Эти иносказательные выразительные средства помогают увидеть сказанное и услышать зримое, что является необходимым условием восприятия зрителя и самым высоким искусством режиссуры зрелища.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.017 с.)