Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные элементы языка культуры)язык культуры. Символ, знак, метафора.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда мы говорим о языке культуры, в первую очередь необходимо сказать о языках, характерных для главных составляющих культуры. Науки, искусства и религии. Язык науки- знак -условный элемент, имеет одно значение. Язык религии символичен. Он связывает звуковая (мантры), тактильная, зрительная (прикладываясь к иконе, человек участвует в культурной связи) Язык искусства-метафора. Приводить примеры с солнцем(1 символ солнце-бог Гелиос,2 знак-в атласе, 3-метафора-солнышко ты мое. Крест-как нательный, как плюс и как я несу по жизни крест)
7. Религия, наука и искусство как способы познания мира. Краткая сравнительная характеристика. Автономные сферы культуры возникли достаточно поздно (Европа, 18 век) Отвечают на вопросы «Зачем?» и «Почему?» Религия (ранние проявления культуры – религиозны) Основные составляющие: ü Опыт – следствие не размышления, а пережитого; ü Учение – доктрина – теория, обучение; ü Культ - внешнее выражение внутреннего содержания религии; ü Организация – фиксация религиозных традиций (церковь и религиозные общины)
Различие восприятий:
Перспектива – точка схождения за пределы картины(изобразительное искусство). P.S. Картина – художественная метафора, икона – религиозный символ.
Обратная перспектива – точка схождения перед картиной: принцип создания икон(не путешествие в мир автора, а лицезрение, погружение в себя – главное не портретное сходство, а связь между человеком и небом. Фон главное. Цвет на иконах выполняет особую функцию - функцию символического языка). Язык религии – символ. Принцип написания иконы - обратная перспектива. На иконе поражает диспропорция. Икона. - мир отношений с вечностью. Картина - мир горизонталий. В иконе главное не портретное сходство, а то, что икона - это связь между человеком и небом. Язык религиозной культуры символичен. Связь может быть звуковой, зрительной ("Ом"). Прикладыявась к иконе, человек соучаствует. (Особым образом в Тайной Вечере).
Смещение смысловых акцентов:
ü Раннее христианство: «Я молюсь Богу»; ü Средние века: «Я молюс ь Богу»; ü Реформация: «Я молюсь Богу». Леонардо первым изобразил другой момент. 12 апостолов и 1 из вас дьявол. Леонардо изображает именно этот момент. Леонардо переходит к психологии человеческих отношений. От обратной перспективы мы переходим в другую реальность. Религиозный символ превращается в художественную метафору. Картина указывает на иную реальность, а икона одновременно является ее частью. Само дерево при этом не является священным. Религиозное богослужение обладает зрелищностью. Священник нарушает основной закон сцены - поворачивается спиной к зрителям. Он молится вместе с ними, он их проводник. Это не игра. Катарсис(от греч.) – обряд очищения через сильные переживанияв особенности от чувства вины или в связи с совершением молитвы или др. культового действия. Разный тип «очищения»: религиозный и античный(? – переживание от просмотра трагедии, древне-греческая традиция). Религия в системе культуры: ü Религия в целостной системе культуры дает ответ на вопрос, есть ли в существовании человека какой-то смысл, который вне мира и человека. ü Религия – возможность для человека получить дополнительное изменение и посмотреть на свою жизнь не с точки зрения его мира. ü Религия – способ познания мира. Ее специфика в том, что ее ответы нерациональны. Религиозный человек может найти ответ в тайне. ü Предсказывали, что религия умрет. Но она не умирает. Религия – константа человеческой культуры, культурообразующий феномен.
Основные признаки религии: 1. Вопрос о смысле человеческого бытия; 2. Связь с вечностью; 3. Что такое смерть, преодоление смерти; 4. Проблема существования боли, зла, страданий.
Теодицея – оправдание Бога; - полное название «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире. ü отношение к истине o в науке истина относительна o в искусстве субъективна o в религии истина – это бытие и всегда таинственна ü Тайна становится больше со временем ü Религия познается опытом ü Недискурсивность религиозного знания; оно не сводится к рациональному мышлению =>Особый способ познания мира – отсутствие рациональных ответов. Вера – удовлетворенность рациональным неответом. Смысл в тайне. (!) Наука и религия отвечают на разные вопросы: Религия и мораль: ü Религия ≠Мораль, так как религия выше морали; ü Религия основа морали, мораль выросла из религии; ü Нравственность – категория социальной морали, положительное основание – основа «религиозной морали»; ü Чудо – воскрешение(Евангелие Толстого). Наука ( специфика научного знания – препарирование жизни; Характеристики: ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию); ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез); ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства); ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс); ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции); ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация; ü Принцип фальсификации: ü Универсальность ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения; ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука) ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат); ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему) ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу) ü Преемственность(накопление знаний) ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику) Классификация: ü Естественные – (существующее в реальности); ü Точные(математические – об идеальном); ü Гуманитарные – (о человеке и культуре). (!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы. 1. Не соответствует набору критериев; 2. Онтология, гносеология, этика; 3. Целеполагающие вопросы(риторичность); Язык науки: Знак – имеет одно значение. Становление науки: 1. Наука была всегда 2. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э. (Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием; Против теории: доминировала религиозная составляющая) 3. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию; 4. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни. 5. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием. (!) Наука обусловлена: 1) запросами времени и общества; 2) попавшего под влияние времени ученым Сциентизм – абсолютизация роли науки в культуре. Явление в культуре, возникновение которого характерно для 19-20вв, связанное с мировоззрением, сложившимся в эпоху Возрождения и утверждающее всесилие науки, вера в то, что наука может ответить на все вопросы. Споры физиков и лириков в 60 гг – проявление социентизма.
Наука и этика Проблема соотношения взаимодействия науки и этики возникает, когда речь идет о применении научных знаний, приобретенных на практике, в быту. Критерии научности. 10 косвенных признаков лженауки: Искусство ( главный вопрос: кто?) Искусство в целостной системе культуры: ü Искусство – это всегда мастер, оно всегда материально, но личность доминирует в художественном произведении. ü Искусство – это способ познания мира, так как человек посредством искусства познает себя и сравнивает с другими. ü Отличие искусства от Религии и Культуры: · Наука исключает участие в контакте субъекта · Искусство основано на взаимодействии субъекта и объекта · Религия принципиально утверждает, что религиозный мир подлинный, а художник – что созданный им мир вымышлен. 1. Индивидуальность (субъективность) – любое художественное произведение в предельном смысле – автопортрет мастера. Оборотная сторона: в любом произведении есть: · То, что автор хотел выразить · То, что автор смог выразить · То, что автор выразил, сам не желая 2. Изменчивость – с человеком меняется его отношение к какому-либо виду искусства. 3. Парадоксальность 4. Основано на вымысле 5. Соотношение формы и содержания 6. Иррациональность Язык искусства – метафора. Пример: Солнце Символ: солнце – это бог Знак: рисунок Солнца Метафора: когда человека называют «солнце»& Критика художественного произведения должна исходить из того, кто мастер. Понимание таланта и любовь к произведению искусства – это разные вещи. Искусство и мораль (!)Ключевский: «не нужно путать театр с церковью» Для древних греков эстетическое = нравственное; красота = добро «На самом деле писатель учит не столько фразами, сколько всей атмосферой книги; у плохой книги есть мораль, а хорошая книга – мораль сама по себе». (!)У религии и морали есть побочный эффект. Лотман: «искусство – не руководство по морали; … никто не обвинит Шекспира в безнравственности, хотя было время, когда обвиняли; преступление в искусстве – это изучение преступления; в искусстве – изображение явления, в жизни – само явление». Бахтин: «3 области культуры обретают единство только в личности, но часто это происходит чисто механически. Когда человек в искусстве, его в жизни нет». Вейдле: Символ – религия Знак – наука Метафора – искусство
8. Религия в целостной системе культуры. Основные характеристики. Религия в системе культуры: ü Религия в целостной системе культуры дает ответ на вопрос, есть ли в существовании человека какой-то смысл, который вне мира и человека. ü Религия – возможность для человека получить дополнительное изменение и посмотреть на свою жизнь не с точки зрения его мира. ü Религия – способ познания мира. Ее специфика в том, что ее ответы нерациональны. Религиозный человек может найти ответ в тайне. ü Предсказывали, что религия умрет. Но она не умирает. Религия – константа человеческой культуры, культурообразующий феномен.
Основные признаки религии: 1.Вопрос о смысле человеческого бытия; 2. Связь с вечностью; 3. Что такое смерть, преодоление смерти; 4. Проблема существования боли, зла, страданий. Теодицея – оправдание Бога; - полное название «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире. ü отношение к истине o в науке истина относительна o в искусстве субъективна o в религии истина – это бытие и всегда таинственна ü Тайна становится больше со временем ü Религия познается опытом ü Недискурсивность религиозного знания; оно не сводится к рациональному мышлению =>Особый способ познания мира – отсутствие рациональных ответов. Вера – удовлетворенность рациональным неответом. Смысл в тайне. (!) Наука и религия отвечают на разные вопросы: Религия и мораль: ü Религия ≠Мораль, так как религия выше морали; ü Религия основа морали, мораль выросла из религии; ü Нравственность – категория социальной морали, положительное основание – основа «религиозной морали»; ü Чудо – воскрешение(Евангелие Толстого). Религия позволяет человеку вырваться из своего мира и посмотреть на себя принципиально иначе. Происхождение религии — человека что-то пугало. Человек начинает задавать вопросы. Появляется религия, чтобы это объяснить. Религия — институционализированная религиозность. + религиозная мотивация (н-р, экстремизм) Как способ познания мира религия не заинтересована внешним миром, поэтому конфликта с наукой нет. Религия — изучение мира в формате игры. Не путать: Relegere - перечитывать religare – соединять, слово «религия» именно отсюда Религия отвечает на вопрос «Для чего?» В религии личность ищет оправдание и спасение. Истина религиозная vs истина научная vs истина в искусстве Религ истина — бытие, абсолютна, существует вне существования человека Науч истина — объяснение бытия, относительная, актуальна только на сегодняшний день (раньше была другая наука), развивается Иск истина — у каждого своя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.178 (0.01 с.) |