Основные элементы языка культуры)язык культуры. Символ, знак, метафора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы языка культуры)язык культуры. Символ, знак, метафора.



Когда мы говорим о языке культуры, в первую очередь необходимо сказать о языках, характерных для главных составляющих культуры. Науки, искусства и религии.

Язык науки- знак -условный элемент, имеет одно значение.

Язык религии символичен. Он связывает звуковая (мантры), тактильная, зрительная (прикладываясь к иконе, человек участвует в культурной связи)

Язык искусства-метафора. Приводить примеры с солнцем(1 символ солнце-бог Гелиос,2 знак-в атласе, 3-метафора-солнышко ты мое. Крест-как нательный, как плюс и как я несу по жизни крест)

 

 

 

 

7. Религия, наука и искусство как способы познания мира. Краткая сравнительная характеристика.

Автономные сферы культуры возникли достаточно поздно (Европа, 18 век)

Отвечают на вопросы «Зачем?» и «Почему?»

Религия

(ранние проявления культуры – религиозны)

Основные составляющие:

ü Опыт – следствие не размышления, а пережитого;

ü Учение – доктрина – теория, обучение;

ü Культ - внешнее выражение внутреннего содержания религии;

ü Организация – фиксация религиозных традиций (церковь и религиозные общины)

 

Различие восприятий:

 

 

Перспектива – точка схождения за пределы картины(изобразительное искусство).

P.S. Картина – художественная метафора, икона – религиозный символ.

 

Обратная перспектива – точка схождения перед картиной: принцип создания икон(не путешествие в мир автора, а лицезрение, погружение в себя – главное не портретное сходство, а связь между человеком и небом. Фон главное. Цвет на иконах выполняет особую функцию - функцию символического языка). Язык религии – символ.

Принцип написания иконы - обратная перспектива. На иконе поражает диспропорция. Икона. - мир отношений с вечностью. Картина - мир горизонталий. В иконе главное не портретное сходство, а то, что икона - это связь между человеком и небом. Язык религиозной культуры символичен. Связь может быть звуковой, зрительной ("Ом"). Прикладыявась к иконе, человек соучаствует. (Особым образом в Тайной Вечере).

 

Смещение смысловых акцентов:

 

ü Раннее христианство: «Я молюсь Богу»;

ü Средние века: «Я молюс ь Богу»;

ü Реформация: «Я молюсь Богу».

Леонардо первым изобразил другой момент. 12 апостолов и 1 из вас дьявол. Леонардо изображает именно этот момент. Леонардо переходит к психологии человеческих отношений. От обратной перспективы мы переходим в другую реальность. Религиозный символ превращается в художественную метафору. Картина указывает на иную реальность, а икона одновременно является ее частью. Само дерево при этом не является священным.

Религиозное богослужение обладает зрелищностью. Священник нарушает основной закон сцены - поворачивается спиной к зрителям. Он молится вместе с ними, он их проводник. Это не игра.

Катарсис(от греч.) – обряд очищения через сильные переживанияв особенности от чувства вины или в связи с совершением молитвы или др. культового действия. Разный тип «очищения»: религиозный и античный(? – переживание от просмотра трагедии, древне-греческая традиция).
Религиозная организация.
"Я Господь Бог твой"
Любая религия - это мораль. Убивая, ты убиваешь человеческое подобие. Убивая в буддизме, ты продляешь свое псевдосуществование. Мораль обосновывается в религиозной системе. Принципиальное отличие - в нерелигиозной морали нет конвенционного основания. Мораль - это договор людей. 2) Мораль - социальное понятие.

Религия в системе культуры:

ü Религия в целостной системе культуры дает ответ на вопрос, есть ли в существовании человека какой-то смысл, который вне мира и человека.

ü Религия – возможность для человека получить дополнительное изменение и посмотреть на свою жизнь не с точки зрения его мира.

ü Религия – способ познания мира. Ее специфика в том, что ее ответы нерациональны. Религиозный человек может найти ответ в тайне.

ü Предсказывали, что религия умрет. Но она не умирает. Религия – константа человеческой культуры, культурообразующий феномен.


Религиозность – потребность в ответе на вопрос, что такое смерть.

Основные признаки религии:

1. Вопрос о смысле человеческого бытия;

2. Связь с вечностью;

3. Что такое смерть, преодоление смерти;

4. Проблема существования боли, зла, страданий.

 

Теодицея – оправдание Бога; - полное название «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире.

ü отношение к истине

o в науке истина относительна

o в искусстве субъективна

o в религии истина – это бытие и всегда таинственна

ü Тайна становится больше со временем

ü Религия познается опытом

ü Недискурсивность религиозного знания; оно не сводится к рациональному мышлению

=>Особый способ познания мира – отсутствие рациональных ответов. Вера – удовлетворенность рациональным неответом. Смысл в тайне.

(!) Наука и религия отвечают на разные вопросы:
1) Как? Каким образом?(состав неба)
2) Зачем? Для чего?(как попасть на небо)

Религия и мораль:

ü Религия ≠Мораль, так как религия выше морали;

ü Религия основа морали, мораль выросла из религии;

ü Нравственность – категория социальной морали, положительное основание – основа «религиозной морали»;

ü Чудо – воскрешение(Евангелие Толстого).

Наука

( специфика научного знания – препарирование жизни;
она не исключена из исторически-культурного контекста)

Характеристики:

ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию);

ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез);

ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства);

ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс);

ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции);

ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация;

ü Принцип фальсификации:
Теория, претендующая на звание «научной», должна описывать условия, при которых она неверна(научное знание должно фальсифицируем о)

ü Универсальность

ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения;

ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука)

ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат);

ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему)

ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу)

ü Преемственность(накопление знаний)

ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику)

Классификация:

ü Естественные – (существующее в реальности);

ü Точные(математические – об идеальном);

ü Гуманитарные – (о человеке и культуре).

(!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы.

1. Не соответствует набору критериев;

2. Онтология, гносеология, этика;

3. Целеполагающие вопросы(риторичность);

Язык науки:

Знак – имеет одно значение.

Становление науки:

1. Наука была всегда

2. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э.

(Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием;

Против теории: доминировала религиозная составляющая)

3. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию;

4. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни.

5. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием.

(!) Наука обусловлена:

1) запросами времени и общества;

2) попавшего под влияние времени ученым

Сциентизм – абсолютизация роли науки в культуре. Явление в культуре, возникновение которого характерно для 19-20вв, связанное с мировоззрением, сложившимся в эпоху Возрождения и утверждающее всесилие науки, вера в то, что наука может ответить на все вопросы. Споры физиков и лириков в 60 гг – проявление социентизма.

 

Наука и этика

Проблема соотношения взаимодействия науки и этики возникает, когда речь идет о применении научных знаний, приобретенных на практике, в быту.

Критерии научности.

10 косвенных признаков лженауки:
1) Отрицание современной науки.
2) Мания преследования автора (меня не зовут на конференции)
3) Теория всего (глобальность)
4) Отсутствие ссылок
5) Ссылки есть, но они не по теме.
6) Устаревшие ссылки - несостоятельный текст с т.з. Последних научных достижений
7) Кто автор? Труд по истории академика - а он математик. Мулдашев/Фоменко
8) Кто редактор?
9) Много больших букв. Человечество, Свет, Мир.
10) Новая терминология
"Не умножай сущности без нужды"

Искусство

( главный вопрос: кто?)

Искусство в целостной системе культуры:

ü Искусство – это всегда мастер, оно всегда материально, но личность доминирует в художественном произведении.

ü Искусство – это способ познания мира, так как человек посредством искусства познает себя и сравнивает с другими.

ü Отличие искусства от Религии и Культуры:

· Наука исключает участие в контакте субъекта

· Искусство основано на взаимодействии субъекта и объекта

· Религия принципиально утверждает, что религиозный мир подлинный, а художник – что созданный им мир вымышлен.
Характеристика искусства:

1. Индивидуальность (субъективность) – любое художественное произведение в предельном смысле – автопортрет мастера. Оборотная сторона: в любом произведении есть:

· То, что автор хотел выразить

· То, что автор смог выразить

· То, что автор выразил, сам не желая

2. Изменчивость – с человеком меняется его отношение к какому-либо виду искусства.

3. Парадоксальность

4. Основано на вымысле

5. Соотношение формы и содержания

6. Иррациональность

Язык искусства – метафора.

Пример: Солнце

Символ: солнце – это бог

Знак: рисунок Солнца

Метафора: когда человека называют «солнце»&

Критика художественного произведения должна исходить из того, кто мастер.

Понимание таланта и любовь к произведению искусства – это разные вещи.

Искусство и мораль

(!)Ключевский: «не нужно путать театр с церковью»

Для древних греков эстетическое = нравственное; красота = добро

«На самом деле писатель учит не столько фразами, сколько всей атмосферой книги; у плохой книги есть мораль, а хорошая книга – мораль сама по себе».

(!)У религии и морали есть побочный эффект.

Лотман: «искусство – не руководство по морали; … никто не обвинит Шекспира в безнравственности, хотя было время, когда обвиняли; преступление в искусстве – это изучение преступления; в искусстве – изображение явления, в жизни – само явление».

Бахтин: «3 области культуры обретают единство только в личности, но часто это происходит чисто механически. Когда человек в искусстве, его в жизни нет».

Вейдле:

Символ – религия

Знак – наука

Метафора – искусство

 

8. Религия в целостной системе культуры. Основные характеристики.

Религия в системе культуры:

ü Религия в целостной системе культуры дает ответ на вопрос, есть ли в существовании человека какой-то смысл, который вне мира и человека.

ü Религия – возможность для человека получить дополнительное изменение и посмотреть на свою жизнь не с точки зрения его мира.

ü Религия – способ познания мира. Ее специфика в том, что ее ответы нерациональны. Религиозный человек может найти ответ в тайне.

ü Предсказывали, что религия умрет. Но она не умирает. Религия – константа человеческой культуры, культурообразующий феномен.


Религиозность – потребность в ответе на вопрос, что такое смерть.

Основные признаки религии:

1.Вопрос о смысле человеческого бытия;

2. Связь с вечностью;

3. Что такое смерть, преодоление смерти;

4. Проблема существования боли, зла, страданий.

Теодицея – оправдание Бога; - полное название «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире.

ü отношение к истине

o в науке истина относительна

o в искусстве субъективна

o в религии истина – это бытие и всегда таинственна

ü Тайна становится больше со временем

ü Религия познается опытом

ü Недискурсивность религиозного знания; оно не сводится к рациональному мышлению

=>Особый способ познания мира – отсутствие рациональных ответов. Вера – удовлетворенность рациональным неответом. Смысл в тайне.

(!) Наука и религия отвечают на разные вопросы:
1) Как? Каким образом?(состав неба)
2) Зачем? Для чего?(как попасть на небо)

Религия и мораль:

ü Религия ≠Мораль, так как религия выше морали;

ü Религия основа морали, мораль выросла из религии;

ü Нравственность – категория социальной морали, положительное основание – основа «религиозной морали»;

ü Чудо – воскрешение(Евангелие Толстого).

Религия позволяет человеку вырваться из своего мира и посмотреть на себя принципиально иначе.

Происхождение религии — человека что-то пугало. Человек начинает задавать вопросы. Появляется религия, чтобы это объяснить.

Религия — институционализированная религиозность. + религиозная мотивация (н-р, экстремизм)

Как способ познания мира религия не заинтересована внешним миром, поэтому конфликта с наукой нет.

Религия — изучение мира в формате игры.

Не путать:

Relegere - перечитывать

religare – соединять, слово «религия» именно отсюда

Религия отвечает на вопрос «Для чего?»

В религии личность ищет оправдание и спасение.

Истина религиозная vs истина научная vs истина в искусстве

Религ истина — бытие, абсолютна, существует вне существования человека

Науч истина — объяснение бытия, относительная, актуальна только на сегодняшний день (раньше была другая наука), развивается

Иск истина — у каждого своя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.053 с.)