Рыцарская культура как ступенька к светской культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыцарская культура как ступенька к светской культуре.



Средние века

(Умберто Экко – история средних веков, относительность понятия)

История:

В Европе - это точка, пронизанная христианством (Джордано Бруно 8 лет провел в тюрьме до того, как был сожжен на костре за антихристианские воззрения);

Противоречивость/парадоксальность -матери едят детей во время голода, крестовые походы, инквизиция.

«Средние века» – понятие оценочное. Термин появился в эпоху Возрождения. Среднее означает промежуточность между Античностью и Возрождением.

Возрождение не имеет характера самостоятельной исторической эпохи- хронологически это часть Средневековья(!).

Выводы(зависимость от появления часов):

· Люди не меняются

· Люди меняются очень сильно
(В 1300г появляются первые часы на брелке, при чем с одной стрелкой - картиной мира человек объясняет то, что видит).

Основные характеристики:

ü Теоцентризм(Богоцентризм). Люди не просто живут в религиозном мире. Это мир, в котором Бог один, творец мира и Вселенной, в том числе пространства времени. Это накладывает на человека определенные обязательства: жизненный эпизод влияет на твое пребывание в вечности. (Есть создание, есть конец света – если есть конец, есть смысл – общение с Богом) – линейность времени, идя прогресса, основа для зарождения науки.

ü Разделение церкви и государства (теория двух мечей, концепция симфонии). Есть земная власть, которая связана с божественной, но все же отдалена от нее. Светская и религиозная жизни. Концепция симфонии -светское и духовное не пересекаются, но соединены одним народом.

ü Аскетика. Аскеза – ограничение. Любые ограничения имеют смысл, когда человек понимает, что он делает это ради Христа – (!)добро на брак(таинство).

ü Торможение науки в связи с богословием культуры.Августин Блаженный сказал «Только 2 вещи достойны познания – Бог и душа», идея служения.Средневековье одновременно способствует и препятствует возникновению науки:

· Идея иерархии, идея служения. Это культура, в которой каждая вещь и каждый человек служит. Родом службы определяется место человека в иерархии. Сословия: духовенство, дворянство, крестьяне.

· Земная иерархия – отражение иерархии небесной. Возникает иерархия ценностей, сословия - при этом мужчины и женщины равноценны(перед Богом), но не равнозначны.

· Универсальность знания – общекультурное стремление охватить мир целиком, понять его как законченное единство. Только универсальное знание считается подлинным. Понятия о добре и зле. Универсальный человек эпохи Возрождения – следствие тяги Средневековья к универсальному.

· Устность (озвученность) средневековой культуры. Вся жизнь средневекового человека протекала в публичном пространстве. Культура чтения вслух.

 

 

Значимые средневековые феномены:

· Рыцарство, как ступенька у светской культуре: С одной стороны это практически отражение монашества, с другой – совсем не похожи на него. Появляется во Франции в 12-13вв. Это особая субкультура, которая очень ценится людьми, принадлежащими к этой культуре.

· Рыцарь всегда служит лицу, а не государству; рыцарское воспитание – 7 рыцарских умений: верховая езда, фехтование, плавание, охота, игра в шахматы, сочинение, стихов о прекрасной даме, владение оружием – презрение к учености.

· Куртуазия – кодекс чести, согласно которому рыцарь должен быть смелым, верным, великодушным по отношению к поверженному врагу.

· Культ прекрасной дамы – связан с культом Богородицы. Этим и объясняется недоступность дамы для рыцаря. Дама должна быть недостижимым идеалом: замужем, недоступна, в ее честь сочиняются стихи и песни, она нереальна. Между культом прекрасной дамы и феминизмом существует прямая связь.

· Рыцарская поэзия. Преобладающая тема – любовь. Тот, кто не влюблен, поэтом быть не может.

· Воины христовы – не рыцари, а монахи(обеты: послушание, нестяжание и безбрачие). Религиозная символика(рукоять меча в виде креста), физическая борьба, посвящение в рыцари=монашеский подстриг, лишение полномочий(за ложь, неверность и проч) = отпевание усопшего(публичное унижение, щит к хвосту рабочей лошади, ломание меча, отпевание в храме).

 

Нищенствующие монашеские ордена

(То, что было в лекциях)
в средние века было 2 вызова католической церкви:
1. Развитие университетов- из монастырей интеллект стал перетягиваться в университеты.
2. Нравственный: церковь господствовала везде. Влияние духовной и светской власти друг на друга, сотрудничество. Это приводило к расколам и ересям.
Нищенствующие ордена стали ответом на вызовы. К примеру, францисканцы и доминиканцы проповедовали жесткое самоограничение.
Монашество- Бенедикт.
3 обета монаха: воздержание, нестяжательство, послушание.
Помимо личной собственности нищенствующие ордена также отказываются от общественной.
Доминиканцы (псы господни) считались интеллектуальной элитой до появления ордена иезуитов. Его основателем был Игнатий де Лойола. Члены ордена получали очень качественное образование.

Франциск Ассизский (1182-1226). Считается покровителем экологов, предтечьем Возрождения.

Проповедовал аскетизм, мог отказаться от всех благ (это он разделся, отдал одежду отцу и после был принят церковью).

1.Интеллектуализм и рациональность
2.Телесная, чувственная, эмоциональная молитвенная практика
1228- канонизация франциска католической церковью. (Беотификация- причисление к лику блаженных, канонизация- к лику святых)
Было еще 2ордена: Кларисс (св. Клара), терциарии (Третьи ордена, вначале была мужская ветвь, затем женская. Вначале возникли при францисканцах. Вики говорит, что они принимают обеты, но могут жить в миру. Легойда говорит, что это полумонашеский орден)

 

Схоластика и исихазм.

Университеты(оф. В 13вв):

 

(!) 1054 – раскол Церкви./988 – КрещениеРуси

До 313 г. Христианство было запрещено, как религия, а к концу 4 века стала господствующей и официальной религией, и уже тогда зародились различия между Восточной и Западной церквями.

Восточное Средневековье / Западное Средневековье

Иррационализм, созерцательность, отрешенность(не эмоциональность) Исихазм – восточно-христианская, монашеско-аскетичная традиция и практика богопознания. Возможность общения с богом через восприятие божественной энергии. Для полного погружения и правильного чтения молитвы существует специальная техника дыхания. Во время молитвы не представляются никакие образы. ü Будучи павшим, человек ставит перед собой цель: найти способ общения с Богом, который находится вне пространства и времени, поэтому сущность его не познаваема. ü Человек подобие Бога, а значит он может служить ему в качестве «приемника»; ü Восточное христианство(православие):через разум нельзя познать Бога, лишь путем мистического опыта. Рационализм, деятельность, целесообразность Схоластика – западно-христианское учение, стремящейся дать рациональное обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Основный принцип: Бог дал человеку разум, чтобы совершать богопознание.   ü Основная проблематика: соотношение веры и знания: вещи изучались досконально, культура цитирования, писание «сумм»(Фома Аквинский). ü Протестантизм: служение через труд; ü Католицизм: возможность познание бога через разум, если он не поврежден, значит он в состоянии правильно мыслить о Боге. ü Идея первого двигателя(недвижимый двигатель) – 5 способов доказательства бытия Бога: 1) Причинно-следственная связь; 2)Случайное предполагает необходимое; 3) Различие степеней(уровней) предполагает наличие абсолюта; 4) Часы/Вселенная – кто-то сделал.  

 

 

36 Средневековые университеты

Изначально слово «университет» не имело ничего общего с понятием «образование», оно означало кооперативное объединение, а то, что сейчас называют «университетом» тогда было – «общей школой». В итоге университеты в Средневековье это были учебные корпорации, где можно было получить ученые знания. Папа Римский выдавал лицензию на право преподавать в университете.

Университет называли так же: «Рекой, питающей мир» или «Хранителем ключей христианства».

Особенности:

ü Нет возрастного ценза;

ü Бакалавр 5 или 7 лет;

ü Изучались сферы: богословие, медицина и право;

ü Обучение бесплатно, но учебники были дорогими;

ü Форма обучения: лекции и диспуты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.007 с.)