Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К – 2 природа (с) Фридрих Шеллинг - немецкий философ.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К – 2 природа (с) Фридрих Шеллинг - немецкий философ. Аксиология –наука о ценностях. Артефакт -искусственно созданный объект или процесс. Культуру можно определить как совокупность артефактов. Человек -тоже артефакт, т.к. преображается в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Определения - 1) Функциональное (functio – исполнение обязанностей, круг деятельности) 2) Описательное 3) Сущностное — внутреннее содержание предмета, обнаруженное во внешнюю форму его существования 4) (?) Апофатическое — через отрицание прочих, неподходящих понятий. (То, чем культура точно НЕ является) (вообще это слово, вроде как, употребляется в контексте богословия. ноэтоневажно) Культура — совокупность ненаследуемых признаков Культура — вторая природа Культурная доминанта — смысл как содержание человеческого бытия. Смыслообразующие части бытия — базовые ценности. Культурология — наука о смыслах. И контекстах.
Культурное и природное. Фридрих Шеллинг - немецкий философ: «Культура-вторая природа». Подходы к соотношению К и П: 1) Культура противостоит Природе. Культура – преодоление природного. 2) типы культурных феноменов: · природные по своему происхождению (генезису) - (процессы еды – питание - (культура возделывания риса), размножения) · культурные по своему происхождению (ритуалы, моделирование, знаковые системы). Культура и человек Человек - единственное живое существо, которое создает для себя вторую среду-культуру, реализуя творческое начало. Реализуя игровую потребность, человек познает себя. Человек- творец и носитель культуры.
Виды потребностей:
На уровне витальных и социальных потребностей нет таких, которые присуще только человеку или животному. У животных нету потребности в религиозном удовлетворение. Это и является главной отличительной чертой Человека от Животного. Ю́рий Миха́йлович Ло́тман — советский литературовед отметил комментарием к Е.Онегину., что культурность определяется той границей, где человеку не все равно. Наука (рацион. – внешний мир) + искусство(эмоц. – внутренний мир) – познание окружающего мира Культура начинается там, где человек — уже больше, чем биологическое существо Культура возникает как система табу Культура преодолевает животное в человеке. Феномены а) природные в культурном опосредовании еда (?) б) технологич. процессы полит. институты
Культура как реализация потребностей. Культура и человек Человек - единственное живое существо, которое создает для себя вторую среду-культуру, реализуя творческое начало. Реализуя игровую потребность, человек познает себя. Человек- творец и носитель культуры.
Виды потребностей:
. Ю́рий Миха́йлович Ло́тман — советский литературовед отметил комментарием к Е.Онегину., что культурность определяется той границей, где человеку не все равно. Наука (рацион. – внешний мир) + искусство(эмоц. – внутренний мир) – познание окружающего мир Занимается в первую очередь реализацией идеальных потребностей . 4) Человек и животное. Сравнительный анализ, таблица Человек создает пространство, в котором живёт. Животное действует только в рамках природы Человек — потребность. Животное — инстинкты.
У человека и животного те же соц. и вит. потребности, но реализуются по-разному. На уровне витальных и социальных потребностей нет таких, которые присуще только человеку или животному. У животных нет потребности в религиозном удовлетворении. Это и является главной отличительной чертой человека от животного У животного не возникает культура. Крыса перемещается из зоны комфорта, руководствуясь инстинктами, но не задумывается при этом о смысле жизни. Животные не боятся смерти в экзистенциальном смысле. Человек первый начинает хоронить умерших, и не ради санитарии, а как обряд, осуществление религиозной потребности преодоления смерти. Отсюда религия. Из неё — культуры. Могилы — первые артефакты. Обезьяна не хоронит, человек уже хоронит. Религиозной потребностью в поиске смысла жизни обладает каждый. Оттого религиозен каждый.Просто у кого-то потребность выражена сильнее,у кого-то слабее.
Человек как артефакт. Процесс социализации. Артефакт -искусственно созданный объект или процесс. Культуру можно определить как совокупность артефактов. Человек -тоже артефакт, т.к. преображается в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации освещен социологом Дж. Мидом (символический интеракционизм) социальным психологом Эриком Эриксоном (концепция становления личности) С. подразделяют на первичную и вторичную социализацию. Символический интеракционизм опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929). которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. Мида Гербертом Блумером (1900- 1987). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему: § люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам; § сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми; § символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов. Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, «все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности. Артефакт - то, что сделано человеком. Человек тоже может считаться артефактом, потому что он создается средой, а значит другим человеком Человек — и творец, и творение (артефакт). Человек создает пространство, в котором живёт.
Критерии научности. 10 косвенных признаков лженауки: Искусство ( главный вопрос: кто?) Искусство в целостной системе культуры: ü Искусство – это всегда мастер, оно всегда материально, но личность доминирует в художественном произведении. ü Искусство – это способ познания мира, так как человек посредством искусства познает себя и сравнивает с другими. ü Отличие искусства от Религии и Культуры: · Наука исключает участие в контакте субъекта · Искусство основано на взаимодействии субъекта и объекта · Религия принципиально утверждает, что религиозный мир подлинный, а художник – что созданный им мир вымышлен. 1. Индивидуальность (субъективность) – любое художественное произведение в предельном смысле – автопортрет мастера. Оборотная сторона: в любом произведении есть: · То, что автор хотел выразить · То, что автор смог выразить · То, что автор выразил, сам не желая 2. Изменчивость – с человеком меняется его отношение к какому-либо виду искусства. 3. Парадоксальность 4. Основано на вымысле 5. Соотношение формы и содержания 6. Иррациональность Язык искусства – метафора. Пример: Солнце Символ: солнце – это бог Знак: рисунок Солнца Метафора: когда человека называют «солнце»& Критика художественного произведения должна исходить из того, кто мастер. Понимание таланта и любовь к произведению искусства – это разные вещи. Искусство и мораль (!)Ключевский: «не нужно путать театр с церковью» Для древних греков эстетическое = нравственное; красота = добро «На самом деле писатель учит не столько фразами, сколько всей атмосферой книги; у плохой книги есть мораль, а хорошая книга – мораль сама по себе». (!)У религии и морали есть побочный эффект. Лотман: «искусство – не руководство по морали; … никто не обвинит Шекспира в безнравственности, хотя было время, когда обвиняли; преступление в искусстве – это изучение преступления; в искусстве – изображение явления, в жизни – само явление». Бахтин: «3 области культуры обретают единство только в личности, но часто это происходит чисто механически. Когда человек в искусстве, его в жизни нет». Вейдле: Символ – религия Знак – наука Метафора – искусство
8. Религия в целостной системе культуры. Основные характеристики. Религия в системе культуры: ü Религия в целостной системе культуры дает ответ на вопрос, есть ли в существовании человека какой-то смысл, который вне мира и человека. ü Религия – возможность для человека получить дополнительное изменение и посмотреть на свою жизнь не с точки зрения его мира. ü Религия – способ познания мира. Ее специфика в том, что ее ответы нерациональны. Религиозный человек может найти ответ в тайне. ü Предсказывали, что религия умрет. Но она не умирает. Религия – константа человеческой культуры, культурообразующий феномен.
Основные признаки религии: 1.Вопрос о смысле человеческого бытия; 2. Связь с вечностью; 3. Что такое смерть, преодоление смерти; 4. Проблема существования боли, зла, страданий. Теодицея – оправдание Бога; - полное название «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла») — соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы «естественной теологии». В задачи «Т.» входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире. ü отношение к истине o в науке истина относительна o в искусстве субъективна o в религии истина – это бытие и всегда таинственна ü Тайна становится больше со временем ü Религия познается опытом ü Недискурсивность религиозного знания; оно не сводится к рациональному мышлению =>Особый способ познания мира – отсутствие рациональных ответов. Вера – удовлетворенность рациональным неответом. Смысл в тайне. (!) Наука и религия отвечают на разные вопросы: Религия и мораль: ü Религия ≠Мораль, так как религия выше морали; ü Религия основа морали, мораль выросла из религии; ü Нравственность – категория социальной морали, положительное основание – основа «религиозной морали»; ü Чудо – воскрешение(Евангелие Толстого). Религия позволяет человеку вырваться из своего мира и посмотреть на себя принципиально иначе. Происхождение религии — человека что-то пугало. Человек начинает задавать вопросы. Появляется религия, чтобы это объяснить. Религия — институционализированная религиозность. + религиозная мотивация (н-р, экстремизм) Как способ познания мира религия не заинтересована внешним миром, поэтому конфликта с наукой нет. Религия — изучение мира в формате игры. Не путать: Relegere - перечитывать religare – соединять, слово «религия» именно отсюда Религия отвечает на вопрос «Для чего?» В религии личность ищет оправдание и спасение. Истина религиозная vs истина научная vs истина в искусстве Религ истина — бытие, абсолютна, существует вне существования человека Науч истина — объяснение бытия, относительная, актуальна только на сегодняшний день (раньше была другая наука), развивается Иск истина — у каждого своя Критерии научности. 10 косвенных признаков лженауки:
Знак как язык науки Знак - элемент условный, имеет одно значение Наука ( специфика научного знания – препарирование жизни; Характеристики: ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию); ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез); ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства); ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс); ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции); ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация; ü Принцип фальсификации: ü Универсальность ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения; ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука) ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат); ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему) ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу) ü Преемственность(накопление знаний) ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику) Классификация: ü Естественные – (существующее в реальности); ü Точные(математические – об идеальном); ü Гуманитарные – (о человеке и культуре). (!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы. 7. Не соответствует набору критериев; 8. Онтология, гносеология, этика; 9. Целеполагающие вопросы(риторичность); Язык науки: Знак – имеет одно значение. Становление науки: 11. Наука была всегда 12. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э. (Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием; Против теории: доминировала религиозная составляющая) 13. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию; 14. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни. 15. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием. (!) Наука обусловлена: 1) запросами времени и общества; 2) попавшего под влияние времени ученым
Язык религии - знак
14. Основные характеристики науки. Наука ( специфика научного знания – препарирование жизни; Характеристики: ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию); ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез); ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства); ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс); ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции); ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация; ü Принцип фальсификации: ü Универсальность ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения; ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука) ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат); ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему) ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу) ü Преемственность(накопление знаний) ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику) Классификация: ü Естественные – (существующее в реальности); ü Точные(математические – об идеальном); ü Гуманитарные – (о человеке и культуре). (!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы. 10. Не соответствует набору критериев; 11. Онтология, гносеология, этика; 12. Целеполагающие вопросы(риторичность); Язык науки: Знак – имеет одно значение. Становление науки: 16. Наука была всегда 17. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э. (Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием; Против теории: доминировала религиозная составляющая) 18. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию; 19. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни. 20. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием. (!) Наука обусловлена: 1) запросами времени и общества; 2) попавшего под влияние времени ученым Сциентизм – абсолютизация роли науки в культуре. Явление в культуре, возникновение которого характерно для 19-20вв, связанное с мировоззрением, сложившимся в эпоху Возрождения и утверждающее всесилие науки, вера в то, что наука может ответить на все вопросы. Споры физиков и лириков в 60 гг – проявление социентизма.
Наука и этика Проблема соотношения взаимодействия науки и этики возникает, когда речь идет о применении научных знаний, приобретенных на практике, в быту. Критерии научности. 10 косвенных признаков лженауки: Религия и наука
(!) Наука и религия отвечают на разные вопросы:
Истина религиозная vs истина научная vs истина в искусстве Религ истина — бытие, абсолютна, существует вне существования человека Науч истина — объяснение бытия, относительная, актуальна только на сегодняшний день (раньше была другая наука), развивается Иск истина — у каждого своя
Как способ познания мира религия не заинтересована внешним миром, поэтому конфликта с наукой нет.
Искусство ( главный вопрос: кто?) Искусство в целостной системе культуры: ü Искусство – это всегда мастер, оно всегда материально, но личность доминирует в художественном произведении. ü Искусство – это способ познания мира, так как человек посредством искусства познает себя и сравнивает с другими. ü Отличие искусства от Религии и Культуры: · Наука исключает участие в контакте субъекта · Искусство основано на взаимодействии субъекта и объекта · Религия принципиально утверждает, что религиозный мир подлинный, а художник – что созданный им мир вымышлен. 7. Индивидуальность (субъективность) – любое художественное произведение в предельном смысле – автопортрет мастера. Оборотная сторона: в любом произведении есть: · То, что автор хотел выразить · То, что автор смог выразить · То, что автор выразил, сам не желая 8. Изменчивость – с человеком меняется его отношение к какому-либо виду искусства. 9. Парадоксальность 10. Основано на вымысле 11. Соотношение формы и содержания 12. Иррациональность Язык искусства – метафора. Пример: Солнце Символ: солнце – это бог Знак: рисунок Солнца Метафора: когда человека называют «солнце»& Критика художественного произведения должна исходить из того, кто мастер. Понимание таланта и любовь к произведению искусства – это разные вещи Искусство и мораль (!)Ключевский: «не нужно путать театр с церковью» Для древних греков эстетическое = нравственное; красота = добро «На самом деле писатель учит не столько фразами, сколько всей атмосферой книги; у плохой книги есть мораль, а хорошая книга – мораль сама по себе». (!)У религии и морали есть побочный эффект. Лотман: «искусство – не руководство по морали; … никто не обвинит Шекспира в безнравственности, хотя было время, когда обвиняли; преступление в искусстве – это изучение преступления; в искусстве – изображение явления, в жизни – само явление». Бахтин: «3 области культуры обретают единство только в личности, но часто это происходит чисто механически. Когда человек в искусстве, его в жизни нет». Вейдле: Символ – религия Знак – наука Метафора – искусство Искусство - способ познания мира. Искусство, отталкиваясь от бытовой жизни рисует свой мир. Понятие «средние века» Схоластика и исихазм. Университеты(оф. В 13вв):
(!) 1054 – раскол Церкви./988 – КрещениеРуси До 313 г. Христианство было запрещено, как религия, а к концу 4 века стала господствующей и официальной религией, и уже тогда зародились различия между Восточной и Западной церквями. Восточное Средневековье / Западное Средневековье
36 Средневековые университеты Изначально слово «университет» не имело ничего общего с понятием «образование», оно означало кооперативное объединение, а то, что сейчас называют «университетом» тогда было – «общей школой». В итоге университеты в Средневековье это были учебные корпорации, где можно было получить ученые знания. Папа Римский выдавал лицензию на право преподавать в университете. Университет называли так же: «Рекой, питающей мир» или «Хранителем ключей христианства». Особенности: ü Нет возрастного ценза; ü Бакалавр 5 или 7 лет; ü Изучались сферы: богословие, медицина и право; ü Обучение бесплатно, но учебники были дорогими; ü Форма обучения: лекции и диспуты.
К – 2 природа (с) Фридрих Шеллинг - немецкий философ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.01 с.) |