Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истина религиозная всегда таинственна. Но не эзотеризм (передача тайны от сведущего к сведущему).

Поиск

9) Строение религии (опыт, учение, культ, организация). Мировые и национальные религии.

1 — опыт. Человек переживает свой особый интеллектуальный опыт. Любая религия начинается с опыта.

Религиозный опыт можно приобрести, но нельзя передать как знание.

Опыт в основании религиозной традиции.

2 — учение. Институт для передачи религии.

Евреи ждут Мессию, греки ищут мудрость

Формируются неприкасаемые вероисповедные представления. Если человек делает другой выбор — от отделяется от учения.

Догмат — незыблемые представления, не подлежащие пересмотру.

Языческие религии адогматичны, это религии культа, а не учения.

3 — Культ — внешнее выражение внутреннего содержания религии. Выражение опыта в жизни.

Религиозный культ символичен.

4 — организация. В христианском понимании церковь не столько организация, сколько совокупность 1-3 пунктов.

 

Авраамические религии (восходят к Аврааму) — иудаизм, христианство, ислам

Христианство и ислам крайне различны на уровне культа, то есть различны внешние выражения внутреннего смысла, который по сути схож

Мечеть и синагога — не храмы. Это места для молитвы, там нет священнослужений.

Христианство — человека и бога соединяет священник

Ислам — нет священника и церкви

Касательно ухода:

Христианство — христос умер, христос воскрес.

Ислам — нет акцента на уходе Мухаммеда.

Буддизм — будда уходит, но важно не это, важен его путь.

Символ как язык религии (символизм языка религии)

Символ — основной элемент языка религиозного культа.

Составляющие любой религии:

  1. опыт- возникает как следствие пережитого, а не простого размышления
  2. учение- доктрина оформленного опыта (Библия - христианское богословие, догматика. Догмат- единица учения, аксиома. Буддизм- идегматическая релгиия)
  3. культ- внешнее выражение внутр. содержания религии. (язык- символ)

Литература - художник придумал свой мир.

Религия- не втягивает в вымышл.мир, позволяет пережить эмоции, текст не просто про что-то, а обращен к читателю, объясняет человечество как таковое.

картина- перспектива (приглашение в свой мир)

икона- обратная перспектива (мир отношений с вечностью, главное-фон, портретное сходство неважно)

НЕ картина, содержание неценно, т.к. символ

Прикосновение к иконе - к тому, что вне

Причастие -становление частью Бога, участие в ТВ наравне с апостолами

Я(возрожд) (ср.века) БОГУ(раннее христ.) Смещение акцентов в культуре.

Икона->Картина, Религ.символ-> худ.метафора

Театр.постановка(все понимают, что это игра)

Богослужение(священник нарушает основной закон сцены, стоит спиной, молится со всеми, перемена человека, а не только эмоц. воздействие)

  1. организация - фиксированные религиозные традиции (церковь, саника, религ.община)

Религия и мораль

традиц. религия - мораль + обрядовые накрутки

мораль выросла из религии

Основная внерелиг.мораль - договорные(нет положит. основания)

нравственность - категория социальной морали

Евангелие от Толстого- чудес почти нет, все заканчивается распятием (вся религия сводится к морали)

Апостол Павел - нет воскрешения - религия бессмысленна

Язык религии - знак
Язык науки - символ
Язык искусства – метафора

 

 

11) религия и нравственность

 

12. Наука в целостной системе культуры.
Наука

( специфика научного знания – препарирование жизни;
она не исключена из исторически-культурного контекста)

Характеристики:

ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию);

ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез);

ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства);

ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс);

ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции);

ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация;

ü Принцип фальсификации:
Теория, претендующая на звание «научной», должна описывать условия, при которых она неверна(научное знание должно фальсифицируем о)

ü Универсальность

ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения;

ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука)

ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат);

ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему)

ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу)

ü Преемственность(накопление знаний)

ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику)

Классификация:

ü Естественные – (существующее в реальности);

ü Точные(математические – об идеальном);

ü Гуманитарные – (о человеке и культуре).

(!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы.

4. Не соответствует набору критериев;

5. Онтология, гносеология, этика;

6. Целеполагающие вопросы(риторичность);

Язык науки:

Знак – имеет одно значение.

Становление науки:

6. Наука была всегда

7. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э.

(Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием;

Против теории: доминировала религиозная составляющая)

8. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию;

9. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни.

10. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием.

(!) Наука обусловлена:

1) запросами времени и общества;

2) попавшего под влияние времени ученым

Сциентизм – абсолютизация роли науки в культуре. Явление в культуре, возникновение которого характерно для 19-20вв, связанное с мировоззрением, сложившимся в эпоху Возрождения и утверждающее всесилие науки, вера в то, что наука может ответить на все вопросы. Споры физиков и лириков в 60 гг – проявление социентизма.

 

Наука и этика

Проблема соотношения взаимодействия науки и этики возникает, когда речь идет о применении научных знаний, приобретенных на практике, в быту.

Критерии научности.

10 косвенных признаков лженауки:
1) Отрицание современной науки.
2) Мания преследования автора (меня не зовут на конференции)
3) Теория всего (глобальность)
4) Отсутствие ссылок
5) Ссылки есть, но они не по теме.
6) Устаревшие ссылки - несостоятельный текст с т.з. Последних научных достижений
7) Кто автор? Труд по истории академика - а он математик. Мулдашев/Фоменко
8) Кто редактор?
9) Много больших букв. Человечество, Свет, Мир.
10) Новая терминология
"Не умножай сущности без нужды"

 

Знак как язык науки

Знак - элемент условный, имеет одно значение

Наука

( специфика научного знания – препарирование жизни;
она не исключена из исторически-культурного контекста)

Характеристики:

ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию);

ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез);

ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства);

ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс);

ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции);

ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация;

ü Принцип фальсификации:
Теория, претендующая на звание «научной», должна описывать условия, при которых она неверна(научное знание должно фальсифицируем о)

ü Универсальность

ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения;

ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука)

ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат);

ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему)

ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу)

ü Преемственность(накопление знаний)

ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику)

Классификация:

ü Естественные – (существующее в реальности);

ü Точные(математические – об идеальном);

ü Гуманитарные – (о человеке и культуре).

(!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы.

7. Не соответствует набору критериев;

8. Онтология, гносеология, этика;

9. Целеполагающие вопросы(риторичность);

Язык науки:

Знак – имеет одно значение.

Становление науки:

11. Наука была всегда

12. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э.

(Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием;

Против теории: доминировала религиозная составляющая)

13. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию;

14. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни.

15. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием.

(!) Наука обусловлена:

1) запросами времени и общества;

2) попавшего под влияние времени ученым

 

 

Язык религии - знак
Язык науки - символ
Язык искусства - метафора
Солнце является символом, когда солнце - это Бог.
В науке солнце является знаком.
Метафора - солнце ты мое, переносит качества.
Крест:
- это мой крест - метафора
- крест на шее - это символ
- 2+2= это знак
Мораль в религии - она всегда вторична. Она является следствием содержания. Мораль всегда покоится на представлении. В буддизме нельзя убивать, потому что портится карма.
Наука не пресекается с моралью. Научные законы не могут быть нравственными или безнравственными.
У плохой книги - есть мораль, а хорошая книга - мораль сама по себе.
Ремесленная пропись. Мораль - вся книга, обстановка, предметы, то, о чем автор не задумывался.
И в религии и искусстве есть побочный эффект. Христианская культура первой сказала, что женщина - тоже человек. Так побочным образом возник феминизм. Современный феминизм антихристианский.
Искусство стремится быть похожим на жизнь, искусство модель жизнь. Лотман.
Бахтин: три образа человеческой культуры: наука, искусство и жизнь...
Когда ты в театре, тебя в жизни нет.
Владимир Вей: в самом деле, что же видит психоанализ в литературе? Психоанализ бессилен против братьев Карамазовых.

 

 

14. Основные характеристики науки.

Наука

( специфика научного знания – препарирование жизни;
она не исключена из исторически-культурного контекста)

Характеристики:

ü Рациональность(целевой подход, нет полагания на интуицию);

ü Обоснованность(экспериментальная проверка научных гипотез);

ü Достоверность(не вымысел, в отличие от искусства);

ü Незавершенность научного знания(постоянный прогресс);

ü Непротиворечивость(в рамках единой научной теории и концепции);

ü Эмпирическая подтверждаемость – верификация;

ü Принцип фальсификации:
Теория, претендующая на звание «научной», должна описывать условия, при которых она неверна(научное знание должно фальсифицируем о)

ü Универсальность

ü Обезличенность(интер-субъективность) – беспристрастные вывод, нет влияния личного мнения;

ü Внеморальность(в силу объективности наука(предмет науки) не лежит в плоскости морали; «Бомба на Хиросиму» - уже не наука)

ü Воспроизводилось научного опыта(повторяемость одного и того же результат);

ü Системность(научные знания должны быть приведены в единую систему)

ü Фрагментарность(затрагивает лишь одну область или отрасль знания, а не все сразу)

ü Преемственность(накопление знаний)

ü Предсказательность и практическая эффективность(расчет нового явления и выход на практику)

Классификация:

ü Естественные – (существующее в реальности);

ü Точные(математические – об идеальном);

ü Гуманитарные – (о человеке и культуре).

(!) Философия – не входит в эту категорию: эта наука объединяет религиозные, научные и житейские вопросы.

10. Не соответствует набору критериев;

11. Онтология, гносеология, этика;

12. Целеполагающие вопросы(риторичность);

Язык науки:

Знак – имеет одно значение.

Становление науки:

16. Наука была всегда

17. Наука зародилась в Греции ы 5 в до н.э.

(Обоснование: с Древней Греции знание соединялось с обоснованием;

Против теории: доминировала религиозная составляющая)

18. Наука возникла в Средние века (13-14вв) – потому что возник интерес к опытному знанию;

19. Наука возникла в 16-14вв в Просвещение (Ньютон, Галилей). Первая теоретическая модель в физике на языке математика. Первая научная теория в Европе. Появление профессии ученый. Наука выделяется в отдельную сферу жизни.

20. 19в – когда исследовательская научная деятельность соединяется с высшим образованием.

(!) Наука обусловлена:

1) запросами времени и общества;

2) попавшего под влияние времени ученым

Сциентизм – абсолютизация роли науки в культуре. Явление в культуре, возникновение которого характерно для 19-20вв, связанное с мировоззрением, сложившимся в эпоху Возрождения и утверждающее всесилие науки, вера в то, что наука может ответить на все вопросы. Споры физиков и лириков в 60 гг – проявление социентизма.

 

Наука и этика

Проблема соотношения взаимодействия науки и этики возникает, когда речь идет о применении научных знаний, приобретенных на практике, в быту.

Критерии научности.

10 косвенных признаков лженауки:
1) Отрицание современной науки.
2) Мания преследования автора (меня не зовут на конференции)
3) Теория всего (глобальность)
4) Отсутствие ссылок
5) Ссылки есть, но они не по теме.
6) Устаревшие ссылки - несостоятельный текст с т.з. Последних научных достижений
7) Кто автор? Труд по истории академика - а он математик. Мулдашев/Фоменко
8) Кто редактор?
9) Много больших букв. Человечество, Свет, Мир.
10) Новая терминология
"Не умножай сущности без нужды"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.011 с.)