Искусство создания художественного образа в сценографии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство создания художественного образа в сценографии



 

Декоративно-художественное оформление сценического
пространства – одно из самых действенных выразительных средств для создания художественного образа в режиссуре театрализованного представления. Именно сценографический образ создаёт верную, броскую и яркую атмосферу театрализованного действа.

Создать сценографический образ – задача не из простых. Этот процесс требует максимум внимательности, ведь любая оплошность режиссёра может повлечь за собой: акцент внимания на совершенно не нужный объект действия, отсутствие визуальной гармонии у зрителя и, самое главное, не правильный смысл, который не соответствует теме, идеи и сверхзадаче спектакля в целом.

Поэтому, чтобы грамотно создать художественной образ в сценографии, необходимо изучить её специфику.

• Сценография, является искусством не изобразительным, а выразительным. Изобразительное искусство, в первую очередь, повествуют о чем-то и быстрее действует на интеллектуальную сторону человеческой психики, а уже потом на эмоциональную. А выразительное искусство напротив, ни о чем нам не повествует, действует сперва на эмоциональный спектр чувств и лишь потом на интеллектуальное начало человеческой психики.

В большинстве своих случаев, сценография просто создает эмоциональный климат спектакля, концерта, представления.

• Декоративное искусство, будучи искусством выразительным тоже несет в себе тот или иной смысл, но содержание его особое. Оно заключается в функциональности предметов искусства, практическом назначении. Функциональная основа декоративного искусства первична и выразительная сторона подчиняется ей безусловно.

• Частой проблемой служит несоразмерность сценического пространства с размером человека. Тут сценография нам оказывает большую помощь: правильно подобранные пропорции в решении образа на сцене. Или же наоборот, в правильных пропорциях сценического пространства подчеркнуть несоразмерность человека и то, что его окружает.

• Декоративное искусство во многих своих проявлениях синтетично. Сценографический образ еще более синтетичен. Сценографический образ состоит из художественной работы свету, фактуры разных материалов, конструкций (а также их пропорций и формы), пластики актеров, линий
(их разновидность и направленность), характера костюмов на сцене и грима актеров, направление и скорость движений, перспектива, цвет и т.д. Сценографический образ – самое сложное явление в декоративном искусстве. Синтетичность – одна из главных его особенностей.

• Из предыдущего вытекает, что важнейшей особенностью сценографического образа является целостность во времени и пространстве.

• Сценография искусство существует в трехмерном пространстве как дизайн, архитектура и скульптура. В этом трехмерном пространстве нужно выстроить эстетическую среду так, чтобы эмоционально точно передавалась идея и жанр спектакля. Любое представление существует не только в пространстве, но еще и во времени, в котором идет развитие действия, усиливается драматизм, нагнетаются страсти, кульминация, развязка. Образ на сцене в течении действия должен менять художественный климат – создавать ощущения жизни. Сценографический образ должен быть целостным во времени и пространстве, чтобы у зрителя от спектакля осталось единое гармоничное впечатление.

Сценография, как любой другой вид искусства имеет свой особенный набор выразительных средств.

Сценография широко использует цвет с его огромными художественными возможностями. У цвета широкий спектр психологического воздействия: возможность работы с эмоциями зрителя, обилие цветовой символики, корректировка видимого пространства, управление психофизическим состоянием зрителя. Когда идет речь о цвете в сценографии, то подразумевается не только колорит различных окрашенных поверхностей на сцене, но и цвет освещения, упорядоченный подбор цвета тканей, предметов, костюмов, грима.

Важнейшим выразительным средством в сценографии также является свет. Его роль в создании сценографического образа трудно переоценить. Свет, словно волшебная палочка, способная творить чудеса в сценическом пространстве. Именно он во многом создает нужный психологический климат, освещает место действия, изображает эффекты погоды, корректирует внешность актера и многое другое.

Еще одним важнейшим средством в сценографии является перспектива. Она позволяет моделировать сценическое пространство: расширять его, углублять, дробить, искажать и прочее.

Пропорции так же являются выразительным средством для создания образа представления. Специфика художественной работы пропорции на сцене заключается в сопоставлении самоощущения зрителем себя в пространстве и видимой им картины. Предметы на сцене, а именно их размер, может быть комфортным для восприятия, а могут наоборот вызывать разного рода дискомфорт: подавлять зрителя, сжимать и сужать пространство.

Любой спектакль должен быть ритмически организован. Визуальное пространство также должно быть ритмически выстроенным. У ритма много выразительных способностей. Чередование, скорость и количество тех или иных линий, светотени, цвета, различных движений создают те или иные художественные эффекты.

Также для создания сценографического образа большое значение имеет фактура материалов оформления сцены. У бархата одна выразительность, у шёлка – другая. Выбор фактур в сценографии не ограничен (исключение составляют только пожароопасные вещества).

Любое театрализованное действие обогащается динамикой. Движение осуществляют декорации, что производит очень сильное впечатление на зрителя. Напомним, что движение актеров на сцене, их пластика являются составной частью сценографического образа. Характер пластики актеров должен соотноситься с линиями декора сцены и представлять единое целое.

Сценический костюм и грим являются составной частью общего сценографического образа, с которым они существуют в едином стиле и который они обогащают. Костюм и грим составляют целую область творчества театрального художника, воплощающего в костюмах и гриме огромный мир образов – остро социальных, сатирических, гротесковых, трагических.

По этим выразительным средствам видно, что сценографический образ обладает почти неограниченными возможностями и художественный результат постановки спектакля во многом зависит от качественности этого образа.

Таким образом, широта использования художественного образа в театрализованном представлении высока. Он может оказаться даже там, где мы не акцентировали своего внимания. Придумать образ не так просто, как кажется, но ещё гораздо труднее воплотить его сцене. Художественный образ, как составная часть театрализованного представления, наличие которого ощутимо зрителем. Мы можем его не видеть, но он видит нас и даёт нам знать о своём присутствии через ассоциативный ряд, который возникает в нашей голове, через сравнение и мысли, наталкивающие на различные размышления.

Иногда, бывает так, что даже у профессионала своего дела появляются дополнительные образы, так называемые «сюрпризы», которые наполняют действо ещё больше, делают его лучше. Случается, так, что образность самостоятельно находит выход и само выражается в нашем театрализованном действии, тем самым, обогащая ассоциативный ряд зрителей.

Такие «сюрпризы», конечно, всегда приятны. Поэтому, можно утверждать, что образ – это что-то живое, имеющий свою точку зрения на происходящее.

Основой художественного образа служит метафора и символ, которые могут придать реальному факту аспект художественного осмысления. Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: начиная от внешнего оформления сцены, заканчивая образным звучанием всего спектакля.

Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме: пластической, звуковой, словесной.

Художественный образ – первое зрительское впечатление – первый барьер, который зритель преодолевает на пути восприятия искусства. Зрительный образ, или сразу же привлекает его внимание и, тем самым рождает ко всему происходящему на сцене, или воспринимается с холодным безразличием, которое потом приходится преодолевать другими сценическими средствами.


 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.019 с.)