Принципы третьего и целостности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы третьего и целостности



 

В мире существуют все возможные отношения, лишь часть из которых овеществляется. Образование чего бы то ни было невозможно без отношений. Отношение центров рождает третье – новый центр. Это и есть принцип третьего, точнее, один из его овеществленных аспектов. Именно принцип третьего подталкивает нас к употреблению слова «неограниченный»[364]. Примеры: протон и электрон в отношении рождают самый простой атом, человек и пища – аппетит, преступление и наказание – уголовное право, два человека – общее мнение и т.д. Все образованное от взаимодействия центров само становится новым центром и обладает сущностью. Расширяющаяся Вселенная – это овеществление принципа третьего.

Однако следует иметь в виду, что принцип третьего «срабатывает» лишь при условии, когда взаимодействуют не две вещи, наполненные содержательностью нашего психологического опыта, а при взаимодействии именно двух центров вещей. Так, когда только что приводился пример «рождения» уголовного права из взаимодействия преступления и наказания, имелось в виду взаимодействие центров, сущностей преступления и наказания. Если взять, да и произвольно «отщипнуть» от институтов преступления и наказания, с той и другой стороны, какие-либо несущностные их части, уголовное право в своей сущности не исчезнет. Даже если Уголовный кодекс будет содержать всего один состав преступления, и за него будет предусмотрено одно-единственное наказание, уголовное право не превратится в какую-либо другую отрасль права, и не исчезнет полностью. Но если сущность одного преступления вступит в отношение с сущностью другого преступления, то может получиться сфера, изучающая преступность (сущность криминологии), а равно какой-нибудь институт уголовного права; при вступлении в отношение сущностей институтов двух видов наказания овеществляется уголовно-исполнительное право, но может овеществиться и иная сущность, например, учение о наказании. Почему иная? Потому что мы не должны забывать о самих себе, вступающих в отношение с той или иной точки обзора с другой сущностью, сами являясь еще одной сущностью. В этом снова видится проявление принципа центра и отношения: любая вещь гомогенна и полипотентна.

Именно принцип третьего заставляет нас во время научных изысканий выделять сущностные черты (центры) тех или иных явлений и давать им определения.

Собственно, а почему именно принцип третьего, а не четвертого, пятого и т.д.? Потому что для возникновения отношения (третьего) необходимым и достаточным является наличие двух центров. В этом смысле отношение самодостаточно. Когда мы из-за кафедры во время выступления на научной конференции наблюдаем за почтенной публикой, мы (т.е. первая вещь) в этот момент времени устанавливаем отношение либо со всей аудиторией сразу (вторая вещь), и тогда уже можно навесить на эту сущность аудитории (центр второй вещи) какие-то содержательные ярлыки («интеллигентное» сообщество, доброжелательная атмосфера и т.д.), либо же в конкретный момент мы находим в группе людей какую-то одну персону и как будто все сообщение адресуем только ей («уж он(а)-то меня понимает!»). Данный эффект также хорошо известен в бизнесе, когда создается психологический портрет клиента: желание угодить всем приводит к тому, что угодить не получается никому, в результате отношение не возникает, а бизнес рушится.

Сущностное общение между двумя людьми, при котором только и имеет место быть коммуникация, возможно лишь между двумя центрами («Другой» – «Другой»). Сказанное очередной раз подчеркивает умозрительность категории «общество», если под ним понимается совокупность индивидуумов, объединенных какими-либо связями. Связь (здесь и сейчас) у нас может быть только одна – между нами и еще какой-то сущностью, все остальное – иллюзия, возникающая из-за развертки наших представлений в координатах пространства-времени, которые мы договорились покинуть еще в начале главы.

Принцип третьего по ошибке можно легко подменить логическим ассоциированием, когда в знаковой системе выводится третий знак-элемент, как это имеет место в любой типологии и классификации[365]. Принцип третьего отражает реальный механизм рождения нового центра из самого отношения (возникающее отношение становится самостоятельным центром). Логическое мышление склонно к произвольному установлению причинно-следственных связей между явлениями и поэтому выводит пустое «псевдо-третье», не раскрывая при этом сути явления[366].

Другим аспектом овеществленного принципа третьего является тезис о том, что нечто, вступающее в отношения со мной, будет таким только для меня. Поэтому любое наше отношение с вещью всегда сугубо индивидуально. «Не сравнивай себя с другими», «два ученых – три мнения» – это и многое другое опять проявление принципа третьего.

Почему такую высокую эффективность показывают институты медиации и восстановительного правосудия? Потому что там все равны, там есть место для подлинной коммуникации, там возможно примирение сущностных противоречий с рождением нового центра (взаимопонимания, эмпатии преступника и потерпевшего и прочего катарсиса). Задача посредника (медиатора) в данном случае сводится к установлению отношения именно между центрами заинтересованных сторон. Сущность уголовного процесса как раз и состоит (должна состоять?) в устранении коммуникативных помех между сторонами процесса путем поставления их в действительно равное положение.

А. Мовчан в этой связи весьма точно (если не принимать во внимание некоторые контекстуальные противоречия, вытекающие из понятий личности, объекта и пр.) определяет сказанное: «Нормальный современный человек испытывает психологический запрет на насилие в отношении того, кого он признает другой личностью, но не стороннего объекта. Это создает эффект "границы субъективизации": для того чтобы применять насилие, мы должны перестать видеть в жертве личность, как бы забыть о ее разумности и одушевленности, овеществить ее. Напротив, одушевление потенциальной жертвы, признание ее личностью заставляет нас сопереживать и блокирует насилие…»[367].

Было бы ошибкой признать наличие неких исходных отношений между центрами. Вычленение отношений из массы других есть опредмечивание Принципа. Любая вещь порождается отношениями со всеми другими вещами. Именно так проявляет себя еще один принцип –целостности. Согласно ему, все находится в отношениях со всем сразу. Любая вещь в нашем сознании – отражение всего нашего психологического опыта.

Любое наше мысленное деление и разделение в сущем возникает из-за содержательного отождествления вещи с другой вещью. Принцип отношений показывает, что не вызванное необходимостью отождествление – это ошибка нашего мышления. Две вещи не могут быть тождественными друг другу, ибо их две. Ревнивый муж отождествляет себя со своей женой, олигарх – со своей собственностью, радикально настроенный политик – со своей идеологией, завистник – с материальным благополучием своего соседа (или собственным материальным неблагополучием).

Отождествление разных вещей, представляя собой опредмечивание принципа отношений, связывает вещь «по рукам и ногам», лишая возможности вступить в новые отношения, ибо любое опредмечивание – это нарушение целостности. Так рождается агрессия.

В последние десятилетия очень много говорят о зашкаливающем уровне материального расслоения населения (индекс Джини, децильный коэффициент). Однако в самом материальном расслоении ничего плохого нет, лишь бы оно не выходило за определенный уровень. Но «уровень» в данном случае – это опять игра на поле вероятности. Относительно конкретного индивидуума можно отметить, то ему следовало бы догадаться о том, что «владелец заводов, газет, пароходов» не потребляет свои миллиарды, так сказать, внутрь себя. Если он начнет съедать хотя бы на 50% пищи больше, чем необходимо для жизнеобеспечения его организма, то очень скоро умрет от ожирения и сопутствующих заболеваний. Обладая большими деньгами, которые все больше в современном мире имеют безналичную форму – сочетание ноликов и единиц на машинном носителе информации. Богач, создавая рабочие места, дает возможность заработать своему обслуживающему персоналу (от садовника до финансового консультанта), инвестируя деньги в производство или сферу услуг, в конечном итоге стимулируя экономический рост и давая возможность зарабатывать на жизнь другим (любой покупатель – инвестор). В сухом остатке богатство, состоятельность – это отношение как к богатому и состоятельному (иерархический инстинкт). Проблемы с разницей в уровне доходов слоев населения в отдельно взятой стране начинаются лишь тогда, когда капиталы уходят за границу и граждане своей страны теряют часть общих финансовых ресурсов, когда деньги расходуются не на открытие рабочих мест, когда человек лишает стимула к развитию бизнеса из-за рейдерских захватов и т.д. Но это только проблемы в отдельно взятой стране. К тому же не важно, на какие деньги – украденные или честно заработанные – построена больница, лишь бы она была построена. При распределении финансовых потоков важно лишь наличие стабильных правил игры, справедливые они или нет – дело второе.

Еще одним примером нарушения целостности является кампанейщина в противодействии нежелательным социальным явлениям, хотя, по правде говоря, противодействие – это уже нарушение целостности. Так, борясь с преступностью и выделяя на эту борьбу человеческие, организационные, материальные и иные ресурсы, мы, как социум, всегда себя ограничиваем в иных сферах. Равномерное поступательное развитие, о котором давно говорят криминологи как мере общесоциального предупреждения, – это опредмеченный принцип целостности. Но истинное поступательное развитие – это развитие всего сразу, иначе получилась бы ситуация, при которой одно колесо телеги начинает обгонять другое, а это неизбежно приведет к поломке самой телеги. Когда уважаемый криминолог предлагает мероприятия по «активизации», «усилению», «введению контроля» и т.д., ему нелишне задаться вопросом о том, «за чей счет банкет?».

Можно привести и другие примеры овеществления принципа целостности. Так, находясь в местах не столько отдаленных, ограничивается количество связей человека с внешним миром. Но поскольку количество отношений сущностного центра индивидуума с другими сущностными центрами обусловлено ресурсами нашего мозга и в каком-то смысле представляет собой константу, в человеке начинают выстраиваться отношения внутренние. В результате у осужденного может произойти взрыв творческих способностей. На этом принципе даже основана аскеза как способ пробудить креативность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.006 с.)