Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная школа и христианские дети: анализ учебных программ и школьных учебниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможность давать педагогические установки для формирования отношений между полами с позиции научных знаний и христианского мировоззрения имеется во многих учебных программах общеобразовательной школы, однако наиболее благоприятные для этого предметы – биология и основы безопасности жизнедеятельности поскольку в них выделены конкретные темы уроков. Б и о л о г и я. Плодотворным для нас оказался анализ учебников по биологии для общеобразовательных школ. Исходя из задач, которые целесообразно ставить в курсе биологии как учебного предмета не только обучающего, дающего биологические знания, но и предмета с большим воспитательным потенциалом, мы смогли выделить: - вопросы пола, которые могут быть включены в содержание соответствующих тем курса биологии и - духовно-нравственные вопросы, которые могут быть рассмотрены в данной теме. Представим проделанную нами работу в виде таблицы примерного планирования уроков биологии. Примерное тематическое планирование уроков биологии,
Основы безопасности жизнедеятельности Мы провели контент-анализ ряда школьных учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», в которых освещаются вопросы репродуктивного здоровья. Мы считаем, что при изучении этих вопросов преподавателям курса ОБЖ целесообразно исходить из следующих педагогических задач:
ДАЛЕЕ ТЕКСТ ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ВОПРОСЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ … С. 37 – 54 ДАЛЕЕ 3.2. ВРЕМЯ ЛИЧНОСТНОГО НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА (НАБРАНО В ПЕЙДЖ МЕПЙКЕРЕ) Явление телегонии доказало, понятие «Девичья честь» - понятие нравственно-генетическое. Это имеет чрезвычайно важный педагогический вывод. Если мужчина и женщина хотят (и могут) иметь своего ребенка, его воспитывать, если хотят иметь сына, дочь, понимающих, любящих своих родителей и не относящихся к отцу и матери как к чужим, то недопустимы никакие добрачные интимные отношения ни со стороны женщины, ни со стороны мужчины. Сексуальная связь с каждым последующим партнером приводит к изменению родовой генетики, ведет в последствии при создании семьи к внутреннему отчуждению и враждебности детей и родителей, и это передается из поколения в поколение. Девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род. Это есть основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства. Именно поэтому все религиозные конфессии требуют беречь и укреплять девичью и юношескую, мужскую и женскую нравственность и в семье, и на уровне государства. Евангельская истина о том, что по причине беззакония во многих охладеет любовь подтверждается, в очередной раз, жизнью. Невидимое беззаконие в сфере интимной жизни людей сегодня оборачивается видимым беззаконием в обществе: здоровых детей практически не рождается, гинекологические и урологические заболевания преследуют женщин и мужчин, фрустрация, отчужденность, озлобленность, криминальная ситуация, суицид. Как мы показали в предыдущих главах выбор и выход есть всегда, но это надо осознать и принять соответственное решение. Помощь осознать происходящее и принять правильное грамотное решение относительно устройства личной жизни в сфере пола вступающей в жизнь молодежи – задача педагогики, причем педагогики духовно и нравственно ориентированной. К семейной жизни в наше не целомудренное время, когда разрушен уклад семейной жизни и здоровых семей как и здоровых людей практически нет, необходимо готовить еще в школе, задавая правильные духовно-нравственные установки. Так, например, чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы. В наше же время это явление преподносится как норма. В жизни наших предков нормой было венчание. В церкви над головами жениха и невесты держат венцы – символ мученичества. Мученичества, потому что человек решается жить для дру гого, отказывается от жизни лишь для себя любимого, т.е. переступает через свой эгоизм. Причем не на один день, не на несколько лет, а на всю жизнь. Сегодня в век неслыханных соблазнов и удовольствий – это подвиг. Подвиг во имя истинно по христиански понимаемой любви, во имя рождения здорового поколения. Во имя процветания нации. Таким образом, воспитание целомудренного отношения к вопросам пола будет заключаться в следующем: · Формирование установки на воздержание, девственную чистоту до брака и интимную чистоту и верность в супружеской жизни, · Мотивирование на создание семьи, рождение и воспитание детей, формирования идеала семьи многодетной, · Осознание связи между репродуктивным здоровьем человека и демографической ситуацией в России; формирование личной нравственной ответственности за демографическую ситуацию. Наиболее полно воспитание целомудренного отношения к вопросам пола заложено в примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (142), (143). Изучаемые знания по данному предмету подразделяются на восемь содержательных линий: 1. Православная христианская картина мира (Православное мировоззрение) 2. История православной религии и культуры 3. Православная культура и религии мира 4. Письменная культура Православия (Православная словесность) 5. Православный образ жизни 6. Нравственная культура Православия 7. Художественная культура Православия 8. Православие – традиционная религия русского народа. Первая, пятая и шестая из перечисленных содержательных линий дают возможность всесторонне рассмотреть проблему воспитания целомудренного отношения к вопросам пола. Примерный состав содержательных линий, позволяющий это сделать, следующий (143, с. 16-24): Православная христианская картина мира Православная антропология. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Брак и семья в православной культуре. Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Обожение человеческой природы. Спасение. Православный образ жизни Православный образ жизни (уклад жизни). Правила устройства православного дома. Православная семья как «малая Церковь». Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Молитвенная культура Православия: виды молитв, молитва личная и храмовая, молебны, православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи.
Нравственная культура Православия Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека. Семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия – заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; закон и благодать. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди блаженства, Нагорная проповедь. Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, в семье, обществе. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Благотворительность, милостыня. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви, соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре Православия. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига, необходимость духовного руководства в аскетической практике. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики. Православная экологическая культура. Новомученики и исповедники Российские. Царская семья. По свидетельству академика РАО В.С.Леднева во многих государственных учебных заведениях страны и в воскресных школах в том или ином виде уже давно преподаются основы православной культуры (142, с.7). Анализ обобщения опыта изучения предмета «Православная культура» на примере российских регионов проведен Центром «Покров» (142). Приведем основные образовательные элементы содержания учебного предмета «Православная культура» на основе имеющегося опыта. Начальная общеобразовательная школа
1. Православное мировоззрение Бог. Мир Божий. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Религия и культура. Религия и наука. Церковь. Православие. Крест. Воскресение. Символ веры.
2. Нравственно-этическая культура Православия Добро и зло в наших поступках. Грех. Совесть. Благочестие внешнее и внутреннее. Скромность. Послушание. Правила доброго поведения. Христианские добродетели вера, надежда, любовь. Любовь к Богу. Любовь к братьям и сестрам. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Зависть. Наказание. Покаяние. Прощение.
3. Православный образ жизни. Православная семья. Православные праздники. Новый год и святое рождество. Святки. Крещение. Пасха. Пасхальные подарки. Семейные праздники. День Ангела. Устройство и освящение православного дома. Православный храм. Приход. Таинства. Обряды. Православное благочестие: молитва, пост, милостыня. Православный быт и хозяйство. Православная культура общения. Монашеский образ жизни. Паломничество по святым местам. Православное отношение к труду. Защита Отечества.
Основная общеобразовательная школа 1. Православное мировоззрение. Смысл и цель человеческой жизни. Священный дар жизни. Вера, знание и наука. Христианство и наука. Два способа познания мира. Свидетельства бытия Божия. Причины неверия в Бога. Согласованность библейской и научной картины мира. Человек как образ Божий. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное учение о спасении. Счастье в православном понимании. Православное учение о конце мира. Воскресение. Понятие прогресса. Святость как идеал жизни.
2. Нравственно-этическая культура Православия Лучшие желания человека. Совесть как голос Божий в человеке. Понятие об Откровении. Заповеди Божии. Добродетели. Грех как нарушение заповедей. Страсти. Пороки. Православное понимание свободы человека. Любовь Божия к людям. Чудеса Господни. Ответственность. Обязанности человека по отношению к Богу. Обязанности человека по отношению к самому себе (добродетели и пороки). Жертвенна любовь. Материнская любовь. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Борьба с грехом. Христианская аскетика. Смысл жизни. Притча о талантах. Жизнь после смерти. Нагорная проповедь. Золотое правило. Вера и добрые дела. Правда и ложь. Лицемерие. Жадность и бережливость. Притча о богатстве. 3. Православный образ жизни. Семья как малая Церковь. Православный календарь. Таинства Церкви. Рождение ребенка. Выбор имени. Крещение. Таинство брака. Здоровый образ жизни. Таинство соборования. Свадебные обычаи. Обязанности мужа и жены в семье. Воспитание детей. Веронаучение. Почитание родителей. Родительское благословение. Отношение к смерти духовной и физической. Понятие святости. Почитание святых. Иконы и домашние святыни. Чудотворные иконы. Отношение к храму. Домовые храмы. Молитва. Молитвы православных людей в смертельной опасности. Правила участия в храмовых богослужениях. Покаяние. Причастие. Молебны. Поминовение усопших родных. Милосердие и помощь нуждающимся и немощным. Благотворительность. Меценатство.
Житийная литература: Царская семья, новомученики Российские.
Заложенные в программу курса «Основы православной культуры» вышеизложенные положения нашли отражение в написанном нами в соавторстве со священником А. Мороз учебном пособии «Уроки добротолюбия» для среднего школьного возраста (108). Учебное пособие имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Приведем оглавление данного учебника. Введение Глава 1. КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК 1. Создание человека и его предназначение 2. Грехопадение человека 3. Понятие о душе человека 4. Духовное устроение человека 5. Последствия грехопадения 6. Изначальное целомудрие человека 7. Понятие о первородном грехе 8. Понятие о страстях 9. Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека 10. Свобода человека и его произволение 11. Кому мы уподобляемся 12. Жизнь по совести Глава 2. НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ 1. Ценности человеческой жизни 2. Что такое хорошо и что такое плохо 3. Жизнь с Богом 4. Жизнь, не согласная с заповедями Божиими 5. Вера без дел мертва 6. Духовное чтение 7. Богомыслие и молитва 8. Труды во славу Божию 9. Труды на благо отечества 10. Труды на пользу ближнего 11. Так в чем же состоит истинное здоровье 12. Уклад человеческой жизни Глава 3. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА 1. Характер христианина 2. Понятие о воздержании 3. Воздержание тела 4. Воздержание души - Хранение ума и чувств от пагубной информации - Хранение ума и чувств от мечтаний и фантазий - Хранение ума и чувств от компьютерных игр - Хранение ума и чувств от духовных и еретических заблуждений 5. Воспитание характера через послушание 6. Воспитание характера словом 7. Воспитание характера трудолюбием - Дела духовного милосердия - Учебные и трудовые дела 8. Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек 9 Не будь обидчивым 10. О дружбе и о влиянии сверстников 11. Как относиться к наказаниям ГЛАВА 4. О девстве, браке, семье 1.Общие наставления 2. Влюбленность 3. Непридуманная история 4. Царская семья 5. Государь император Николай II 6. Государыня императрица Александра Федоровна 7. Переписка царевича Николая с принцессой Аликс в период помолвки 8. Обретение целостности в семейной жизни 9. Брак гражданский и брак церковный 10. Таинство венчания 11. О верности 12. Отношение в христианской семье 13. Идеал – семья многодетная 14. Понятие о репродуктивном здоровье 15. Недостойные формы полового поведения 16. Быть нужным Заключение
Таким образом, мы показали, что в настоящее время существует настоятельная потребность в воспитании целомудренного отношения молодежи к проблемам пола и что существует реальная возможность эту работу проводить в стенах образовательных учреждений. Приложения Приложение 1. Вопросник №1 «Мировоззрение и жизнь»: Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора Вопросник № 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЖИЗНЬ Вопросник на изучение особенностей поведения личности Инструкция Из разных вариантов ответов на вопросы выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими действиями и представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается искренне и по первому побуждению. Возможно, здесь нет Вашего варианта ответа, тогда выберите наиболее Вам подходящий и заполните таблицу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.012 с.) |