Сравнительный анализ полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ полученных результатов



Результаты проведенного нами исследования духовно-нравственных ценностей и ориентации в мировоззрении старшеклассников и педагогов – еще одно свидетельство многообразия воззрений на современный мир и место человека в нем, еще одно доказательство мировоззренческого плюрализма современного общества. В рассматриваемом параграфе мы проведем сравнительный анализ полученных данных, не прибегая к их интерпретации. Интерпретации и социально-педагогическому осмыслению результатов исследования посвящены две последующие главы.

Сравнительный анализ полученных в исследовании результатов проведем по трем направлениям:

- по коэффициенту принятия христианских ценностей: Кху  (табл. 76);

- по распределению респондентов по интервалам (табл. 77);

- по принятию определенных Евангельских заповедей (табл. 78-80).

Первые два направления анализа полученных результатов касаются только старшеклассников, третье направления – и старшеклассников, и учителей.

Сравнение по коэффициенту принятия христианских ценностей: Кху  

Таблица 76

Принятие христианских ценностей Вопросник № 1 Вопросник № 2 Вопросник № 3
Кху > 0 72,2% 78,9% 70%
Кху < 0 25,2% 19,1% 25%
Кху = 0 2,6% 2% 3,8%
Не ответили - - 1,2%

 

Напомним, что вопросник №1 направлен на изучение особенностей поведения человека в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и степень опоры на христианские ценности в ситуации выбора; вопросник №2 - на изучение отношения старшеклассников и учителей к духовно-нравственным постулатам, отражающих принятие евангельских заповедей и вопросник №3 - на изучение отношения к укладу жизни наших предков, основанном на евангельских заповедях и изложенных, в частности, в «Домострое».

Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее принимаемы для старшеклассников христианские ценности, сформулированные в виде некоторых духовно-нравственных постулатов, правил поведение в жизни, в общении с людьми, т.е. некоторых теоретических норм морали (78,9%). Что касается линии поведения в ситуациях требующих духовно-нравственного выбора, т.е. как я поступлю в той или иной ситуации (не теория, а практика жизни, деятельности, поведения), то в этом случае видим уменьшения процента респондентов до 72,2%. Наименьшее принятие у старшеклассников (70%) имеют христианские ценности жизни наших предков, они же имеют и наибольшую степень неприятия 3,8%. То что 1,2% респондентов не ответили на вопросник №3 связано, в большей мере, видимо с тем, что учащимся не хватило времени на его заполнение, а желания остаться и заполнить вопросник на перемене не было.

Теперь сравним показатели принятия духовно-нравственных ценностей по интервалам (описание интервалов: часть 1, с.) по каждому из трех разработанных вопросников.

Сравнение принятия духовно-нравственных ценностей по интервалам

Таблица 77

 

И н т е р в а л ы

Номер вопросника I II III IV V VI VII
Вопросник № 1 0,3 8,7 41 40,7 8,9 0,4 -
Вопросник № 2 1,75 18,5 39,15 30,65 8,75 1,1 0,05
Вопросник № 3 4,6 17,3 29,6 30,1 13,4 3,0 0,8

 

Наибольший процент старшеклассников попадает по всем вопросникам либо в третий интервал (который характеризуется отсутствием устоявшегося христианского мировоззрения, но желанием жить по совести: человек хочет творить добро, но, к сожалению, не всегда правильно его понимает; старается жить так, чтобы окружающим его людям было хорошо, но не признает, а подчас и не знает, заповеди Божии. Можно сказать, что респонеденты третьего интервала прислушиваются к своему сердцу – источнику богопознания, но разум и система воспитания не дают им придти к вере и воцерковиться), либо в четвертый интервал (который характеризует крайнюю противоречивость в действиях и суждениях человека либо то, что человек о многом в духовно-нравственном плане не задумывался и не имеет своего мнения).

Как мы видим, процент старшеклассников не велик в первом интервале, который характеризует наибольшую степень принятия христианских ценностей, а именно – знание Евангельских заповедей и выбор линии поведения с опорой на них, жизнь по совести, воцерковление человека. Под воцерковленностью человека понимается его участие в церковной жизни и в церковных таинствах: крещение, участие в церковных службах по воскресным и праздничным дням, систематическое исповедование грехов, причащение, соблюдение постов. Радует, что и в шестом, и в седьмом интервалах также не велик процент старшеклассников. Эти интервалы характеризуют эгоцентрическую позицию человека, непринятие христианских ценностей, отсутствие совестливых чувств (шестой интервал); демоническое порабощение человека, т.е. сформированностью сатанинского настроя, который заключается в ненависти к Богу, в отрицании Евангельских заповедей и принятие противоположной христианству позиции.

Для сравнения, какие духовно-нравственные ценности наиболее приемлемы современными старшеклассниками и учителями, а какие являются наиболее отвергаемыми, распределим ответы на вопросы по Евангельским заповедям. Первые четыре Евангельские заповеди определяют отношение человека с Богом, их мы не будем дифференцировать; остальные заповеди четко определяют отношения между людьми и сформулированы в повелительном наклонении («Не убий», «Не прелюбодействуй» и т.д.). Эти заповеди рассмотрим каждую в отдельности с тем, чтобы и определить отношение к ним.

Сравнение по принятию определенных Евангельских заповедей

Сводная таблиц по вопроснику №1. Таблица 78

Евангельские заповеди

Старшеклассники

Учителя

  Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в % Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в %
Заповедь пятая: «Почитай отца своего и мать» 95,5 2,5 98 1,5
Заповедь шестая: «Не убивай» Вопрос 1. 54 21 45 17.5
Вопрос 2. 88 5 93 2
Заповедь седьмая: «Не прелюбодействуй». Вопрос 1. 12 84 30,5 66,5
Вопрос 2. 29 63 53 39
Заповедь восьмая: «Не кради» Вопрос 1. 59,5 30 76,5 10
Вопрос 2. 29 59 45,5 22
Заповедь девятая: «Не лжесвидетельствуй». Вопрос 1. 47 43 84 12
Вопрос 2. 80 15,5 84 13
Заповедь десятая: «Не желай жены ближнего своего…». Вопрос 1. 60,5 28,5 79 8
Вопрос 2. 77,5 18 92 3
  Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в % Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в %
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (понимание сути религии и веры) 53 21 64,5 16
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к святым и иконам) 60 24 75,5 15,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к Церкви) 59 30 81,5 12,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (веротерпимость) 86,5 6 93,5 2,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к Евангельским заповедям) 53 34 84 10
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (понимание сути поста и отношение к нему) 32,5 44 50,5 29
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (смысл собственной жизни) 46 41,5 84 5,5
Заповедь четвертая 48,5 49 69,5   29

 

Из сводной таблицы по первому вопроснику видно, что наибольшее неприятие и у старшеклассников, и у учителей приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». На вопрос о необходимости или желательности сохранения целомудрия, девственной чистоты до брака положительно ответили только 12% старшеклассников и 30,5% учителей; отрицают же эту добродетель или нравственную ценность 84% учащихся и 66,5% учителей. При этом крайнюю позицию, т.е. человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, выбрало 67% старшеклассников и 38% учителей (смотри табл., с.). На вопрос №2 о возможности нарушения супружеской верности нравственно дезориентированных ответов, т.е. ответов, которые показывает, что верность в супружеских отношениях не есть нравственная ценность, у старшеклассников 63%, у учителей 39%. О безусловной невозможности нарушить супружескую верность высказалось лишь 11,5% учащихся и 22% учителей (смотри табл., с.).

Достаточно низкий показатель нравственной ориентации по восьмой заповеди «Не укради» дал вопрос, касающийся отношения к частной собственности (Разворачиваясь на своей машине Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите?). Для старшеклассников он составил всего 29%, а для учителей 45,5%.

Низкий показатель принятия из заповедей 1-3 имеет вопрос о сути поста и отношении к нему, особенно у старшеклассников – православно ориентированны в этом вопросе 32,5%. Учителей несколько больше 50,5%. Этот показатель особенно значим, поскольку связан с проблемой здоровья населения.

Как видно из сводной таблицы наиболее высокий показатель духовно-нравственной ориентации и старшеклассников, и учителей по пятой заповеди о почитании родителей.

Сводная таблица по вопроснику №2. Таблица 79

Евангельские заповеди

Старшеклассники

Учителя

  Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в % Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в %
Заповедь пятая: «Почитай отца своего и мать» Вопрос 1 (дети о родителях) 94 5 98 2
Заповедь пятая: «Почитай отца своего и мать» Вопрос 2(родители о детях) 98 1,5 99 1
Заповедь шестая: «Не убивай» Вопрос 1(возможность убийства за хорошее вознаграждение) 38,5 60,5 59 36,5
Вопрос 2(отношение к самоубийству) 62 35 82,5 13
Заповедь седьмая: «Не прелюбодействуй». Вопрос 1(отношение к искусственному оплодотворению и клонированию) 34 60 48,5 39,5
Вопрос 2 (отношение к абортам) 41 54 31 65
Заповедь девятая: «Не лжесвидетельствуй». Вопрос 1 (нарушение данного слова) 92,5 6,5 95,5 3,5
Вопрос 2 (отношение к мату) 42,5 52,5 69 29
Заповедь десятая: «Не желай жены ближнего своего…». Вопрос 1 (замышлять недоброе) 74,5 23 95 3
Вопрос 2.        
  Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в % Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в %
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (понимание сути религии и веры) 63 19 60 14,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (добродетель всегда от Бога) 33,5 34,5 53,5 21
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (причины нездоровья) 42,5 47,5 66,5 22,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (веротерпимость) 63 19,5 66 14
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к Евангельским заповедям) 56 29,5 84,5 5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к пище как дару Божиему) 40 56 67 30,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (смысл собственной жизни) 43,5 46 59,5 27
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (человек – образ Божий) 63,5 31,5 58 33,5

 

Из сводной таблицы по второму вопроснику видно, что наивысший показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». Особенно это касается отношения к абортам у учителей (65%) и к искусственному оплодотворению и клонированию у старшеклассников (60%). Тезис о том, что за хорошее вознаграждение можно выполнить любую работу, был одобрен 60,5% старшеклассников. «Любая работа», в частности, подразумевает и возможность убийства за хорошее вознаграждение, тем самым можно сделать вывод, что старшеклассниками оправдывается профессия киллера, таким образом, попирается Евангельская заповедь «Не убий». Больше половины старшеклассников (52,5%) достаточно снисходительно относятся к мату, считая, что вполне возможны жизненные ситуации, при которых нецензурную лексику (мат) можно одобрить.

По-прежнему высок показатель нравственной ориентации на Евангельскую заповедь почитания родителей, причем взаимно: почитание родителей детьми и уважение детей родителями (пятая заповедь). И старшеклассниками (92,5%), и учителями (95,5%) принимается девятая заповедь «Не лжесвидетельствуй» в отношении не нарушения данного слова или обещания.

Сводная таблица по вопроснику №3. Таблица 80

Евангельские заповеди

Старшеклассники

Учителя

  Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в % Нравственно ориентированный выбор в % Нравственно дезориентированный выбор в %
Заповедь пятая: «Почитай отца своего и мать» 89,5 6,5 96 1
Заповедь шестая: «Не убивай»   51,5 36 78 12,5
Заповедь седьмая: «Не прелюбодействуй». 46 45 71 22
Заповедь восьмая: «Не кради»   61,5 24 85,5 6,5
Заповедь девятая: «Не лжесвидетельствуй» 60,5 18,5 91,5 3,5
Заповедь десятая: «Не желай жены ближнего своего…». 62 28,5 79,5 14
  Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в % Православно ориентированный выбор в % Православно дезориентированный выбор в %
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (понимание сути религии и веры) 51 33 65,5 16
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к духовному отцу) 49,5 34 56 23,5
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к Евангельским заповедям и укладу жизни наших предков) 44,5 27,5 62 17
Отношение человека к Богу: Заповеди 1-3 (отношение к наказанию) 38,5 52 48 44

 

Из сводной таблицы по третьему вопроснику видно, что старшеклассниками в жизни наших предков менее всего принимается отношение к наказаниям (38,5%), построение личной жизни по Евангельским заповедям (44,5%) и заповедь «Не прелюбодействуй» (46%). Для учителей трудной для принятия оказалась позиция наших предков относительно наказания и в отношении к духовному отцу, что, возможно, связано с непониманием роли духовного наставничества, руководства со стороны священнослужителя.

Как и по предыдущим вопросникам, наиболее принимаемая всеми является пятая заповедь о почитании родителей. На второй ранг по принятию для учителей выходит заповедь «Не лжесвидетельствуй» (91,5%), а для старшеклассников – «Не кради» (61,5%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.014 с.)