Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие выводы из проведенного исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вывод первый. Нам удалось разработать вопросники, позволяющие определить степень опоры на традиционные для российского народа духовно-нравственные ценности при решении различных жизненных ситуаций, отношение к нравственным постулатам Нового Завета и к укладу жизни в дореволюционной России. Сравнительный анализ полученных в исследовании результатов позволяет констатировать следующие. Вывод второй. Нравственно ориентированный выбор (положительное принятие христианских ценностей) делает почти три четверти старшеклассников (табл. 73, с. 66). Однако значительный процент учащихся, сделавших нравственный ориентированный выбор, находятся в IV интервал [-0,5; 0,5] (табл. 74, с. 67). Напоминаем, этот интервал характеризует либо крайнюю противоречивость в действиях и суждениях, либо то, что человек о многом в духовно-нравственном плане не задумывался и не имеет своего мнения. Видим, что сам интервал [-0,5; 0,5] численно содержит нулевое значение, т.е. определяет границу нравственно ориентированного и нравственно дезориентированного выбора. Это означает, что большинство старшеклассников (по первому вопроснику 40,7%; по второму – 30,65%; по третьему – 30,1%) находятся в пограничном состоянии. Другими словами, нравственно ориентированный выбор, сделанный учеником старших классов без прочного духовно-нравственного фундамента, за пределами стен школы при столкновении с реальной жизнью, ее возможностями и соблазнами может стать другим. Этот сделанный нами вывод находит подтверждение у К.В. Ельницкого, который пишет о необходимости воспитывать юношество в христианском направлении. Иначе, «не имея твердого основания под ногами, он пойдет по тому пути, на который натолкнет его действительность, не всегда направляющая по доброму, нравственному пути; он будет делать то, что выгоднее для него, что подскажут ему его грубые инстинкты, а не то, что требуется долгом, нравственным законом» (46, с.159). Педагогическое резюме напрашивается само собой: нужно чтобы учащиеся задумывались о духовно-нравственной стороне бытия, и не только задумывались, но и постигали христианские основы нравственности. Вывод третий. Исследование позволило определить точки разрыва и точки преемственности традиции и современной жизни: традиционные семейные отношения, почитание родителей («родители – это свято» и по пятой заповеди наивысшей показатель принятия: 95,5% старшеклассников и 98% учителей считают, что родителям надо помогать всегда и всем, вниманием, заботой, помощью в домашних делах, материально). Это с одной стороны. С другой стороны, наиболее высокий показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на вопросы, связанные с отношением между полами, причем это касается как старшеклассников, так и учителей. Это прослеживается по всем трем вопросникам (смотри сводные таблицы: табл. 75 к вопроснику №1, с. 67; табл. 76 к вопроснику №2, с. 69; табл. 77 к вопроснику №3, с. 71 и выводы к ним). Таким образом, проведенное нами исследование духовно-нравственных ценностей и ориентаций старшеклассников и учителей позволило выявить весьма актуальную тематику духовно-нравственного содержания в воспитательной работе со старшеклассниками и в работе с педагогами в системе повышения квалификации, а именно, духовно-нравственное освещение вопросов пола. Известно, что в настоящее время вопрос полового воспитания (или сексуального просвещения) стоит достаточно остро и в научном плане, и в практике педагогического процесса. Результат педагогических поисков и усилий в этом направлении, как показало проведенное нами исследование, отрицателен. Встает задача дальнейшего поиска путей формирования нравственно ориентированной позиции молодежи в вопросах половой морали. Во второй части представленной монографии «Социально-педагогическое осмысление проблем половой морали в свете полученных результатов» мы проанализировали различные подходы к осмыслению вопросов пола и вопросов морали в сфере половых отношений и наметили пути преподавания этих вопросов в школе. Социальная значимость проблемы и катастрофическое положение с демографией в нашей стране дает нам право посвятить проблеме полового воспитания значительный объем рукописи. Вывод четвертый. Осмысление проблем здоровья человека и нации не может проходит вне связи с предыдущими поколениями. На это, в первую очередь, указывает генетика, но кроме того и история (исторически достоверно, что в Царской России и испокон веков здоровье у населения было), и философия (почему население некогда самодержавной Руси менее, чем за столетие превратилась в вымирающую нацию?), и психология (почему катастрофически возрастает число нервно-психических заболеваний и суицидов?), и социология (что в жизни предыдущих поколений давало процветание государству, семье, личности?). Все эти вопросы наводят на мысль о существовании определенного уклада жизни наших предков, который и способствовал процветанию общества, семьи, личности. На выявление отношения современного человека к укладу жизни наших предков дореволюционной России и был разработан вопросник №3, который дал численные показатели приемлемости (неприемлемости) тех или иных составляющих уклада жизни. Уклад жизни обеспечивает родовую приемлемость определенных традиций. Современные исследования позитивного влияния традиций на общество позволяют констатировать необходимость продолжения педагогического поиска в этом направлении: влияние уклада жизни наших предков на духовно-нравственное и физическое состояние личности, а также семьи и российского общества в целом. Вывод пятый. Проведенный нами корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и верности в супружеской жизни: 75,5 % старшеклассников, считающих обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, настроены на сохранение верности в супружеских отношениях; а из тех старшеклассников, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу - человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, 71,9% считают нарушение верности в браке возможным и иногда даже полезным. Другими словами: не хранящий девственную чистоту до брака, не ориентирован на сохранение верности в браке. Поэтому утверждение, бытующее сегодня и у молодежи, и у более старшего поколения о том, что добрачный интимный опыт помогает в устроении прочной семейной жизни, неверно и можно сделать вывод, что существующая пропаганда добрачных сексуальных отношений наносит существенный удар по семье, во многом объясняет непрочность семейных отношений. Корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и такими острыми современными жизненными проблемами как аборты, использование в речи нецензурной лексики (мата), суицид. Оказалось, что среди тех, кто считает обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, значительно выше процент тех, кто настроен на отвержение искусственного прерывания беременности, не приемлет мат, считает, что человек не имеет права лишить себя жизни ни при каких обстоятельствах. И наоборот, среди тех респондентов, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу - человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, значительно выше процент тех, кто приемлет искусственное прерывание беременности, мат, суицид. Для традиционного православного мировоззрения это очевидно, поскольку еще преподобный Иоанн Лествичник сказал, что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Поэтому, с нашей точки зрения, педагогически обоснованным будет возрождение православного мировоззрения и уклада жизни наших дореволюционных предков в отношении к девственной чистоте до брака, к построению семейных отношений, рождению и воспитанию детей в семье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.008 с.) |