Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный этап исследования

Поиск

 

В качестве инструмента исследования нами была разработана анкета «Мировоззрение и жизнь», состоящая из трех вопросников.

Вопросник № 1: направлен на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и на определение степени опоры на христианские ценности в ситуации выбора.

Вопросник № 2: направлен на изучение отношения старшеклассников и учителей к нравственным постулатам Нового Завета.

Вопросник № 3: изучение отношения старшеклассников и учителей к укладу жизни наших предков.

К каждому вопросу анкеты предлагалось 7 вариантов ответов (семибалльная шкала измерений). Респонденту предлагалось выбрать один вариант ответа, наиболее отвечающий его позиции по данному вопросу. Мы получили «простые распределения», то есть процент респондентов, давших тот или иной вариант ответа из семи предложенных. Для нахождения взаимосвязей между некоторыми вопросами и ответами на них был использован корреляционный анализ, при помощи которого были рассчитаны матрицы взаимной сопряженности, коэффициенты х2 и Крамера. На основании этих математических расчетов были сделаны выводы о наличии или отсутствии значимых связей между изучаемыми признаками.

Оценка качества вопросника определялась его валидностью и надежностью. Валидность теста (вопросника) показывает что данный тест (вопросник) измеряет и на сколько хорошо он это делает (7, с.126). Разработанный нами вопросник измеряет степень принятия старшеклассниками христианских ценностей и опоры на них в определении стратегии поведения в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора. Вопросник был представлен на независимую экспертную оценку психологам и священнослужителям для определения валидности по критерию. Валидность по критерию показывает, насколько по результатам теста (вопросника) можно судить об интересующем нас аспекте поведения индивида. Кроме того, валидность (достоверность) получаемых количественных показателей подтверждается качественным выражением отношения респондента к вопроснику, которое он давал письменно в свободной форме после заполнения бланка ответов. Надежность теста (вопросника) проверялась методом повторного тестирования (ретестовая надежность) в пилотном исследовании выборки в 50 человек. Под надежностью понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым. Надежность теста или вопросника показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах являются «истинными», а в какой могут быть приписаны случайности (7, с.97).

В соответствии с первой задачей исследования был разработан вопросник № 1, направленный на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, основанного на принятии или непринятии христианской позиции. Респондентам предлагалось на заданный вопрос выбрать один из семи предложенных вариантов ответа. Среди семи ответов три ответа – нравственно ориентированные, три ответа – нравственно-дезориентированные и один ответ – для тех, кто не может определить свою позицию или ни один из предложенных ответов принципиально не подходит.

Под нравственно ориентированными ответами будем понимать такие ответы, в которых заложено соблюдение христианских заповедей. Те ответы, в которых в той или иной форме сокрыто невыполнение заповедей, будем относить к нравственно дезориентированным ответам. Например, вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение целомудрия до брака?» В вопрос заложено принятие заповеди «не прелюбодействуй». Ответы:

а) да, чтобы тебя не бросили до брака;

б) добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно, не для получения материальной выгоды;

в) желательно сохранять целомудрие до брака;

г) не знаю;

д) сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак;

е) человек сам решает когда, с кем и при каких условиях заниматься сексом;

ж) обязательно хранить целомудрие до брака.

Нравственно ориентированные ответы: ж, в, а.

Нравственно дезориентированные ответы: е, б, д.

Вопросник № 1 содержал 20 вопросов, по два вопроса на каждую из десяти евангельских заповедей.

Для изучения степени принятия христианских ценностей в ситуации выборам нами была разработана система, оценивающая тот или иной ответ в баллах от –3 до 3. Высший балл (три) приписывался тому ответу, который безусловно отражал соблюдение заповеди (в приведенном выше примере это ответ «ж»). Низший балл (минус три) приписывался ответу, направленному на отрицание исполнения заповеди без «смягчающих обстоятельств (в приведенном примере это ответ «е»). Нулевой балл имел ответ «не знаю», «не определился». Остальные баллы (+2, +1) приписывались ответам экспертным путем. Ответу к приведенному выше вопросу оценивались следующим образом:

            е     д     б     г     а     в     ж

            -3    -2    -1    0     1     2     3

Нами введено понятие «коэффициент принятия христианских ценностей» (обозн. Кхц).

 

 

где К i  - балл за ответ на i вопрос, n - число вопросов, на которые получен ответ.

Принятие христианских ценностей отражает положительное значение
К хуху > 0) и означает нравственно ориентированные ответы; непринятие христианских ценностей отражает отрицательное значение К хуху < 0) и означает нравственно дезориентированные ответы. Далее экспертным путем мы установили интервалы (рис.1), позволяющие качественно интерпретировать полученные результаты.

Рис. 1

 

 

 


Мы не ограничили респондентов только выбором ответов на предъявленные вопросы, но дали возможность высказать свое мнение о проведенном опросе и затронутых проблемах в свободной письменной форме. Соотнесение высказывания респондента с коэффициентом принятия им христианских ценностей и его ответами на вопрос, «считаете ли Вы себя верующим и если да, то как часто Вы посещаете церковь» (ответ на этот вопрос не являлся обязательным, но желательным, о чем респондентам говорилось в инструктивной части занятия) позволило нам подтвердить правомерность введенной нами качественной характеристики интервалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.009 с.)