Отношение к добрачным связям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к добрачным связям



Вопрос: Считаете ли Вы необходимым сохранение целомудрия до брака?

Таблица 11

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
да, чтобы тебя не бросили до брака добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно, не для получения материальной выгоды желательно сохранять целомудрие до брака не знаю сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом обязательно хранить целомудрие до брака 1 9,5 7 4 7,5 67 4 1 11,5 20 3 17 38 9,5

 

да, чтобы тебя не бросили до брака добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно, не для получения материальной выгоды желательно сохранять целомудрие до брака не знаю сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом обязательно хранить целомудрие до брака
 

 

 


Проведение исследования показало, что целомудрие как понятие мало известно и как явление не осознанно современными старшеклассниками. Само слово «целомудрие» вызывало вопрос. Вместе с тем, именно целомудрие является основой целостности и внутренней гармонии человеческой личности. Неупорядоченные половые отношения (блуд, распутство) неизбежно разрушают гармонию душевных и телесных начал в человеке и целостность его жизни, ожесточают сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни, рождение и воспитание детей в обстановке семейной стабильности становятся недоступными.

Словарь русского языка С. И. Ожегова дает два значения этого понятия: целомудрие как девственность и целомудрие как строгая нравственность, чистота. Отказ от ценности целомудрия как отказ от девственности есть первая, физиологическая ступень разрушения целостности, заложенной в человеке от рождения, начало разрушения нравственного в человеке. Средствами массовой информации и рядом образовательных программ подросткам внушаются установки, разрушающие естественное чувство стыдливости. Интимные отношения мужчины и женщины представляются как акт телесного удовлетворения, не связанного ни с глубокой внутренней общностью, ни с какими-либо нравственными обязательствами, ни с ориентацией на брак, семью, рождение и воспитание детей. Не столько заботой о репродуктивном здоровье, сколько коммерцией вызваны реклама контрацептивов и программы полового «воспитания». Экономически выгодно, чтобы молодые люди как можно раньше начинали половую жизнь, чтобы налаживалось производство противозачаточных средств, чтобы сначала калечить ими людей, а потом пытаться лечить (бесплодие, венерические заболевания, СПИД).

Исходя из изложенной выше духовно-нравственной установки на добрачные интимные отношения, видим, что выбор, связанный с сохранением целомудрия, является нравственно ориентированным, а выбор, не связанный с сохранением целомудрия, является нравственно дезориентированным, какими бы причинами он ни прикрывался. Крайне дезориентированный выбор определен позицией «человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом», поскольку в данной формулировке, во-первых, знаковым смысловым понятием является «заниматься сексом», а во-вторых, не накладывается никаких ограничений на личный выбор: когда, с кем и на каких условиях человек решает сам.

Таблица 12

 

Варианты ответов суммированные Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: обязательно сохранять целомудрие до брака, желательно сохранить целомудрие; надо сохранять целомудрие до брака, чтобы тебя не бросили 12 30,5
Нравственно дезориентированный выбор: добрачные интимные отношения возможны, человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом 84 66,5
Затруднились ответить 4 3

 

Как видим из табл.12 выбор нравственно ориентированной позиции крайне низок и у старшеклассников (12%), и у учителей (30,5%). Эти данные сопоставимы с данными социолога А.В.Меренкова: 85% юношей и девушек считают, что до 18 лет нужно расстаться с девственностью и 78% подростков одобряют случайные половые связи (50, с.37). Уральским НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии в 2004 году было проведено анонимное исследование молодежи 16-18 лет с целью изучения сексуального поведения, определяющего уровень заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем и было установлено, что 27% школьников отмечали свой сексуальный «дебют» в 13-14 лет, а среди ВИЧ-инфицированных несовершеннолетние составляют 6,7% (50, с.36).

Тот факт, что только 30,5% учителей ратуют за сохранение целомудрия до брака, показывает насколько не устойчивой является педагогическая позиция учителя-воспитателя, насколько они сами не разобрались в принципиальных духовно-нравственных вопросах.

Отношение к супружеской верности

Вопрос: Возможно ли нарушение супружеской верности для находящихся в браке?

Таблица 13

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  возможно и даже полезно возможно, если в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни понимания безусловно, невозможно невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга можно увлечься и изменить, но не разрушать семью трудно сказать   6 41 11,5 2,5 15 16 8   3 25 22 3 28 11 8

 

возможно и даже полезно возможно, если в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни понимания безусловно, невозможно невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга можно увлечься и изменить, но не разрушать семью трудно сказать

 


На первое место у старшеклассников (41%) и на второе место у учителей (25%) при ранжировании выходит ответ о возможности нарушения супружеской верности, если в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни понимания. С точки зрения современного человека, воспитанного средствами массовой культуры на определенных философских и психологических теориях, пропагандирующих свободную «любовь» и свободные от ответственности сексуальные отношения, такой ответ закономерен. Однако в Евангельской заповеди сказано «Не прелюбодействуй» и там нет сноски «а если между мужем и женой уже не будет ни любви, ни понимания, то прелюбодействуй». Более того, в послании к Коринфянам, читаем о том, чем характеризуется любовь: долготерпением, альтруизмом («не ищет своего»), не превознесением и отсутствием гордости (ах, меня не понимают), а главное, «любовь никогда не перестает» (10, с.1444). Сексуальное влечение «перестает», и если только оно положено в основу супружеских отношений, то супружеская верность не обязательна и такой брак не прочен.

Видим, что запугивание, пусть даже реальностью эпидемии заболеваний, передающихся половым путем, мало эффективно: всего 2,5% старшеклассников и 3% учителей высказались о невозможности нарушения супружеской верности по этой причине.

Таблица 14

Варианты ответов суммированные, % Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: безусловно невозможно; невозможно, т.к. это оскорбительно для другого супруга, невозможно, т.к. в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путем 29 53
Нравственно дезориентированный выбор: вполне возможно, возможно и даже полезно, можно увлечься и изменить, но не разрушать семью 63 39
Затруднились ответить 8 8

Видим по табл.14, что нравственно ориентированный выбор относительно верности в супружеских отношениях сделали менее трети старшеклассников (29%) и чуть больше половины учителей (53%). Достаточно большой процент не определившихся в этом вопросе (8%). Как ситуацию неблагополучия надо расценивать то, что 39% учителей сделали нравственно ориентированный выбор относительно верности в супружеских отношениях.

Евангельская заповедь: «Не кради» (восьмая заповедь)

Восьмой заповедью запрещается кража, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим. Запрещая все виды отнятия собственности, эта заповедь повелевает нам быть бескорыстными, честными, трудолюбивыми, милосердными и честными. К восьмой заповеди относятся такие действия как присвоение чужой собственности, утаение или присвоение себе найденного, повреждение чужого имущества, а в случае не злоумышленного повреждения чужого имущества не возмещение нанесенного ущерба (106, с.400-402). На основании этого были сформулированы два вопроса и варианты ответов к ним.

Вопрос: Ты нашел кошелек, в котором деньги и паспорт. Как ты поступишь?

Таблица 15

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу не знаю верну и деньги, и паспорт верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна   20,5 6,5 10,5 33,5 11 3 15   7,5 1,5 13,5 55 5,5 1 16

деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу не знаю верну и деньги, и паспорт верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна

 

Утаение или присвоение найденной вещи, особенно если известен ее хозяин, по Евангельской заповеди, да и по совести говоря, - действие нравственно дезориентированное. Хорошо известно «золотое правило»: никогда не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе. Если ты потерял паспорт и деньги, то, конечно, ты хочешь и надеешься получить их обратно. Возможно, что ты даже готов добровольно от радости, что нашлись документы, возблагодарить человека, но добровольно, без принуждения. Поэтому если ты знаешь, кому принадлежит утерянная вещь, то нужно немедленно постараться ее вернуть. В противном случае неправедное приобретение будет приравниваться к воровству. Как видим из табл.15 и гистограммы позиция безусловного возврата и денег, и паспорта выбрана только 33,5% старшеклассников и 55% учителей. Достаточно большой процент и старшеклассников (10,5%) и учителей (13,5%) не определились или не захотели искренне высказать свое мнение. Вариант ответа «верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение» мы отнесли к нравственно ориентированным, поскольку просьба ни к чему не обязывает пострадавшего и не влияет на решение вернуть найденное, в отличии от позиции «потребую выкуп».

Таблица 16

Варианты ответов суммированные, % Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: верну и деньги, и паспорт; не стану даже поднимать кошелек, чтобы не было соблазна; верну и деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение 59,5 76,5
Нравственно дезориентированный выбор: деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте; буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу; деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп 30 10
Затруднились ответить 10,5 13,5

 

Из табл.16 видно, что на соблюдение заповеди нацелено большинство и старшеклассников (почти 60%), и учителей (76,5%). Однако нравственно дезориентированный выбор сделан каждым третьим старшеклассником и каждым десятым учителем. При этом получается, что число старшеклассников, которые сделали нравственно дезориентированный выбор, в три раза больше, чем число учителей.

Вопрос: Разворачиваясь на своей машине Вы по неопытности повредили
         стоящую на обочине машину. Как Вы поступите?

Вопрос носит проектировочный характер: старшеклассники не имеют свою машину, да и учителя тоже. Однако ситуация реальна в будущем и может расцениваться как прогнозирующая отношение человека к чужой собственности. Вопрос относится к не злоумышленному повреждению чужого имущества, а варианты ответов предусматривают позицию человека возмещать или не возмещать нанесенный ущерб.

Таблица 17

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  если нет хозяина, поскорее уеду уеду, но если меня разыщут, то оплачу ремонт без разговора если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет не знаю дождусь хозяина, и если он потребует, отремонтирую машину уеду, но оставлю номер своего телефона   22,5 35 1,5 5 12 12,5 11,5   10 12 0 4 32,5 26,5 15

 

если нет хозяина, поскорее уеду уеду, но если меня разыщут, то оплачу ремонт без разговора если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет не знаю дождусь хозяина, и если он потребует, отремонтирую машину уеду, но оставлю номер своего телефона


Из приведенных результатов по табл.17 и гистограмме видно, что выбор старшеклассников выпал преимущественно на ответ «если нет хозяина, поскорее уеду» (22,5%), а учителя предпочли не задумываться над ситуацией и не давать конкретного ответа (32,5%). В условиях большого города вопрос очень актуален, и, к сожалению, нравственно ориентированный выбор делается меньшинством: всего 29% старшеклассников, что меньше одной трети, и 45,5% учителей, что меньше половины от всех респондентов (табл.18)

Таблица 18

Варианты ответов суммированные, % Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: найду хозяина и заплачу столько сколько он скажет; дождусь хозяина, и, если он потребует, отремонтирую машину; уеду, но оставлю номер телефона 29 45,5
Нравственно дезориентированный выбор: если нет хозяина, поскорее уеду; уеду, но если меня разыщут, то оплачу ремонт без разговора; если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт 59 22
Затруднились ответить 12 32,5

 

Евангельская заповедь: «Не лжесвидетельствуй» (девятая заповедь)

Девятой заповедью запрещается всякая ложь, например: лжесвидетельствовать на суде; делать ложный донос; наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать, осуждать, укорять, насмехаться; подслушивать, подсматривать, а также, вытекающее отсюда, любопытство к чужим письмам и бумагам. Кроме того, к этой заповеди можно отнести насмешливость (иронию); слишком вольное общение с другими; непристойные шутки и розыгрыши; придирчивость к словам с целью поймать на слове и осмеять, высмеять; многословие; пустословие; излишнюю ориентацию на чужие мнения и т.п. (106, с.437-439). На основании этого были сформулированы два вопроса с вариантами ответов.

Вопрос: В общении мне нравятся люди которые:                                    Таблица 19

 

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  любят быть в центре внимания, остры на язык, иронизируют, могут поймать на слове и с юмором это подать любят поспорить; вольно, непринужденно обращаются с другими, без стеснения обо всем расспрашивают много не говорят, но при этом не подавляют других своим молчанием стараются сориентироваться во мнениях окружающих, понять, что от них хотят и этому соответствовать стараются быть искренними и правдивыми, при этом никого не обидеть ни словом, ни жестом, ни взглядом сдержанны, неторопливы, обдумывают каждое свое слово не задумывался   24   13 5 6 38 4 10   6   2 9 4 70 5 4

 

любят быть в центре внимания, остры на язык, ирони-зируют, могут поймать на слове и с юмором это подать любят поспорить; вольно, непринужденно обращаются с другими, без стеснения обо всем расспрашивают много не говорят, но при этом не подавляют других своим молчанием стараются сориентироваться во мнениях окружающих, понять, что от них хотят и этому соответствовать стараются быть искренними и правдивыми, при этом никого не обидеть ни словом, ни жестом, ни взглядом сдержанны, неторопливы, обдумывают каждое свое слово не задумывался

 

Основной выбор и у старшеклассников (38%), и у учителей (70%) выпал на вариант ответа, что нравятся те, которые в общении «стараются быть искренними и правдивыми, при этом никого не обидеть ни словом, ни жестом, ни взглядом». На втором месте у старшеклассников (24%) находится ответ, который показывает, что им нравятся те, которые любят быть в центре внимания, остры на язык, иронизируют, могут поймать на слове и с юмором это подать, т.е. осмеять, высмеять. С позиции Евангельской заповеди это нравственно дезориентированный выбор. Всего нравственно дезориентированный выбор сделали 43% старшеклассников (табл.20), что говорит о необходимости психолого-педагогического вмешательства и коррекции мировоззренческой установки на выбор в общении.

Таблица 20

Варианты ответов суммированные Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: много не говорят, но при этом не подавляют других своим молчанием; стараются быть искренними и правдивыми; сдержанны, неторопливы, обдумывают каждое свое слово 47 84
Нравственно дезориентированный выбор: любят быть в центре внимания, остры на язык, иронизируют, могут поймать на слове и с юмором это подать; любят поспорить; вольно, непринужденно обращаются с другими, без стеснения обо всем расспрашивают; стараются сориентироваться во мнениях окружающих, понять, что от них хотят и этому соответствовать 43 12
Затруднились ответить 10 4

 

Анализ суммированных вариантов ответов показывает, что позиция на нравственно ориентированный выбор в значительной степени выше у учителей (84% против 47% у старшеклассников). И если изменить мировоззренческую установку старшеклассников на выбор в общении достаточно сложно, то соориентировать тех, которые еще не определились (а их 10%, т.е. каждый десятый старшеклассник колеблется в выборе предпочтения на стиль и характер общения), задача первостепенной важности и для педагогов, и для психологов.

Вопрос: Вас попросили передать письмо знакомому человеку, конверт не заклеен.
           Как Вы поступите?

Таблица 21

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми раз письмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту если письмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану читать не буду – от греха подальше не знаю прочитаю, почему бы и нет   5 5 40 36,5 3,5 4,5 5,5   3 5 57 20 7 5 3

 

я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми раз письмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту если письмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану читать не буду – от греха подальше не знаю прочитаю, почему бы и нет
 

 

 


Преимущественное большинство и учителей (57%), и старшеклассников (40%) считают, что, если письмо не заклеено, значит, люди доверяют и читать письмо не надо. На втором месте стоит также нравственно ориентированный выбор: если мне интересно содержание письма, то спрошу об этом, но читать тайно не стану. В целом нравственно ориентированный выбор по девятой заповеди достаточно велик как у старшеклассников (80%), так и у учителей (84%).

 

 

Таблица 22

Варианты ответов суммированные, % Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: если письмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать; если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану; читать не буду – от греха подальше 80 84
Нравственно дезориентированный выбор: я, конечно, про- читаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми; раз письмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту; прочитаю, почему бы и нет 15,5 13
Затруднились ответить 4,5 3

 

 

Евангельская заповедь: «Не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего; ни поля его; ни раба его; ни рабыни его; ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему»

(десятая заповедь).

Десятой заповедью запрещается не только делать что-либо плохое окружающим нас людям, но запрещаются и всякие дурные, не добрые пожелания и даже мысли по отношению к ним. Грех против этой заповеди называется зависть. Нарушает заповедь тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, кто вожделеет богатства и власти. Чтобы соблюсти десятую заповедь, необходимо хранить себя от всяких худых желаний и мыслей и быть довольным тем, что имеешь. За все надо благодарить Бога, а чужого вовсе не желать, но радоваться за других, если все у них обстоит благополучно и имеется необходимый материальный достаток (106, с.495).

 В прямом смысле к десятой заповеди относится вопрос о том, как поступить, если тебе понравилась жена (муж) соседа («Не желай себе жены ближнего своего»). Относительно завистливого отношения к людям формулируется вопрос о линии поведения, когда в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось          несчастье, и дается соответствующая выборка вариантов ответа.

Вопрос: Мне понравилась жена (муж) моего соседа. Как поступить?

Таблица 23

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  решительно: нравится и хочешь иметь – бери будем дружить по-соседски семьями дружба с противоположным полом возможна, но требует большого внимания, чтобы не выйти за рамки дозволенного, а почему бы и не выйти за рамки дозволенного сразу погасить всякий интерес, чтобы, не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего» не знаю
решительно: нравится и хочешь иметь – бери будем дружить по-соседски семьями дружба с противоположным полом возможна, но требует большого внимания, чтобы не выйти за рамки дозволенного а почему бы и не выйти за рамки дозволенного сразу погасить всякий интерес, чтобы, не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего» не знаю если ей плохо со своим мужем (женой), почему бы не попытать счастья
если ей плохо со своим мужем (женой), почему бы не попытать счастья

  4,5 22,5 29 7,5 9 11 16,5   1,0 21,0 35,0 2,0 23,0 13,0 5,0

 

Наибольшее приятие и у старшеклассников (29%), и у учителей (35%) имеет позиция «дружба с противоположным полом возможна, но требует большого внимания, чтобы не выйти за рамки дозволенного». Примерно одинаково приемлема ситуация дружить по-соседски, семьями. Однако, если старшеклассники в 16,5% делать выбор «если ей плохо со своим мужем (женой), почему бы не попытать счастья», то учителя (23%), видимо умудренные житейским опытом предпочитают позицию «сразу погасить всякий интерес, чтобы, не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего»». В целом, можно сказать относительно данной ситуации, учителя почти на 20% больше выбирают нравственно ориентированную позицию и почти на столько же меньше нравственно дезориентированную (табл.24).

Таблица 24

Варианты ответов суммированные Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: будем дружить по-соседски семьями; дружба с противоположным полом возможна, но требует большого внимания, чтобы не выйти за рамки дозволенного; сразу погасить всякий интерес, чтобы, не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего» 60,5 79
Нравственно дезориентированный выбор: решительно: нравится и хочешь иметь – бери; сразу погасить всякий интерес, чтобы, не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего»; если ей плохо со своим мужем (женой), почему бы не попытать счастья 28,5 8
Затруднились ответить 11 13

Вопрос: Вы узнали, что в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось
         несчастье. Какая линия поведения Вам ближе?

Таблица 25

Варианты ответов, % Старшеклассники Учителя
  порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею наверное порадуюсь: это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги предложу свою помощь – может быть она будет хорошо оплачена не знаю выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» искренне посочувствую им: в горе нет ни богатых, ни бедных   13 1,5 32,5 3 4,5 3,5 42   1 1 40 1 5 1 51

 

порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею наверное порадуюсь: это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги предложу свою помощь – может быть она будет хорошо оплачена не знаю выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» искренне посочувствую им: в горе нет ни богатых, ни бедных
 

Отношение к несчастью людей, в %

В ситуации беды, несчастья с людьми, пусть даже не близкими, не родственниками, поведение и старшеклассников, и учителей определяется преимущественно двумя линиями: выражу сочувствие, по-соседски предложу свои услуги и искренне посочувствую им: в горе нет ни богатых, ни бедных. Вариант ответа «порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею», вскрывающий завистливую позиции, чужд учителям (1% выбора), но, к сожалению, не чужд старшеклассникам (13%). Не приемлемой ни для старшеклассников (1,5%), ни для учителей (1%) позиция злорадства и осуждения: «наверное порадуюсь: это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно», а также позиция злорадства и лжи, криводушия: «выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут»» (3,5% старшеклассников и 1% учителей). Не склонны, в случае несчастья, наживаться на чужой беде, или из корыстных побуждений предлагать помощь: «предложу свою помощь – может быть она будет хорошо оплачена» ни старшеклассники (3%), ни учителя (1%).

Таблица 26

Варианты ответов суммированные, % Старшеклассники Учителя
Нравственно ориентированный выбор: выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги; предложу свою помощь – может быть она будет хорошо оплачена; искренне посочувствую им: в горе нет ни богатых, ни бедных 77,5 92
Нравственно дезориентированный выбор: порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею; наверное порадуюсь: это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно; выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут» 18 3
Затруднились ответить 4,5 5

 

В целом позиция учителей (92%) более нравственно ориентирована, чем позиция старшеклассников (77,5%). Не определившихся в данной ситуации не много как со стороны учителей, так и со стороны старшеклассников.

 

 

Глава 3. Отношение к духовно-нравственным постулатам  

Нового Завета

(Вопросник №2 «Мировоззрение и жизнь»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.065 с.)