Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении



Кафедра психологии

 Берсенева Тамара Александровна

 

Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении

Старшеклассников и учителей

Монография

Санкт-Петербург

2005

 

 


ББК 74.200.53

Б 51

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования

Автор:

Берсенева Т.А., кандидат педагогических наук,

докторант СПбАППО

Рецензенты:

Захарченко М.В., доктор философских наук,

профессор кафедры истории педагогики СПбАППО

Панкова Л.М., доктор философских наук,

профессор кафедры философии и социологии

Ленинградского Государственного Университета им. А.С.Пушкина

Шеховцова Л.Ф., доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии СПбАППО

 

Б 51 Берсенева Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. – СПб.: СПбАППО, 2005. - с.

 

ISBN 5 – 7434 – 0272 – 8

В монографии на репрезентативной выборке исследуются духовно-нравственные ценности и ориентации старшеклассников и учителей, изучается степень принятия ими традиционных для российского народа ценностей, основанных на заповедях Нового Завета. Приводятся результаты исследования, их сравнительный и корреляционный анализ, который позволил выявить наиболее актуальные направления в воспитании подрастающего поколения и темы духовно-нравственного содержания для преподавания в школе.

Монография предназначена для научных работников, работников народного образования, слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, психологов, студентов педагогических ВУЗов, для всех интересующихся вопросами философии и социологии образования.

 

ISBN 5 – 7434 – 0272 – 8

            с  СПбАППО, 2005

                   с Берсенева Т.А., 2005


 

Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении

Старшеклассников и учителей

Монография

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………

 

Часть 1. Исследование духовно-нравственных ценностей и

Ориентаций в мировоззрении старшеклассников и учителей

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования

1.1. Концептуальная основа исследования

1.2. Формирование выборочной совокупности

1.3. Подготовительный этап исследования

Глава 2. Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора

2.1. Анализ полученных результатов по вопроснику №1 «Мировоззрение и жизнь»..

2.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 1 «Мировоззрение и жизнь»…………………………………………………………………………

 

Глава 3. Отношение к духовно-нравственным постулатам

           Нового Завета

3.1. Анализ полученных результатов по вопроснику №2 «Мировоззрение и жизнь»..

3.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 2 «Мировоззрение и жизнь» ………………………………………………………………

 

Глава 4. Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни

            дореволюционной России

4.1. Анализ полученных результатов по вопроснику № 3 «Мировоззрение и жизнь» ……………………………………………………………………………………….

4.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 3 «Мировоззрение и жизнь»……………………………………………………………

Глава 5. Статистический и качественный анализ результатов исследования

5.1. Сравнительный анализ полученных результатов ……………………………….

5.2. Корреляционный анализ полученных результатов………………………………..

5.3. Общие выводы из проведенного исследования……

 

Часть 2. Социально-педагогическое осмысление проблем половой морали в свете полученных результатов исследования

Глава 1. Проблемы воспитания полов в свете христианской нравственности

1. 1. Культурно-историческая традиция как мировоззренческая основа подхода к вопросам пола в России……………………………………………………………….

1. 2. Сексуализация детского сознания в современном мире и ее последствия….

1. 3.  Проблема пола в свете христианской антропологии……………………………..

Глава 2. Современная медицина и генетика:

Приложения

Приложение 1. Вопросник №1 «Мировоззрение и жизнь»: Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора

Приложение 2. Вопросник №2 «Мировоззрение и жизнь»: Отношение к духовно-нравственным постулатам Нового Завета

Приложение 3. Вопросник №3 «Мировоззрение и жизнь»: Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни дореволюционной России

 

 

Введение

Происшедшие в России за последние двадцать лет социально-экономические, политические и правовые изменения явились причиной актуализации духовной и нравственной стороны бытия и трансформации общественных и индивидуальных ценностей и норм. Под нравственной стороной бытия понимается совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность относится к высшей способности души человека, это то, что возвышает человека над его физиологическими потребностями, делает «человека человеком»; духовность – это то высшее, к чему стремится личность, то, что выражается в идеалах добра и зла и имеет метафизические корни. Можно сказать, что духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления человека, а нравственность – это «горизонталь», основы построения личностью отношений с людьми и обществом (129, с.22). Отсюда, под духовно-нравственными ценностями будем понимать принципы и нормы, положенные в основу построения отношений людей друг к другу и обществу и основанные на критериях добра и зла, истинности и ложности.

Система ценностей не создается личностью, а наоборот, созидает и питает личность, усваивается ею. Поэтому принципиально важно осознать, какая система духовно-нравственных ценностей необходимо для воспитания подрастающего поколения. Размышляя над вопросом, каковы те признаваемые в обществе большинством духовно-нравственные ценности, высказываются суждения о непреходящей ценности христианских начал российской культуры, которые оцениваются как жизненные, действенные, созидательные [52, с.3]. Исконные ценности Евангелия, лежащие в основе духовной традиции наших дореволюционных предков, созвучны ценностям, которые следует утвердить как основу жизни граждан современного российского государства. «И не просто утвердить, а поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества зависит, в первую очередь, от духовно-нравственного потенциала молодежи, ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви и своей Родине» [192]. В настоящее время необходимо воссоздать процесс воспитания в российском образовании не на основе идеологии, как это было в недавнем прошлом, а на основе вечных истин и вечных ценностей. Воссоздание, прежде всего, требует определение того, что осталось после разрушения, что осталось в душах людей после разрушения духовно-нравственного наследия тысячелетней православной традиции и уклада жизни, на каких идеалах возможно сегодня начать возрождение. С этой целью мы провели исследование духовно-нравственных ценностей и ориентации старшеклассников и учителей.

Проведенное исследование позволило определить наиболее острые позиции в мировоззрении старшеклассников и учителей. Старшеклассники - те, кому сегодня 16-17 лет, – это наше ближайшее будущее, они через 10-20 лет будут определять судьбу России. От сформированности их мировоззрения в будущем зависит многое: и демографическая ситуация, и нравственная атмосфера в обществе, и, в конечном итоге, качество нашей жизни. Будут ли сегодняшние старшеклассники ориентированы на создание семьи, рождение и воспитание детей, какой идеал семьи будут воссоздавать – многодетной или малодетной? Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами, это естественная система жизни, которая складывалась веками и даже тысячелетиями. Ее нельзя безнаказанно ломать, нарушать – все это скажется, и уже сказалось на здоровье людей, их успехах, благополучии, счастье. Семья – это резерв демографического развития, а преодоление демографического кризиса в России становится вопросом национальной безопасности и независимости.

От мировоззрения сегодняшних старшеклассников зависит, какие отношения будут складываться в обществе. Уже многие осознали, что для того, чтобы жизнь на нашей планете сохранилась и изменилась к лучшему, надо многое менять в духовно-нравственном аспекте. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир, но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас, атмосфера нашей жизни станет более нравственной, спокойной, чистой. И чем больше будет таких людей, тем лучше и радостней будет общество в целом. Принимают ли старшеклассники такую мировоззренческую позицию, хотят ли они добра, ищут ли они его в жизни? Правильно ли они понимают добро, нравственность, любовь? А позиция учителей? Их мировоззренческие установки?

 Нравственное становление личности неотделимо от понимания Бога и Его промысла о человеке, о его предназначении. Ф. М. Достоевский писал: «Без Бога все возможно», - имея в виду снятие внутренних нравственных ограничений и как следствие – асоциальное поведение человека. Тот упадок нравственности, который мы наблюдаем, есть жизненное подтверждение слов великого писателя, мыслителя, философа. Непоколебимый авторитет русской (и не только русской) педагогики К. Д. Ушинский так писал об источнике истинной нравственности: «На что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство? … Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге (нравственного совершенствования), указывая на живой идеал совершенства – Христа. … Из религиозного чувства в душе человека рождаются и лучшие ее побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться…» (26, с. 258-259). Как пишет известный отечественный философ Г.П.Федотов, культура и душа русского народа были существенно христианскими. Искажение, потом разложение христианской души началось в диалектике революции. В большевизме этот процесс разложения закончился. Ему удалось воспитать поколение, для которого уже нет ценности человеческой души – ни своей, ни чужой. Восстановление России, мыслимой как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней христианства, без возвращения ее к христианству как основе ее душевно-духовного мира. Без религии – это не нация, а человеческое месиво… (186, с.42-43).

Так трактуются вопросы воспитания в русле духовной традиции отечественной культуры и уклада жизни. Проведенное исследование позволило выявить, насколько такое понимание взаимосвязи воспитания и нравственности близко учителям, насколько сами педагоги сегодня правильно понимают нравственные истины и насколько их сознание затемнено различными псевдонаучными «открытиями» и теориями.

Монография «Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей» представляет результаты исследования особенностей нравственного выбора и степень опоры на христианские ценности в решении различных прогнозируемых жизненных ситуациях; результаты исследования отношения старшеклассников и учителей к нравственным постулатам Нового Завета и отношения к укладу жизни наших дореволюционных предков. Материалы монографии могут быть интересны и полезны широкому кругу работников образования, социологам, психологам, религиоведам, научным работникам, а также родителям и всем тем, кого волнуют проблемы молодежи.


Диаграмма 20

 

 

Из тех, кто считает, что человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом (смотри шестую строку), 71,9% выбрали нравственно дезориентированные ответы; при этом 6,9% считают полезным измену в супружеских отношениях, 43,5% оправдывают измену отсутствием любви и понимания между супругами, 21,5% считают возможным увлечься и изменить, но только не разрушать семью. Не определившихся оказалось 7,2%.

Респонденты, считающие, что человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом

Диаграмма 21

 

Таким образом, проведенный корреляционный анализ показал взаимосвязь между серией показателей ответов на вопрос: Считаете ли Вы необходимым сохранение целомудрия до брака? и серией показателей ответов на вопрос: Возможно ли нарушение супружеской верности для находящихся в браке? Оказалось: не ориентированный на хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, не нацелен на сохранение верности в браке. Поэтому утверждение о том, что добрачный интимный опыт помогает в устроении прочной семейной жизни, неверно и можно сделать вывод, что существующая в СМИ и соответствующей литературе воспевание и пропаганда добрачных сексуальных отношений наносит существенный удар по семье, во многом объясняет непрочность семейных отношений в молодых семьях. При этом вспомним, насколько попрана ценность целомудрия и девственной чистоты до брака: высказались «за» всего лишь около 12% старшеклассников и 30,5% учителей, и насколько велик процент респондентов, не ставящих никаких духовно-нравственных ограничений на интимные отношения (таблица 9, с.35). Значит, для того чтобы изменить отношения в семье, нестабильность браков необходимо изменение общественного сознания и возвращение его на признание ценности целомудрия, девственной добрачной чистоты.

Рассмотрим следующую серию показателей ответов на пару сопряженных вопросов (3;25).

Вывод пятый.

Проведенный нами корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и верности в супружеской жизни: 75,5 % старшеклассников, считающих обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, настроены на сохранение верности в супружеских отношениях; а из тех старшеклассников, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу - человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, 71,9% считают нарушение верности в браке возможным и иногда даже полезным. Другими словами: не хранящий девственную чистоту до брака, не ориентирован на сохранение верности в браке. Поэтому утверждение, бытующее сегодня и у молодежи, и у более старшего поколения о том, что добрачный интимный опыт помогает в устроении прочной семейной жизни, неверно и можно сделать вывод, что существующая пропаганда добрачных сексуальных отношений наносит существенный удар по семье, во многом объясняет непрочность семейных отношений.

Корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и такими острыми современными жизненными проблемами как аборты, использование в речи нецензурной лексики (мата), суицид. Оказалось, что среди тех, кто считает обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, значительно выше процент тех, кто настроен на отвержение искусственного прерывания беременности, не приемлет мат, считает, что человек не имеет права лишить себя жизни ни при каких обстоятельствах. И наоборот, среди тех респондентов, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу - человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, значительно выше процент тех, кто приемлет искусственное прерывание беременности, мат, суицид.

Для традиционного православного мировоззрения это очевидно, поскольку еще преподобный Иоанн Лествичник сказал, что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Поэтому, с нашей точки зрения, педагогически обоснованным будет возрождение православного мировоззрения и уклада жизни наших дореволюционных предков в отношении к девственной чистоте до брака, к построению семейных отношений, рождению и воспитанию детей в семье.

 

 


ДАЛЕЕ ТЕКСТ ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«ВОПРОСЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ …

                   С. 37 – 54

ДАЛЕЕ 3.2. ВРЕМЯ ЛИЧНОСТНОГО НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

(НАБРАНО В ПЕЙДЖ МЕПЙКЕРЕ)
3.3. Воспитание целомудренного отношения к вопросам пола

Явление телегонии доказало, понятие «Девичья честь» - понятие нравственно-генетическое. Это имеет чрезвычайно важный педагогический вывод. Если мужчина и женщина хотят (и могут) иметь своего ребенка, его воспитывать, если хотят иметь сына, дочь, понимающих, любящих своих родителей и не относящихся к отцу и матери как к чужим, то недопустимы никакие добрачные интимные отношения ни со стороны женщины, ни со стороны мужчины. Сексуальная связь с каждым последующим партнером приводит к изменению родовой генетики, ведет в последствии при создании семьи к внутреннему отчуждению и враждебности детей и родителей, и это передается из поколения в поколение.

Девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род. Это есть основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства. Именно поэтому все религиозные конфессии требуют беречь и укреплять девичью и юношескую, мужскую и женскую нравственность и в семье, и на уровне государства. Евангельская истина о том, что по причине беззакония во многих охладеет любовь подтверждается, в очередной раз, жизнью. Невидимое беззаконие в сфере интимной жизни людей сегодня оборачивается видимым беззаконием в обществе: здоровых детей практически не рождается, гинекологические и урологические заболевания преследуют женщин и мужчин, фрустрация, отчужденность, озлобленность, криминальная ситуация, суицид. Как мы показали в предыдущих главах выбор и выход есть всегда, но это надо осознать и принять соответственное решение. Помощь осознать происходящее и принять правильное грамотное решение относительно устройства личной жизни в сфере пола вступающей в жизнь молодежи – задача педагогики, причем педагогики духовно и нравственно ориентированной.

К семейной жизни в наше не целомудренное время, когда разрушен уклад семейной жизни и здоровых семей как и здоровых людей практически нет, необходимо готовить еще в школе, задавая правильные духовно-нравственные установки. Так, например, чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы. В наше же время это явление преподносится как норма. В жизни наших предков нормой было венчание. В церкви над головами жениха и невесты держат венцы – символ мученичества. Мученичества, потому что человек решается жить для дру гого, отказывается от жизни лишь для себя любимого, т.е. переступает через свой эгоизм. Причем не на один день, не на несколько лет, а на всю жизнь. Сегодня в век неслыханных соблазнов и удовольствий – это подвиг. Подвиг во имя истинно по христиански понимаемой любви, во имя рождения здорового поколения. Во имя процветания нации.

Таким образом, воспитание целомудренного отношения к вопросам пола будет заключаться в следующем:     

· Формирование установки на воздержание, девственную чистоту до брака и интимную чистоту и верность в супружеской жизни,

· Мотивирование на создание семьи, рождение и воспитание детей, формирования идеала семьи многодетной,

· Осознание связи между репродуктивным здоровьем человека и демографической ситуацией в России; формирование личной нравственной ответственности за демографическую ситуацию.

Наиболее полно воспитание целомудренного отношения к вопросам пола заложено в примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (142), (143). Изучаемые знания по данному предмету подразделяются на восемь содержательных линий:

1. Православная христианская картина мира (Православное мировоззрение)

2. История православной религии и культуры

3. Православная культура и религии мира

4. Письменная культура Православия (Православная словесность)

5. Православный образ жизни

6. Нравственная культура Православия

7. Художественная культура Православия

8. Православие – традиционная религия русского народа.

Первая, пятая и шестая из перечисленных содержательных линий дают возможность всесторонне рассмотреть проблему воспитания целомудренного отношения к вопросам пола. Примерный состав содержательных линий, позволяющий это сделать, следующий (143, с. 16-24):

Православная христианская картина мира

Православная антропология. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Брак и семья в православной культуре. Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Обожение человеческой природы. Спасение.

Православный образ жизни

Православный образ жизни (уклад жизни). Правила устройства православного дома. Православная семья как «малая Церковь». Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Молитвенная культура Православия: виды молитв, молитва личная и храмовая, молебны, православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи.

 

Нравственная культура Православия

Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека. Семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития.

Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия – заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства.

Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; закон и благодать. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди блаженства, Нагорная проповедь. Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, в семье, обществе. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Благотворительность, милостыня. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви, соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре Православия. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига, необходимость духовного руководства в аскетической практике. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях.

Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики. Православная экологическая культура.

Новомученики и исповедники Российские. Царская семья.       

По свидетельству академика РАО В.С.Леднева во многих государственных учебных заведениях страны и в воскресных школах в том или ином виде уже давно преподаются основы православной культуры (142, с.7). Анализ обобщения опыта изучения предмета «Православная культура» на примере российских регионов проведен Центром «Покров» (142). Приведем основные образовательные элементы содержания учебного предмета «Православная культура» на основе имеющегося опыта.

Начальная общеобразовательная школа

 

1. Православное мировоззрение

Бог. Мир Божий. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Религия и культура. Религия и наука. Церковь. Православие. Крест. Воскресение. Символ веры.

 

2. Нравственно-этическая культура Православия

Добро и зло в наших поступках. Грех. Совесть. Благочестие внешнее и внутреннее. Скромность. Послушание. Правила доброго поведения. Христианские добродетели вера, надежда, любовь. Любовь к Богу. Любовь к братьям и сестрам. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Зависть. Наказание. Покаяние. Прощение.

 

3. Православный образ жизни.

Православная семья. Православные праздники. Новый год и святое рождество. Святки. Крещение. Пасха. Пасхальные подарки. Семейные праздники. День Ангела. Устройство и освящение православного дома. Православный храм. Приход. Таинства. Обряды. Православное благочестие: молитва, пост, милостыня. Православный быт и хозяйство. Православная культура общения. Монашеский образ жизни. Паломничество по святым местам. Православное отношение к труду. Защита Отечества.

 

Основная общеобразовательная школа

1. Православное мировоззрение.

Смысл и цель человеческой жизни. Священный дар жизни. Вера, знание и наука. Христианство и наука. Два способа познания мира. Свидетельства бытия Божия. Причины неверия в Бога. Согласованность библейской и научной картины мира. Человек как образ Божий. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное учение о спасении. Счастье в православном понимании. Православное учение о конце мира. Воскресение. Понятие прогресса. Святость как идеал жизни.

 

2. Нравственно-этическая культура Православия

Лучшие желания человека. Совесть как голос Божий в человеке. Понятие об Откровении. Заповеди Божии. Добродетели. Грех как нарушение заповедей. Страсти. Пороки. Православное понимание свободы человека. Любовь Божия к людям. Чудеса Господни. Ответственность. Обязанности человека по отношению к Богу. Обязанности человека по отношению к самому себе (добродетели и пороки). Жертвенна любовь. Материнская любовь. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Борьба с грехом. Христианская аскетика. Смысл жизни. Притча о талантах. Жизнь после смерти. Нагорная проповедь. Золотое правило. Вера и добрые дела. Правда и ложь. Лицемерие. Жадность и бережливость. Притча о богатстве.

3. Православный образ жизни.

Семья как малая Церковь. Православный календарь. Таинства Церкви. Рождение ребенка. Выбор имени. Крещение. Таинство брака. Здоровый образ жизни. Таинство соборования. Свадебные обычаи. Обязанности мужа и жены в семье. Воспитание детей. Веронаучение. Почитание родителей. Родительское благословение. Отношение к смерти духовной и физической. Понятие святости. Почитание святых. Иконы и домашние святыни. Чудотворные иконы. Отношение к храму. Домовые храмы. Молитва. Молитвы православных людей в смертельной опасности. Правила участия в храмовых богослужениях. Покаяние. Причастие. Молебны. Поминовение усопших родных. Милосердие и помощь нуждающимся и немощным. Благотворительность. Меценатство.

 

Житийная литература: Царская семья, новомученики Российские.

 

Заложенные в программу курса «Основы православной культуры» вышеизложенные положения нашли отражение в написанном нами в соавторстве со священником А. Мороз учебном пособии «Уроки добротолюбия» для среднего школьного возраста (108). Учебное пособие имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

Приведем оглавление данного учебника.

Введение

Глава 1. КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК

1. Создание человека и его предназначение

2. Грехопадение человека

3. Понятие о душе человека

4. Духовное устроение человека

5. Последствия грехопадения

6. Изначальное целомудрие человека

7. Понятие о первородном грехе

8. Понятие о страстях

9. Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека

10. Свобода человека и его произволение

11. Кому мы уподобляемся

12. Жизнь по совести

Глава 2. НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

1. Ценности человеческой жизни

2. Что такое хорошо и что такое плохо

3. Жизнь с Богом

4. Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

5. Вера без дел мертва

6. Духовное чтение

7. Богомыслие и молитва

8. Труды во славу Божию

9. Труды на благо отечества

10. Труды на пользу ближнего

11. Так в чем же состоит истинное здоровье

12. Уклад человеческой жизни

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА

1. Характер христианина

2. Понятие о воздержании

3. Воздержание тела

4. Воздержание души

- Хранение ума и чувств от пагубной информации

- Хранение ума и чувств от мечтаний и фантазий

- Хранение ума и чувств от компьютерных игр

- Хранение ума и чувств от духовных и еретических заблуждений

5. Воспитание характера через послушание

6. Воспитание характера словом

7. Воспитание характера трудолюбием

- Дела духовного милосердия

- Учебные и трудовые дела

8. Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек

9 Не будь обидчивым

10. О дружбе и о влиянии сверстников

11. Как относиться к наказаниям

ГЛАВА 4. О девстве, браке, семье

1.Общие наставления

2. Влюбленность

3. Непридуманная история

4. Царская семья

5. Государь император Николай II

6. Государыня императрица Александра Федоровна

7. Переписка царевича Николая с принцессой Аликс в период помолвки

8. Обретение целостности в семейной жизни

9. Брак гражданский и брак церковный

10. Таинство венчания

11. О верности

12. Отношение в христианской семье

13. Идеал – семья многодетная

14. Понятие о репродуктивном здоровье

15. Недостойные формы полового поведения

16. Быть нужным

Заключение

 

Таким образом, мы показали, что в настоящее время существует настоятельная потребность в воспитании целомудренного отношения молодежи к проблемам пола и что существует реальная возможность эту работу проводить в стенах образовательных учреждений.


Приложения

Приложение 1. Вопросник №1 «Мировоззрение и жизнь»: Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора

Вопросник № 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЖИЗНЬ

Вопросник на изучение особенностей поведения личности
в разных жизненных ситуациях

Инструкция

Из разных вариантов ответов на вопросы выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими действиями и представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается искренне и по первому побуждению. Возможно, здесь нет Вашего варианта ответа, тогда выберите наиболее Вам подходящий и заполните таблицу.

Библиография к диссертации

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Репринтное издание 1900. – Джорданвиль: 1970. – 300 с.

2. Алексеев Г. Истинность религии. – М.: 1998. – 96 с.

3. Алифанов А.А. Очищение через пост. – СПб.: ИК «Комплект», 1997. – 220с.

4. Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-мученика Николая II Великого Страстотерпца. - Джорданвилль, изд. Свято-Троицкого монастыря, 1983. – 152 с.

5. Амвросий (Ключарев), архиепископ. О семейном счастье и христианском воспитании. Духовные поучения. – М.: Сестричество во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 1997. – 160 с.

6. Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. Сборник статей. – Пермь, 2000. – 206 с.

7. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982.- Кн.1, 320 с.

8. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982.- Кн.2, 296 с.

9. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. – М.: Педагогика, 1987. – 560 с.

10. Библия. – СПб.: Синодальная типография, 1898. – 1548 с.

11. Базарный В.Ф. Проект социальной программы формирования государственной политики воспитания здоровых поколений детей и подростков.// Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности, № 1-2, 2001, с.63-69.

12. Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание студентов на основе ценностей отечественной культуры // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. Научно-практический семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М.: 2004. – с. 58-60.

13. Беляева Н.В. Сравнительное исследование духовно-нравственных ценностных ориентаций педагогов. Дипломная работа. – СПбГУПМ, каф. Психологии, рук. проф. Шеховцова Л.Ф., 2002. – 65 с.

14. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – Архангельск: Северо–Западное книжное издательство, 1985. – 304 с.

15. Берсенева Т.А., Горленкова С.В. Духовно-нравственное освещение вопросов пола в школьном курсе биологии. Учебно-методическое пособие для учителей. СПб, СПбАППО, 2004. – 88 с.

16.  Берсенева Т.А., Мельникова Т.В. Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (психолого-педагогический аспект): Учебно-методическое пособие для учителей. - СПб.: СПбАППО, 2004. – 114 с.

17. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности. Учебно-методическое пособие для учителей. - СПб.: СПбАППО, 2004. – 92 с.

18. Бобылев Е. Телегония – наказание за блуд. // Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий. – М.: Псалтирь, 2004. – с.10-38.

19. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. // Школа духовности, №5, 1999. – с.41-52.

20. Боханов А.Н. Император Николай II. – М.: Русское слово, 1998. – 568 с.

21. Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. – 71 с.

22. Великие мысли, кратко реченные. Более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви. – СПб.: Общество св. Василия Великого, 2001. – 576 с.

23. Взаимодействие науки, философии и религ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.16 с.)