Б 51 берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – спб. : спбаппо, 2005. - с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б 51 берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – спб. : спбаппо, 2005. - с.



 

ISBN 5 – 7434 – 0272 – 8

В монографии на репрезентативной выборке исследуются духовно-нравственные ценности и ориентации старшеклассников и учителей, изучается степень принятия ими традиционных для российского народа ценностей, основанных на заповедях Нового Завета. Приводятся результаты исследования, их сравнительный и корреляционный анализ, который позволил выявить наиболее актуальные направления в воспитании подрастающего поколения и темы духовно-нравственного содержания для преподавания в школе.

Монография предназначена для научных работников, работников народного образования, слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, психологов, студентов педагогических ВУЗов, для всех интересующихся вопросами философии и социологии образования.

 

ISBN 5 – 7434 – 0272 – 8

            с  СПбАППО, 2005

                   с Берсенева Т.А., 2005


 

Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении

Старшеклассников и учителей

Монография

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………

 

Часть 1. Исследование духовно-нравственных ценностей и

Ориентаций в мировоззрении старшеклассников и учителей

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования

1.1. Концептуальная основа исследования

1.2. Формирование выборочной совокупности

1.3. Подготовительный этап исследования

Глава 2. Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора

2.1. Анализ полученных результатов по вопроснику №1 «Мировоззрение и жизнь»..

2.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 1 «Мировоззрение и жизнь»…………………………………………………………………………

 

Глава 3. Отношение к духовно-нравственным постулатам

           Нового Завета

3.1. Анализ полученных результатов по вопроснику №2 «Мировоззрение и жизнь»..

3.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 2 «Мировоззрение и жизнь» ………………………………………………………………

 

Глава 4. Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни

            дореволюционной России

4.1. Анализ полученных результатов по вопроснику № 3 «Мировоззрение и жизнь» ……………………………………………………………………………………….

4.2. Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 3 «Мировоззрение и жизнь»……………………………………………………………

Глава 5. Статистический и качественный анализ результатов исследования

5.1. Сравнительный анализ полученных результатов ……………………………….

5.2. Корреляционный анализ полученных результатов………………………………..

5.3. Общие выводы из проведенного исследования……

 

Часть 2. Социально-педагогическое осмысление проблем половой морали в свете полученных результатов исследования

Глава 1. Проблемы воспитания полов в свете христианской нравственности

1. 1. Культурно-историческая традиция как мировоззренческая основа подхода к вопросам пола в России……………………………………………………………….

1. 2. Сексуализация детского сознания в современном мире и ее последствия….

1. 3.  Проблема пола в свете христианской антропологии……………………………..

Глава 2. Современная медицина и генетика:

Подтверждение богословских знаний

2.1. Явление телегонии и традиционный взгляд на девственность………………..

2.2. Генетические последствия неупорядоченных половых отношений на последующие поколения………………………………………………………………………..

2.2. Необходимость обращения к христианским ценностям в деле нравственного    воспитания молодежи…………………………………………………………………..

Глава 3. Педагогические установки на воспитание полов с позиции

научных знаний и христианской нравственности

3.1. Современная школа и христианские дети: анализ учебных программ и школьных учебников………………………………………………………………………

3.2.  Время личностного нравственного выбора: позиция учителя……………………..

3.3. Воспитание целомудренного отношения к вопросам пола…………………………

 

Библиография …………………………………………………………….

 

Приложения

Приложение 1. Вопросник №1 «Мировоззрение и жизнь»: Духовно-нравственные ценности в ситуации выбора

Приложение 2. Вопросник №2 «Мировоззрение и жизнь»: Отношение к духовно-нравственным постулатам Нового Завета

Приложение 3. Вопросник №3 «Мировоззрение и жизнь»: Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни дореволюционной России

 

 

Введение

Происшедшие в России за последние двадцать лет социально-экономические, политические и правовые изменения явились причиной актуализации духовной и нравственной стороны бытия и трансформации общественных и индивидуальных ценностей и норм. Под нравственной стороной бытия понимается совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность относится к высшей способности души человека, это то, что возвышает человека над его физиологическими потребностями, делает «человека человеком»; духовность – это то высшее, к чему стремится личность, то, что выражается в идеалах добра и зла и имеет метафизические корни. Можно сказать, что духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления человека, а нравственность – это «горизонталь», основы построения личностью отношений с людьми и обществом (129, с.22). Отсюда, под духовно-нравственными ценностями будем понимать принципы и нормы, положенные в основу построения отношений людей друг к другу и обществу и основанные на критериях добра и зла, истинности и ложности.

Система ценностей не создается личностью, а наоборот, созидает и питает личность, усваивается ею. Поэтому принципиально важно осознать, какая система духовно-нравственных ценностей необходимо для воспитания подрастающего поколения. Размышляя над вопросом, каковы те признаваемые в обществе большинством духовно-нравственные ценности, высказываются суждения о непреходящей ценности христианских начал российской культуры, которые оцениваются как жизненные, действенные, созидательные [52, с.3]. Исконные ценности Евангелия, лежащие в основе духовной традиции наших дореволюционных предков, созвучны ценностям, которые следует утвердить как основу жизни граждан современного российского государства. «И не просто утвердить, а поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества зависит, в первую очередь, от духовно-нравственного потенциала молодежи, ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви и своей Родине» [192]. В настоящее время необходимо воссоздать процесс воспитания в российском образовании не на основе идеологии, как это было в недавнем прошлом, а на основе вечных истин и вечных ценностей. Воссоздание, прежде всего, требует определение того, что осталось после разрушения, что осталось в душах людей после разрушения духовно-нравственного наследия тысячелетней православной традиции и уклада жизни, на каких идеалах возможно сегодня начать возрождение. С этой целью мы провели исследование духовно-нравственных ценностей и ориентации старшеклассников и учителей.

Проведенное исследование позволило определить наиболее острые позиции в мировоззрении старшеклассников и учителей. Старшеклассники - те, кому сегодня 16-17 лет, – это наше ближайшее будущее, они через 10-20 лет будут определять судьбу России. От сформированности их мировоззрения в будущем зависит многое: и демографическая ситуация, и нравственная атмосфера в обществе, и, в конечном итоге, качество нашей жизни. Будут ли сегодняшние старшеклассники ориентированы на создание семьи, рождение и воспитание детей, какой идеал семьи будут воссоздавать – многодетной или малодетной? Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами, это естественная система жизни, которая складывалась веками и даже тысячелетиями. Ее нельзя безнаказанно ломать, нарушать – все это скажется, и уже сказалось на здоровье людей, их успехах, благополучии, счастье. Семья – это резерв демографического развития, а преодоление демографического кризиса в России становится вопросом национальной безопасности и независимости.

От мировоззрения сегодняшних старшеклассников зависит, какие отношения будут складываться в обществе. Уже многие осознали, что для того, чтобы жизнь на нашей планете сохранилась и изменилась к лучшему, надо многое менять в духовно-нравственном аспекте. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир, но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас, атмосфера нашей жизни станет более нравственной, спокойной, чистой. И чем больше будет таких людей, тем лучше и радостней будет общество в целом. Принимают ли старшеклассники такую мировоззренческую позицию, хотят ли они добра, ищут ли они его в жизни? Правильно ли они понимают добро, нравственность, любовь? А позиция учителей? Их мировоззренческие установки?

 Нравственное становление личности неотделимо от понимания Бога и Его промысла о человеке, о его предназначении. Ф. М. Достоевский писал: «Без Бога все возможно», - имея в виду снятие внутренних нравственных ограничений и как следствие – асоциальное поведение человека. Тот упадок нравственности, который мы наблюдаем, есть жизненное подтверждение слов великого писателя, мыслителя, философа. Непоколебимый авторитет русской (и не только русской) педагогики К. Д. Ушинский так писал об источнике истинной нравственности: «На что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство? … Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге (нравственного совершенствования), указывая на живой идеал совершенства – Христа. … Из религиозного чувства в душе человека рождаются и лучшие ее побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться…» (26, с. 258-259). Как пишет известный отечественный философ Г.П.Федотов, культура и душа русского народа были существенно христианскими. Искажение, потом разложение христианской души началось в диалектике революции. В большевизме этот процесс разложения закончился. Ему удалось воспитать поколение, для которого уже нет ценности человеческой души – ни своей, ни чужой. Восстановление России, мыслимой как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней христианства, без возвращения ее к христианству как основе ее душевно-духовного мира. Без религии – это не нация, а человеческое месиво… (186, с.42-43).

Так трактуются вопросы воспитания в русле духовной традиции отечественной культуры и уклада жизни. Проведенное исследование позволило выявить, насколько такое понимание взаимосвязи воспитания и нравственности близко учителям, насколько сами педагоги сегодня правильно понимают нравственные истины и насколько их сознание затемнено различными псевдонаучными «открытиями» и теориями.

Монография «Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей» представляет результаты исследования особенностей нравственного выбора и степень опоры на христианские ценности в решении различных прогнозируемых жизненных ситуациях; результаты исследования отношения старшеклассников и учителей к нравственным постулатам Нового Завета и отношения к укладу жизни наших дореволюционных предков. Материалы монографии могут быть интересны и полезны широкому кругу работников образования, социологам, психологам, религиоведам, научным работникам, а также родителям и всем тем, кого волнуют проблемы молодежи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.013 с.)